Выставка
«Фантасмагории Виктора Крапошина»

9 — 30 сентября

Москва, Гороховский переулок, 7

+7 (495) 632–16–81


Персона недели: Катя Филиппова
ARTinvestment.RU   30 августа 2021

Катя Филиппова — модельер, декоратор, мастер ДПИ, потрясшая отечественную арт-сцену еще в перестроечные годы эксцентричными авторскими нарядами, получила признание сегодня и как автор оригинальных произведений, в которых эклектично сочетаются разные стили и обыгрываются образы массовой культуры

Катя (Екатерина Владимировна) Филиппова родилась в Москве в 1958 году. Окончила Московский Полиграфический институт. Свой творческий путь Филиппова начинала именно как модельер и декоратор. Так, в 1980-е годы она успешно сотрудничала с группой питерского музыканта и композитора Сергея Курёхина «Поп-механика», создала для участников оригинальные костюмы, подчеркивавшие индивидуальность членов этого яркого рок-коллектива. Далее следовал показ мод в «Доме моделей» на Кузнецком Мосту в 1987 году, ставший одним из знаковых событий в области альтернативной моды того времени. На нем Филиппова продемонстрировала свой артистический талант, представив публике провокационные наряды, отражавшие как свободный дух перестройки в целом, так и жажду самовыражения молодого поколения. «В ее коллекции “Кошмарный сон майора Стогова”, посвященной пионерии и советской армии, были текстильные изделия из “Военторга”, дополненные аксессуарами, кружевами и красными балетными пачками. Пионерское знамя превращалось в платье, а утонченный костюм украшали советские гербы цвета старого золота», — пишет историк моды Ю. Лебедева (yarcenter.ru).

Филиппова зарекомендовала себя как успешный дизайнер и на международной арене — участвовала в украшении витрины крупнейшего в Париже торгового центра Лафайет, сотрудничала с Пьером Карденом. За ее плечами также есть опыт работы в сфере театра и кино — в частности, она создала костюмы к последнему спектаклю Владислава Мамышева-Монро «Полоний» (2012), а также к фильму «Обитаемый остров» (2008) Фёдора Бондарчука.

«Я — фанат эклектики, питерских дворцов, например, где один зал сделан в русско-финском стиле, другой — в мавританском, третий вообще в стиле барокко», — признается художница. Эта эклектичность, смешение разных стилей свойственна не только нарядам и дизайнерским объектам Кати Филипповой, но и ее картинам и фотоколлажам. В последнее время художник создает оригинальные авторские произведения в смешанной технике, используя широкий арсенал изобразительных средств, совмещая цветную печать и авторскую роспись, наклеивая на живописную поверхность различные украшения. Особенно примечательна ее серия женских образов, на которых запечатлены известные актрисы как советского, так и западного кинематографа в окружении декоративных элементов. Так, на ее работах можно увидеть культовых голливудских кинозвезд — Софи Лорен, Одри Хепберн, Марлен Дитрих, а серия «Русский Голливуд» знакомит зрителей с любимыми актрисами из советских фильмов.

Все эти портреты выполнены в смешанной технике в характерной узнаваемой манере: женщины изображены в шикарных одеяниях на золотом или серебряном фоне, окаймленные богато декорированными рамами, украшенными камнями. Часто на портретах присутствуют узнаваемые атрибуты образов, созданных актрисами. Например, шею Тамары Макаровой украшает изящное колье с ящеркой, в руке она держит цветок, а фоном ей служат самоцветы — художница отсылает зрителя к образу Хозяйки Медной горы из фильма Александра Птушко «Каменный цветок» (1946), голову Марины Ладыниной в образе Глаши Новиковой из фильма Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941) украшает свадебный венок, а в руках она держит поросенка; Ирина Скобцева представлена в образе Дездемоны из фильма Сергея Юткевича «Отелло» (1955) и так далее.

В создании образов кинодив Филиппова активно задействует эстетику китча и гламура, ее портреты получаются намеренно выхолощенными, уподобленными алтарным образам, что подчеркивает культовый статус этих легендарных актрис. Филиппова, можно сказать, продолжает дело Энди Уорхола, признаваясь, что ее также интересуют «культовые лица, которые являются лицом эпохи, лицом какого-то большого исторического периода». Подобно представителям поп-арта, она отталкивается от медийных персон, образы которых, обросшие паутиной мифов и домыслов, давно уже отделились от личностей самих актрис и живут своей жизнью в массовой культуре и коллективном сознании. Художница словно бы целенаправленно играет на потребу публике и, подобно американскому художнику Джеффу Кунсу, создает во многом произведения, наполненные иронией и отражающие специфику массового вкуса, его тягу к внешней эффектности и красоте, глянцевому блеску («Барби», 2006).

В этой связи творчество Филипповой хорошо вписывается в направление «нео-поп-арт», возникшее на Западе еще в 1980-е годы как реакция на концептуальное искусство, претендовавшее на элитарный характер восприятия и понимания. Через ее произведения мы имеем возможность лучше осознать свою собственную культуру и ее ключевые тенденции, узнать те образы, которые продолжают волновать и восхищать массового зрителя. Живопись, графика, костюмы, арт-объекты художницы находятся в музеях и частных коллекциях всего мира, а ее произведения можно встретить в каталогах ведущих европейских аукционов, а также на международных выставках.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20210830_filippova_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20210830_filippova_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 22.09.2021 Sotheby’s: $3,2 млн за нонконформистов Каталог онлайн-аукциона Escape Artists был распродан на 79 % по лотам и 122 % по деньгам. Лучше всего продавались работы Рабина, Краснопевцева, Целкова, Плавинского, Пивоварова. Обновились рекорды Чуйкова, Пятницкого и не только
  • 31.08.2021 Открыт 81-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Владимира Брайнина, Марины Венедиктовой, Анатолия Горяинова, Галины Дулькиной, Наталии Жерновской, Ильи Евдокимова, Игоря Кислицына, Андрея Криволапова, Наталии Турновой, Кати Филипповой, Янины Ческидовой
  • 30.08.2021 Персона недели: Катя Филиппова Катя Филиппова — модельер, декоратор, мастер ДПИ, потрясшая отечественную арт-сцену еще в перестроечные годы эксцентричными авторскими нарядами, получила признание сегодня и как автор оригинальных произведений, в которых эклектично сочетаются разные стили и обыгрываются образы массовой культуры
  • 23.08.2021 «Второе поколение». Открыт 80-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге куратора Александра Кацалапа собраны произведения Рубена Апресяна, Евгения Белоконева, Сергея Бордачёва, САН САН КА РА, Александра Кацалапа, Михаила Крунова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Валерия Светлицкого, Игоря Ширшкова
  • 23.08.2021 Мастер люминизма Иван Шультце В Плёсском музее-заповеднике до 10 октября 2021 года открыта выставка «Архитектура света. Иван Шультце»
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх