Борис Свешников в «Новом Эрмитаже»
В галерее «Новый Эрмитаж» (Спиридоновка, 4, стр. 1) до 17 августа продлится выставка работ яркого представителя «другого искусства» Бориса Петровича Свешникова (1927–1998).
В галерее «Новый Эрмитаж» (Спиридоновка, 4, стр. 1) до 17 августа продлится выставка работ яркого представителя «другого искусства» Бориса Петровича Свешникова (1927–1998).
В его судьбе сталинский молох оставил такую же обычную — рваную и глубокую — борозду, как и в судьбах миллионов людей его поколения. В 1946 году 19-летний студент Московского института прикладного и декоративного искусства вышел с бидоном купить керосина и вернулся только через 8 лет. «Антисоветская деятельность» — этап в Ухтижемлаг в Коми — прокладка трубопровода. Случай помог изможденному, больному заключенному выжить. После лагерной больницы его перевели в инвалидный лагерь на должность сторожа. Там Свешникову удавалось украдкой рисовать и, что еще сложнее, передавать отдельные рисунки на волю. Позже, когда этот «гулаг-арт» собрали и опубликовали во французском шемякинском альманахе «Апполон-77», а в 1990-е общество «Мемориал» организовало выставку лагерных рисунков, стало понятно, что эти зарисовки — памятник эпохи, созданный в самой гуще событий. Сегодня «гулаг-арт» приобрести крайне сложно, практически невозможно. А вот увидеть можно: 26 листов есть, например, в недавно открывшемся музее art4.ru Игоря Маркина.
У молодых коллекционеров творчество Свешникова ассоциируется преимущественно с самобытными работами 1960-х годов, выполненными в эстетике часто трагического сюрреализма (с реалистическими лагерными рисунками ничего общего). Художник очень узнаваемый, спутать невозможно. Работы отличает высокая декоративность и интересная палитра. Очень часто его работы написаны на мрачные сюжеты: боль, несчастья, повешенные, люди с искаженными лицами — вот распространенные нездоровые образы страдавшего душевным недугом художника.
В музейном пространстве это выглядит интересно и сильно, но к домашнему собранию предъявляются все же иные требования. Не случайно яркие вещи с хотя бы нейтральным сюжетом ценятся в творчестве Свешникова особенно высоко.
Последние продажи на Sotheby’s и MacDougall’s подтвердили быстрый ценовой рост на живопись и графику Свешникова. Условный ценовой диапазон для среднеразмерного (около 70 х 60) «масла» составляет уже 40–70 тысяч долларов. Так, 15 июня этого года на MacDougall’s холст «Разлука» 1993 года, несмотря относительную мрачность сюжета, был продан за 40,7 тысячи долларов. А 12 июня на Sotheby’s холст «Сон» был продан за 63 тысячи фунтов плюс комиссия. Правда, датирована эта работа ранним 1974 годом.
Сегодня работы Свешникова уже завсегдатаи «русских торгов», и десятки тысяч за холсты совсем не удивляют. Кстати, достижение этих уровней произошло на глазах у читателей D. Еще три-четыре года назад работы Свешникова стоили в 5–8 раз дешевле. А еще раньше и того не стоили. Известны вообще курьезные случаи. Так, в статистике artprice.com содержится запись о результате торгов французского аукциона Dapsens-Bauve, Bouvier от 25 февраля 2001 года. Там холст Свешникова 60 х 60 был продан в пересчете за 134 доллара. Случай, конечно, экстремальный, и продавец был явно человеком случайным и не представлял себе ни художественной ценности, ни потенциала вещи. Но тем не менее… В Москве в это время за большие цветные ватманы Свешникова просили 1 500 долларов, что тоже сегодня выглядит смешным.
Несмотря на достигнутые ценовые рубежи, работы Бориса Свешникова, по мнению D, все еще остаются в достаточной степени недооцененными. Они, безусловно, заслуживают повышенного внимания инвесторов. Однако при покупке нужно внимательно относится к качеству конкретной вещи и избегать чрезмерно напряженных и мрачных сюжетов. В этом случае можно надеяться на высокую ликвидность работы и более высокие темпы роста ее стоимости.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20070727_Sveshnikov.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20070727_Sveshnikov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.