Выставка Татьяны Ян

28 июля — 17 августа

Москва, Гороховский переулок, 7

+7 (495) 632–16–81


Персона недели: Андрей Криволапов
ARTinvestment.RU   21 июня 2021

Успешно сочетая в творчестве мастерство скульптора и художника по стеклу, Андрей Криволапов создает уникальные авторские композиции

Андрей Криволапов родился 4 июля 1975 года в Курске в семье скульптора Николая Петровича Криволапова. «Первым и главным моим наставником был и есть мой папа. Прекрасный скульптор поражал меня своей энергией к творчеству», — вспоминает художник. Именно отец вдохновил сына поступить на отделение скульптуры Воронежского художественного училища, по окончании которого он продолжил свое обучение в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, на кафедре художественной обработки стекла, и окончил ее в 2001 году. Владение двумя специальностями — скульптора и художника по стеклу — на профессиональном уровне позволяет Криволапову успешно создавать сложные композиции в уникальной авторской технике.

Криволапов освоил особую технику моллирования, заключающуюся в отливке расплавленного стекла в специальных формах, из которых рождаются в итоге скульптурные формы со сложной фактурой. Примеры использования этой технологии можно найти еще в Древнем Египте. В отечественной истории искусства моллированное стекло, к примеру, активно использовала в своём творчестве В. И. Мухина. «Меня всегда притягивало античное стекло. Стекло с его первозданностью и древностью этого материала. Именно не полная прозрачность, а с вкраплениями песка, глины, пузырьков соды и патины времени привлекали меня в стекле. В своих работах я стараюсь повторить и воссоздать природу стекла, добавляя в стекло окислы металлов, составляя шихту для отливов в форму», — рассказывает мастер о своем творческом методе.

Нередко художник исходит из эстетики и пластики средневековой готической храмовой скульптуры, вступая с ней в своеобразный диалог. Готический спиритуализм проявляется в повышенном внимании скульптора к душевному состоянию своих персонажей, эмоциональной выразительности их образов, отказе от натуроподобия. Особую роль в создании образного мира художника играют древнерусские монументальные росписи, как, например, поразившие его уникальные фрески храма Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгородской области, построенного во второй половине XIV века и уничтоженного во время Великой Отечественной войны (с 1993 года фрески, превратившиеся в 1,7 миллиона фрагментов, восстанавливаются реставраторами, храм воссоздан в 2003-м).

Криволапов часто обращается к сюжетам античной и восточной мифологии, Ветхого и Нового Завета, былинных сказаний, а также отечественной истории. Так, скульптуры «Прометей», «Икар» отсылают к древнегреческой мифологии, а образы героев античных мифов в трактовке мастера искренне волнуют зрителя, вызывают сочувствие, душевный отклик.

В работе «Иона» мы видим метафорическое осмысление ветхозаветного сюжета о пророке, попавшем в чрево кита. Этот буквализм в трактовке библейской истории в своей наивности восприятия и трогательности образов отсылает к катакомбной живописи ранних христиан и искусству Средневековья. 

В религиозных произведениях Криволапова акцент сделан на торжестве духа над плотью. Его персонажи пребывают в каком-то высшем мире, наивная трактовка их фигур сочетается с выразительной передачей мимики, жестов и поз героев.

Обращение к знаковым личностям русской истории и православным святым воплотилось в скульптурных образах князей Бориса и Глеба, Андрея Боголюбского и Михаила Тверского, Петра и Февронии. В частности, в образах святых Петра и Февронии, напоминающих скульптуру ансамблей готических соборов, с большой экспрессией переданы чувства двух любящих и преданных друг другу людей. Само стекло, пропускающее и отражающее свет, служит здесь выразительной метафорой внутреннего света этих персонажей, что усиливает символическое звучание произведений.

Одной из своих главных художественных задач при работе со стеклом автор считает показать первозданность, естественность материала. Его произведения выглядят так, словно их не создал современный художник, а обнаружили археологи. Сложная, разнородная и полупрозрачная фактура его скульптур, добавляя им декоративности, в первую очередь подчеркивает их витальную связь со временем, причастность к истории. Так, в работе «Древняя птица» перед нами предстает некое вымершее доисторическое существо — его грубый, «неотесанный» вид, переданный за счет рельефной и необработанной поверхности, придает ему правдивости, создает ощущение, что это окаменелые останки птицы, а не дело рук человека.

В современном художественном процессе именно в творчестве Криволапова связка скульптуры и стекла получает свое наиболее яркое воплощение. Работа со стеклом — это долгий трудоемкий процесс, своего рода вызов художнику: помимо таланта, здесь еще необходимо и тонкое понимание работы с материалом, и безукоризненное соблюдение технологии. Криволапов успешно справляется со всеми сложностями стеклоделия, а его образы предстают перед зрителем словно живые свидетельства истории.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 27.07.2021 Книжная графика Константина Сомова Мастер «галантных сцен», вдохновленных французской придворной культурой XVIII века и окрашенных мирискуснической эстетикой пассеизма, Сомов ярко проявил себя во многих жанрах, особенно в книжной графике
  • 23.07.2021 Киногид ARTinvestment.RU Фильмы об арт-дилерах, коллекционерах и мире искусства
  • 13.07.2021 Открыт 74-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Галины Быстрицкой, Дианы Воубы, Наталии Вяткиной, Анатолия Горяинова, Дубосарского и Виноградова, Галины Дулькиной, Ильи Евдокимова, Николая Иванова, Ильи Комова, Ирины Корсаковой, Андрея Криволапова, Юлии Мамонтовой, Леонида Ракова
  • 05.07.2021 Что читать об арт-бизнесе. Гид по книгам про арт-рынок для начинающих Почему искусство так дорого? Как формируется цена на произведение искусства? Как зарабатывают на искусстве? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в подборке популярных книг о рынке искусства от портала ARTinvestment.RU
  • 28.06.2021 Открыт 72-й аукцион «XXI век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Марии Буртовой, Валерия Газукина, Юрия Григорьева, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Александра Курилова, Ирины Раковой, Романа Рахматулина, Александра Савко, Яны Ческидовой, Лилии Якуповой
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх