Персона недели: Александр Захаров
ARTinvestment.RU   16 ноября 2020

Александр Захаров — художник, который работает с темой детства, балансируя на грани фотореализма и комикса

Александр Захаров родился в Москве в 1960 году. В 1980-м окончил Художественное училище памяти 1905 года. В 1982-м стал членом Союза художников СССР. Был одним из основателей сквота-мастерской в Фурманном переулке в Москве, центра неофициального русского искусства конца 1980-х. С 1984 года начал выставляться в Москве. В конце 1980-х годов подписал контракт с галереей Стюарта Леви и уехал в Нью-Йорк.

Как художник Александр Захаров начинал с провокационных работ, включая многофигурные композиции-панорамы в стиле Иеронима Босха, но с поправкой на примитивистскую стилистику лубка. Со временем он перешел к работе с форматом миниатюры, а его произведения стали более минималистичными и глубокими. Благодаря такому подходу каждая картина художника является своего рода окном в другой мир, заглянуть в который зритель может, только уменьшившись сам, обратившись к своему внутреннему ребенку. «Превратившись» в ребенка, человек получает право попасть внутрь. В открывшемся мире, с виду совершенно реальном, существует «обратная перспектива»: маленькое порой важнее большого. В его работах забавные, знакомые с детства игрушки — плюшевый розовый мишка, жёлтая резиновая утка, маленькие персонажи, как Карик и Валя, взятые из книжки Яна Ларри, — путешествуют среди огромных, словно тропических растений и насекомых, приспосабливают исполинов под качели и гамаки, спасаются от монстров — богомолов, муравьиных львов и стрекоз с самолетным размахом крыльев. Дикая растительность на миниатюрах Захарова райского происхождения — заросли с картин Таможенника Руссо и голландские цветочные натюрморты, побуждающие к размышлению о божественной щедрости и мудрости устройства бытия. У его работ есть еще одно важное свойство — «сверхплотность» поверхности: она безвоздушна, герметична, максимально концентрированна. Они как хороший цифровой исходник в тысячи пикселей, который можно растянуть на десятки метров.

«Каждая моя миниатюра, являясь законченной картиной, одновременно служит мне как графику-печатнику чем-то вроде “негатива” для создания на ее основе произведений печатной цветной графики, — говорит художник. — Этот маленький “негатив” я использую в качестве основы (как медную доску-оригинал в гравюре) для создания многократно увеличенных по сравнению с оригиналом печатных листов. Результатом долгой и сложной работы с цветом становится цифровая “доска”, с которой я печатаю ограниченный тираж. Это очень важная часть моего творческого метода. Увеличенный PRINT — это своеобразная помощь моему зрителю “разглядеть” пространство, иногда размером с ладонь, во всех подробностях, не прибегая к помощи увеличительных приборов. Полученные изображения — самостоятельные произведения в области цветной печати».

Мотив детства является одной из центральных тем творчества Захарова. Чаще всего он находит выражение в изображении игрушек, которые прячутся в деталях тщательно проработанного реалистичного пейзажа. Свой интерес к этой теме сам художник объясняет следующим образом: «В каждом из нас живет ребенок. Когда мы плачем — это его слезы, смеемся — это его смех. Все, что есть в нас искреннего, непосредственного, — из детства. С возрастом способность удивляться и испытывать восторг от нового ослабевает, но не пропадает совсем».

Захаров работает в разных техниках, включая живопись, графику и лентикулярную печать, в последнее время художник занимается стереоизображениями большого размера, напечатанными с концентрированной миниатюры. Изображение становится визуально трёхмерным. При перемещении зрителя вправо-влево от центра изображения возникают или пропадают какие-то детали, «герой» перемещается, происходят изменения в природе и так далее.

Его работы — это наблюдения за потайной жизнью миниатюрных существ, оказавшихся потерянными в привычном для зрителя окружении. В жанровом плане искусство Захарова балансирует между фотореализмом и эстетикой комикса.

В конце 1990-х годов Александр возобновил выставочную деятельность в России. Персональные выставки художника проходили в галереях США, Европы, России и Азии. Участник крупнейших международных ярмарок и аукционов. Живет и работает в Нью-Йорке, Берлине, Москве. Отдельные произведения Александра находятся в музейных и частных коллекциях по всему миру, включая собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Портландского музея современного искусства (США), Нью-Йоркской публичной библиотеки (США), Музея изобразительных искусств Гарвардского Университета (США) и многих других.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх