Персоны недели: Елена Самородова и Сергей Сонин
Создатели мокьюментари жанра по-русски, режиссеры масштабных мистификаций, основатели художественных объединений «Товарищество “Свинец и Кобальт”», «Комитет Аполлона», мастерской «Волчья ягода» — мультимедийные художники, работающие в двух столицах
Русская незримая империя, созданная Еленой Самородовой и Сергеем Сониным, — то ли постапокалиптический мир, то ли параллельная реальность, своеобразная лаборатория фантастики, искусно сплетенная и запутанная. Зрителя не покидает ощущение дежа вю: на фото и в видео изображен мир почти такой же, но — другой.
Серии из композиционно и визуально совершенных псевдодокументальных фотографий, снятых в режиме стоп-кадра, конструируют визуальный нарратив — прием, прослеживающийся во всех проектах творческого тандема. «Документальный миф» Самородовой и Сонина строится на пересечении фотографии, короткометражных фильмов, звука, исторических предметов и вымышленных артефактов, формирующих самодостаточную Вселенную. Обращение к сослагательной истории — заговор, к которому художники приглашают зрителя. Образы художники разрабатывают по тому же принципу, что в кино и на телевидении: с помощью электронных средств происходит симуляция реального.
Главным в творчестве художников является понятие времени. Эстетика их стилизаций затеряна между прошлым и будущим, в ней словно отсутствует настоящее. Время там остановилось настолько, что его можно резать ножом, перекраивать, растягивать и ускорять. Художники свободно лавируют между историческими эпохами, преломляя пространство и время. Их любимые темы — Древний Египет и античность, Российская государственность, палладианство, народный эпос и фантастика — культурные коды и исторические эпохи, причудливо сплетенные демиургической деятельностью.
Проекты Самородовой и Сонина — это не просто игра в несоответствия. Подставляя кривое зеркало сослагательного развития отечественной истории, художники обнажают ее скрытые пружины, которые нам еще предстоит переосмыслить. Доминанты и константы, образы, герои, темы, все отправные и конечные инстанции остались в прошлом. Именно ими авторы манипулируют настолько, насколько необходимо, чтобы получить иное смысловое прочтение.
«Генералы 70-х» — история с лихо закрученным сюжетом и первый осуществленный «исторический миф» Самородовой и Сонина. О чем он — сразу и не поймешь. То ли о любви, то ли о войне, то ли об истории, но в конце концов — о жизни. В этой проекции на 70-е годы прошлого века имперский сантимент художников попал в определённую точку. Сначала была сделана фотографическая серия с ленинградскими персонажами петербургской «городской сцены» в «мундирах эпохи» в знаковых декорациях среды (экстерьерах и интерьерах).
Один из участников проекта предоставил свой парк исторических автомобилей на ходу. Музыку написал Игорь Вдовин. К фотографической серии были написаны развернутый синопсис и придумана игра в жанре стратегии.
Серия «Гоголь. Рим. Из Третьего в Первый» рассказывает об одном из путешествий Н. В. Гоголя в Италию, куда уже закончивший первый том «Мертвых душ» писатель отправляется поправить нервы. В Риме он должен встретиться с падре Лоренцо Сфорца, францисканским монахом, обладающим даром экзорцизма. Встреча произошла в 1843 году — самом малоизученном в жизни писателя. Художники используют этот узел, чтобы развернуть свою интерпретацию произошедшего, воссоздавая переписку Гоголя и Сфорца. Письма и серия из 25 фотогравюр, выполненных в технологии XIX века, дополненные барочным ambient dub композитора Игоря Вдовина и 10-минутным фильмом были, показаны в Музее Москвы.
Эстетически идеальные работы Самородовой и Сонина завораживают. В этом их отличие от многих других проектов современного искусства, язык которых зрителю не подготовленному постичь не просто. Но напряженная семантика изображаемого расширяет смысловой контекст, вовлекая в действие понятийные системы зрителя, которые строятся на его культурном бэкграунде, знаниях и начитанности. В конечном счете документальный миф Самородовой и Сонина расшифровывается каждым индивидуально. Реальность творческого тандема готова тогда, когда взаимодействует со зрителем, именно он ставит финальную точку в интерпретации художественного мифа.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20201228_kartseva_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20201228_kartseva_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.