Art Investment

MacDougall’s: референсные продажи

Итоги июньского MacDougall’s, для которых D предложил свой прогноз, несколько удивили. По факту цены зачастую оказывались выше даже смелых предположений D

Итоги июньского MacDougall’s, для которых D предложил свой прогноз1, несколько удивили. По факту цены зачастую оказывались выше даже смелых предположений D. Дело в том, что когда составляется редакционный ценовой прогноз, то на предполагаемые цифры так или иначе влияет статус аукционного дома, рост которого происходит долгие годы. Замечено, что когда торги проходят на аукционах «первого эшелона» (главным образом, на Sotheby’s и Christie’s), то цены набираются выше — часто выше любых разумных и инвестиционно оправданных значений. Причины: известная площадка, собирается много участников торгов, выше конкуренция, покупки часто носят имиджевый характер. Да мало ли приятных поводов совершать покупки в арт-бутиках? И наоборот, для торгов на аукционах «второго эшелона» в прогнозах учитывается некий субъективный дисконт. Рассуждение примерно такое: на Sotheby’s это бы могло стоить и 100 чего-то там, но это не Sotheby’s, а потому скорее будет 90.

АЛЕКСАНДР ХАРИТОНОВ. Тайна небесная. Холст, масло
АЛЕКСАНДР ХАРИТОНОВ. Тайна небесная. Холст, масло. 30 x 42. Оценка аукциона (эстимейт): 15–20 тыс. фунтов. Прогноз D: 17 тыс. фунтов. Цена продажи: 51,4 тыс. фунтов MacDougall’s. 15.06.07. Лот № 253

На сей раз проверенная логика не сработала. Торги MacDougall’s в стринге послевоенного искус­ства прошли без заметных дисконтов — то есть вполне по сотбисовским ценам. Вероятно, причиной тому стала удачная подборка вещей на фоне продолжающегося «безрыбья» по русской теме в каталогах мировых аукционов. Тем более что довольно крепкие вещи шестидесятников молодой английский аукцион предлагает уже не в первый раз, на что успели обратить внимание как коллекционеры, интересующиеся этой темой, так и инвесторы.

Как водится, самые странные покупки попали в разряд ценовых сенсаций. Аукцион 15 июня, вероятно, будет ассоциироваться с тем, что на нем продали «Пять лиц» Целкова за 223,1 тысячи фунтов — почти за полмиллиона долларов. Работа хорошая, колоритная, декоративная. Но для того, чтобы объяснить такую цену, придется понять сначала, почему очень похожая как по техническим параметрам, так и по сюжету вещь «Пять масок» была продана на Sotheby’s «всего лишь» за 132 тысячи фунтов — почти вдвое дешевле. За «Пять лиц» неплохого 1980 года был назначен запредельно высокий эстимейт 170–220 тысяч фунтов. Именно с этих позиций D довольно уверенно сделал прогноз «Не продано». И ошибся. Впрочем, такие вложения, если цели ставились именно инвестиционные, должны быть рассчитаны на относительно долгий срок окупаемости. Картина все равно будет столько стоить, но лишь через пару-тройку лет. Кстати, такой успех Целкова может дополнительно объясняться тем, что его работа уже вошла в экспозиционную обойму послевоенного искусства в ГТГ на Крымском Валу.

ВЛАДИМИР ВЕЙСБЕРГ. Композиция со скульптурами. 1979
ВЛАДИМИР ВЕЙСБЕРГ. Композиция со скульптурами. 1979. Холст, масло. 51 x 51. Оценка аукциона (эстимейт): 65–90 тыс. фунтов. Прогноз D: 75 тыс. фунтов. Итог торгов: «Не продано». MacDougall’s. 15.06.07. Лот № 224

Странная сенсация номер два — Александр Харитонов. Торг за маленькую картину «Тайна небесная» с эстимейтом 15–20 тысяч фунтов завершился на отметке 51,4 тысячи фунтов (почти 102 тысячи долларов). При отсутствии сомнений в подлинности, по мнению D, хорошей ценой для подобной вещи были бы 17 тысяч фунтов, но никак не 50. При этом мнении мы и остаемся. Другое дело, что с точки зрения D подлинность этой конкретной «Тайны небесной» вызывает сильные сомнения. Так что остается повториться, что результат во всех отношениях странный. Вообще, у религиозного символизма Харитонова довольно много поклонников в среде коллекционеров, и цены быстро растут, что нередко является питательной средой для появления разных «странностей».

Что удивительно, работы «метафизиков» Дмитрия Краснопевцева и Владимира Вейсберга — давних любимцев коллекционеров — на этот раз дали яркие примеры несовпадения прогнозов D с фактическими итогами торгов. Причем на этот раз мы их переоценили. Чемоданного размера холст Краснопевцева «Натюрморт с бутылками» 1984 года при эстимейте 50–70 тысяч фунтов был продан без малого за 90 тысяч фунтов (в пересчете 178,1 тысячи долларов). Редакционная оценка была выше — 110 тысяч фунтов. Но не случилось. Может, декоративности не хватило, может, настроения. Вообще замечено, что в последние месяцы отношение к Краснопевцеву стало спокойнее. Исчезла та неразборчивость и суета, которая возникла после знаменитой миллионной продажи на Sotheby’s (тот рекордный «краснопевцев», если вспомните, был с особенно теплыми яркими цветами). То есть интерес к творчеству по-прежнему значителен, оценка значения художника не пересматривалась, но перед отметкой 200 тысяч долларов очередь из покупателей уже не выстраивается. Явление, скорее всего, временное. Бывает, что избыток внимания к работам того или иного художника сменяется усталостью, но потом отсеиваются случайные покупатели, увлеченные потоком модных покупок, и остаются объективные ценители.

Куда большая неприятность произошла с холстом Владимира Вейсберга «Композиция со скульп­турами» 1979 года. D отмечал, что главный недостаток конкретной работы — это ее размер (51 см по стороне квадрата), к тому же художник любил оставлять большие воздушные поля. Верхний эстимейт тоже показался великоват. Словом, композиция не продалась. Эту вещь, конечно, нельзя отнести к шедеврам, но, по мнению D, аукционная стоимость такой работы признанного арт-рынком художника вполне могла составлять 75 тысяч фунтов. Запись же «Не продано» пагубно влияет на историю и репутацию вещи. Теперь композиции Вейсберга лучше бы «отвисеться» — должны пройти месяцы или годы, чтобы повторить попытку выгодно продать ее с публичных торгов.

Удачные покупки сделали на MacDougall’s поклонники творчества лианозовца Владимира Немухина и сретенца Владимира Янкилевского. Очень декоративный метровый немухинский холст «Суаре» 1978 года при эстимейте 40–60 тысяч фунтов был продан за 72,66 тысячи фунтов. А, по мнению D, даже уровень 90 тысяч фунтов для такой вещи был вполне оправдан. Так что покупателя «Суаре» можно поздра­вить. Так же, как и нового владельца графического коллажного «Автопортрета» Владимира Янкилевского. Эффектная и узнаваемая композиция была куплена относительно дешево — за 5,3 тысячи фунтов при прогнозе D на 7 тысяч фунтов. Работы Янкилевского все еще сильно недооценены, но теперь даже для бумаги 5,3 тысячи фунтов — выгодная цена. За компанию с остальными можно порадоваться и за покупателя «Курильщика» Олега Целкова 1994 года. Небольшая и очень интерьерная работа идеально подходит на роль «первого целкова» в семье. Чему способствует и цена — 15,9 тысячи фунтов, как и прогнозировал D. Восприятие данной работы не требует высокой подготовленности зрителя. Никакого вызова и эмоционального накала. Лицо с трубкой даже курит не нервно. Но то, что для подготовленного почитателя творчества Целкова является скорее недостатком, для начинающего коллекционера — просто находка.

ВЛАДИМИР НЕМУХИН. Натюрморт с «Русской мыслью». 1992
ВЛАДИМИР НЕМУХИН. Натюрморт с «Русской мыслью». 1992. Бумага, см. т. 80 x 60. Коллекция А. Глезера. Оценка аукциона (эстимейт): 8–12 тыс. фунтов. Прогноз D: 12 тыс. фунтов. Цена продажи: 15,9 тыс. фунтов. MacDougall’s. 15.06.07. Лот № 227

Прогноз для двух выставленных работ Николая Вечтомова D был вынужден делать если не наобум, то в условиях высокой неопределенности. По наитию. Для работ недавно ушедшего из жизни лианозовца не было не то что референсных аукционных продаж, но даже и сложившихся ценовых ориентиров галерейного рынка. Другими словами, профессиональные участники нашего рынка искусства до недавних пор могли опираться лишь на свое чутье в определении того, сколько должны стоить работы Вечтомова. Чутье же подсказывало, что цены будут двигаться в тот же ценовой диапазон, что немухинские. Рывком, но не сразу. Июньский аукцион MacDougall’s, как ни странно, ждали как первые показательные торги для работ Вечтомова. К тому же с вещами повезло — обе узнаваемые, характерные, ценные. По одной — живопись и графика. В итоге холст «Черное солнце» 1990 года был продан за 28,27 тысячи фунтов (55 тысяч долларов). Прогноз D был довольно близок — 25 тысяч фунтов, на 5 тысяч выше, чем самый смелый эстимейт. Аналогичная по сюжету, но в иной цветовой гамме графика «Защита» 1972 года при эстимейте 4–6 тысяч фунтов была также продана почти в точности по прогнозу D. Мы предполагали 15 тысяч фунтов, а по факту получилось 14,13 тысячи фунтов. По мнению D, ценовое движение по работам Вечтомова находится в процессе начала «раскачки». Коллекционеры и инвесторы пока вынуждены осторожничать, но для работ этого художника вероятность ценового «рывка» куда выше, чем для произведений его более известных арт-рынку коллег по Лианозовской группе.

В сопоставимых по сложности условиях неопределенности D пришлось прогнозировать итоги торгов для работы «панического реалиста» Петра Беленка «Купающийся мужчина» (1987). Для этого художника все еще не устоялись критерии оценки творчества — цены назначаются интуитивно. С художественной точки зрения работа не выдающаяся. D в свое время рекомендовал инвесторам присматриваться лучше к более эффектным вещам с черными вихрями. По нашему мнению, они обладают более высоким инвестиционным потенциалом. Для конкретной же метровой композиции D дал прогноз 12 тысяч фунтов. Угадывал, но не угадал. Вещь в итоге была продана за 8, 99 тысячи фунтов.

ВЛАДИМИР ЯНКИЛЕВСКИЙ. Автопортрет. 1995
ВЛАДИМИР ЯНКИЛЕВСКИЙ. Автопортрет. 1995. Бумага, см. т. 58,5 x 79. Оценка аукциона (эстимейт): 4–6 тыс. фунтов. Прогноз D: 7 тыс. фунтов. Цена продажи: 5,3 тыс. фунтов. MacDougall’s. 15.06.07. Лот № 312

Лидеру списка «хайлайтов» по версии D — абстракции «Корабль» (1969) работы Евгения Рухина — эксперты назначали эстимейт 60 тысяч фунтов. D был не в пример смелее — 80 тысяч фунтов. В прогнозах мы признали, что 80 тысяч фунтов (160 тысяч долларов) — цена на тот момент неправдоподобно высокая. Но менять не стали, аргументируя тем, что вещь действительно выдающаяся. Оказалось, и эта оценка была консервативной. Результат торгов для «Корабля» — 109,2 тысячи фунтов (216,2 тысячи долларов). Вероятно, с этого момента можно считать, что Рухин «выстрелил». Еще года три назад обычной ценой для абстракций питерского бородача были 15–20 тысяч долларов. Тогда мы говорили о том, что это не нормально и работы художника сильно недооценены. Потом, год назад, они стали стоить 30–60 тысяч долларов, и мы продолжали говорить о высоком инвестиционном потенциале. Теперь 216 тысяч долларов. Что ж, не удивительно, теперь это вполне нормальный диапазон для высококачественных вещей представителей «другого искусства».

  • МАРИЯ ВАСИЛЬЕВА. Мужчина и Женщина

В целом на аукционе 15 июня было установлено несколько ценовых персональных рекордов. Один из самых заметных результатов — 400 тысяч фунтов за двусторонний холст Марии Васильевой (1884–1957). Работа представительницы «парижской школы» — кубистические «Мужчина» с одной стороны и «Женщина» с другой — получила высокую оценку на волне роста интереса к художникам Монпарнаса круга Сутина, Модильяни и др. Ранее работы ученицы Матисса способны были приближаться к отметкам в 200 тысяч долларов, но к миллиону долларов они никогда не подходили. В целом такая эффектная продажа способна приподнять на десятки процентов ценовой уровень для работ художницы.

Предмет гордости в прогнозе D — результат торгов по серии из четырех холстов «Времена года» кисти Дмитрия Стеллецкого. Оценка аукционного дома составила 100–150 тысяч фунтов. D посчитал ее чрезмерно консервативной и поставил прогноз вдвое больше верхнего эстимейта. Пусковым условием такого развития событий D указал высокие декоративные свойства холстов — яркую насыщенную палитру, которая не всегда сопутствовала творчеству заметного представителя «Мира искусства». Так и получилось. Прогноз — 300 тысяч фунтов. По факту — 284 тысячи фунтов.
Рекорд для произведения Стеллецкого.


1Cм.: Арт-новости / подгот. В. Богданов // Dиректор-Инфо. 2007. 11. С. 32-39. Возврат

Источник: www.macdougallauction.com


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20070616_Macdoug.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20070616_Macdoug.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».