Самые дорогие американцы в Москве
ARTinvestment.RU   14 августа 2007

До 9 сентября 2007 года в Пушкинском музее (ул. Волхонка, 12) продлится выставка «Новый Свет. Три столетия американского искусства». Около ста полотен из нескольких десятков музеев и частных собраний призваны в наибольшей степени отразить многообразие нап

До 9 сентября 2007 года в Пушкинском музее (ул. Волхонка, 12) продлится выставка «Новый Свет. Три столетия американского искусства». Около ста полотен из нескольких десятков музеев и частных собраний призваны в наибольшей степени отразить многообразие направлений американского искусства. Проект был реализован фондом Соломона Р. Гуггенхайма в партнерстве с Фондом американского искусства Терра. Как-то так удачно сложилось, что выставку удалось приурочить к 200-летию установления дипотношений США с Россией. И вряд ли стоит искать дипломатический сигнал в том, что «Три столетия американского искусства» приехали к нам из Пекина, а не из Нью-Йорка, словно заскочив по дороге.

На открытие выставки на мотоцикле приехал Денис Хоппер — хороший актер и режиссер фильма «Беспечный ездок» (1969), культового для американских семидесятых прошлого века в том же смысле, в каком «Бригада» стала культовым для наших двухтысячных. Но Хоппер в контексте выставки важен не столько как актер или художник (он рисует), а как свидетель эпохи. Художники Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския, галерист Лео Кастелли — это все его закадычные друзья по нью-йоркской арт-галерейной тусовке восьмидесятых. Это романтическое время зрелого поп-арта и молодого американского неоэкспрессионизма. Модные клубы, художники нарасхват, нетрезвая работа и нетрезвые выставки, для посещения которых даже от самых напыщенных денежных мешков требовалось изрядное чувство юмора, — все это те восьмидесятые, интересно показанные в фильме «Баския» (где Деннис Хоппер лишь в силу возраста не смог играть самого себя, ограничившись ролью галериста).

Кого же привезли американцы из Пекина? У жанра ретроспективы есть понятные издержки, поэтому три века — это все-таки многовато, хватило бы и последних лет шестидесяти. Работы художников-колонистов, да и почти все до американского XX века имеет, по сути, лишь национальное значение, а не мировое — примерно так же, как русский XVIII век. Есть, конечно, исключения типа Джона Сингера Сарджента, но его все равно сложно назвать главной фигурой в импрессионизме. По-настоящему мощный эмоциональный взрыв, который и заставил говорить об американском искусстве, — это заслуга преимущественно художников второй половины XX века. Которых — по опять же понятным железно-занавесным причинам — в российских музеях почти нет, а исключения редки и не совсем показательны. Так, за годы посещения Пушкинского музея могло показаться, что крупнейший американский художник — это экологический фотореалист Рокуэлл Кент...

Словом, «Новый Свет» — редкая пока возможность увидеть лучшее, или (переформулируем более обтекаемо) самое ценное и самое дорогое. Американцы привезли работы, которые способны стоить десятки и сотни миллионов долларов. Не совсем верится (по разным причинам), но сегодня в Пушкинском музее висят произведения абстракционистов Марка Ротко и Джексона Поллока, лидеров поп-арта Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, а также Дональда Джадда, Джозефа Кошута, Джеффа Кунса, Жана-Мишеля Баскии, молодого смутьяна Мэтью Барни, и еще молодых — Кьянде Уайли и Дану Шутц. Галерею имен продолжают Виллем де Кунинг, Роберт Раушенберг, Джеймс Розенквист. Напомню, что работа Джексона Поллока неофициально считается самой дорогой картиной в мире. А неофициальность вызвана тем, что сделка носила закрытый характер: в прошлом году мексиканский финансист Давид Мартинес приобрел исполинскую (122 х 243) абстракцию Джексона Поллока «№ 5. 1948» за 140 миллионов долларов. «Пятерка» выполнена в фирменной технике дриппинга (разбрызгивания), которой, по легенде, американца научил в Париже Макс Эрнст.

Зрителю будет не сложно найти объединяющую идею американского послевоенного искусства — свобода в своем абсолюте, вызов, провокация, «живи быстро», пиши эмоциями. Сегодня остается лишь позавидовать жившим в том месте и времени.

Не случайно американские послевоенные модернисты стали сегодня, пожалуй, главными любимцами коллекционеров и инвесторов, обойдя в этой роли французских импрессионистов.

Осенью в Эрмитаж привезут еще одну выставку — USA Today, на которой будет представлено только современное американское искусство.

Источник: http://www.museum.ru/gmii/


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20070814_Americans.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20070814_Americans.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх