Рок-концерты сокращают жизнь произведениям искусства
Звуковые вибрации, сопровождающие рок-концерты, наносят ущерб близлежащим зданиям и находящимся в них произведениям искусства, полагают российские исследователи
Звуковые вибрации, сопровождающие рок-концерты, наносят ущерб близлежащим зданиям и находящимся в них произведениям искусства, полагают российские исследователи. Ученые изучали воздействие на коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге состоявшихся за последние три года на примыкающей к музею Дворцовой площади концертов Rolling Stones, Пола Маккартни и других звезд.
Предварительные результаты трехлетнего исследования, которые пока доступны только специалистам и сейчас изучаются во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И. Э. Грабаря в Москве, показывают, что каждые 10 концертов мощностью свыше 82 децибел добавляют по году к возрасту картин.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в интервью газете The Independent сказал, что организации по всему миру должны проявить обеспокоенность по поводу уровня звука, который сокращает жизнь произведений искусства: «Предварительные результаты свидетельствуют о том, уровень звука в залах, выходящих на [Дворцовую] площадь, не должен превышать 80–82 децибел. Мы будем изучать этот вопрос. Думаю, это серьезная проблема, и не только для России».
Пиотровский добавил, что, возможно, концерты, проводимые вблизи особняков и выставочных залов, также вредят зданиям, книгам и памятникам.
Пять лет назад — при подготовке концерта Пола Маккартни на Васильевском спуске — с подобной проблемой уже не в первый раз столкнулись в Москве. Тогда Игорь Митичкин, заместитель директора Государственного исторического музея, частью которого является собор Василия Блаженного, уверенно заявил о том, что вибрация во время концертов на Красной площади отрицательно влияет на исторические здания близ Кремля.
В прошлом году в преддверии концерта Rolling Stones директор Эрмитажа Михаил Пиотровский был обеспокоен настолько, что он достиг соглашения с группой о том, чтобы приглушить громкость во время концерта на Дворцовой площади, чтобы защитить работы XIX и XX века таких мастеров, как Сезанн и Матисс, размещенные в крыле дворца, выходящем на площадь. В 2004 году он был крайне недоволен, когда концерт Маккартни сотряс окна музея.
«Концерт Rolling Stones был не выше 85 децибел, что довольно громко. Звук надо концентрировать в определенном направлении. Во время концертов наши люди регулируют звук. Если он превышает пределы, мы можем что-то с этим сделать», — отметил он, добавив: «Было несколько ужасных концертов российских рок-групп. Один-два концерта на площади в год — это еще возможно, но не больше. Мы понимаем, что это площадь, но должны же быть пределы. Пять концертов классической музыки — это нормально».
В настоящее время рассматривается вопрос о воздействии рок-концертов на британские коллекции. Прошлым летом в концертах в Сомерсет-Хаус в центре Лондона, где хранится коллекция Института Курто, включающая работы Сезанна и Ван Гога, приняли участие Эми Уайнхаус, Kasabian и Black Rebel Motorcycle Club.
Руководитель Галереи Курто Эрнст Вегелин очень заинтересовался исследованиями, проведенными в Эрмитаже. «Здесь у нас двойное стекло, и звук не достигает зданий, но было бы интересно взглянуть на это исследование. В вибрациях нет ничего хорошего», — заявил он.
Организация English Heritage, которая в течение двух летних месяцев проводит концерты в Кенвуд-Хаус на севере Лондона, сообщила, что их мощность не превышает 55 децибел и что они устраиваются на расстоянии 400 метров от здания.
Генри Литтон-Коббольд, владелец поместья Небворт, в котором проводились концерты Led Zeppelin и Rolling Stones, отметил, что организация коммерчески успешных концертов необходима для выживания поместья.
Концерты проводятся прямо перед домом, что является, по словам Литтон-Коббольда, «частью опыта». Однако он выразил обеспокоенность по поводу состояния здания, с которого облетает штукатурка.
Британские музеи, в которых проводятся концерты
Кенвуд: содержит работы Рембрандта, Тернера, Рейнолдса, Вермеера и Гейнсборо. Особняк в лондонском Хампстед-Хисе проводит концерты под открытым небом на протяжении 55 лет. Этим летом там пройдут концерты Руфуса Уэйнрайта и Ван Моррисона.
Сомерсет: в одном крыле Галерея Курто хранит работы импрессионистов и постимпрессионистов, наряду с набросками Микеланджело. Среди артистов, которые выступят в этом году, — The Fratellis и Даффи.
Небворт: сделавшее себе имя в 1970-х на концертах Led Zeppelin и Queen, поместье было выбрано группой Oasis для проведения их крупнейшего концерта в 1996 году и Робби Уильямсом в 2003 году. Тогда он выступил для 375 тысяч человек. В музее представлена постоянная экспозиция индийских артефактов и живопись Уинстона Черчилля.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080625_rock_concert.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080625_rock_concert.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.