Персона недели: Кирилл Протопопов
Кирилл Андреевич Протопопов — московский скульптор, в чьем творчестве соединяются великие культуры древности и традиции ХХ века, искусство и дизайн
Кирилл Андреевич Протопопов родился в Москве в 1959 году. В 1977-м окончил Московскую среднюю художественную школу им. В. И. Сурикова, в 1982-м — Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), где изучал дизайн. Обладая компетенциями и художника, и дизайнера, он создает искусно отделанную скульптуру малых форм.
Бронзу, основной материал своей скульптуры, с чуткостью ювелира Протопопов сочетает с полудрагоценными камнями, серебром, позолотой и смальтой. Инкрустация подчинена не только декоративным целям, но и моделирует произведения пластически. В органическом слиянии декоративного и структурного в его произведениях ощущается опыт медальера: Протопопов стоял у истоков Московского медальерного клуба и в течение долгих лет остается его членом.
Художественный язык Протопопова знает сразу несколько самостоятельных диалектов. Большую роль для скульптора играют архаические культуры — шумерская, ассирийская, вавилонская. Их глубокое изучение определило способы восприятия формы, присущие художнику. Объемная фигура обретает у Протопопова плоскостный характер и в фронтальном рассмотрении становится словно рельефом, чьим фоном стало окружающее его пространство. Всякая скульптура автора существует сразу в двух измерениях, в трехмерном и двухмерном.
Таким образом, существенный опыт, который мастер извлек из искусства Востока, — это особая трактовка скульптурной массы. В интересующем Протопопова искусстве Междуречья тема символической, почти «абстрактной» формы, сведенной до ряда существенных качеств, генетически связана с лаконичной пластикой вотивных статуэток эпох палеолита и неолита. Продолжая эту традицию, скульптор работает в условной манере, концентрируясь на основных атрибутах той или иной модели. Люди и животные намеренно лишены натурного подобия — они кажутся богато украшенными древними статуэтками, рожденными какой-то давно ушедшей, но великой культурой и в сохранности дошедшими до нашего времени.
Справедливо отметить и еще один источник вдохновения для Протопопова. Четкая графика контуров фигур, геометрические узоры декоративных камней и позолоты сближают работы художника с искусством ар-деко. Вдохновенно глядящее в историю древних империй и вместе с тем увлеченное актуальным промышленным прогрессом, искусство ар-деко создавало исполненный роскоши утонченный мир, ценивший стилизацию, красоту линии и техницистскую эстетику. Работы Протопопова близки как к лучшим образцам ювелирного искусства этого стиля, так и к фантазийным рельефам на фасадах театров и особняков, показывающих людей в той же условной манере. Пиетет мастера к древности как к источнику идей для современного изобразительного искусства и высокий стандарт качества изготовления вещи, продиктованный актуальной ситуацией, рождают изобразительное искусство, существующее на границе с дизайном.
Протопопов продолжает старейшие традиции не только формально, но и семантически. Для его произведений характерно символическое изображение фундаментальных для всей человеческой культуры сюжетов, к примеру, христианского толка. С 1988 года художник работает над серией скульптур на тему Ветхого и Нового Завета. В 1993 она выставлялась в галерее MARS в Москве, а затем в Германии, в XAC Multicult Gallery (Франкфурт-на-Майне) и в Badisches Landes Museum (Карлсруэ). Если основным тематическим мотивом серий «Райские Птицы» (1996), «Рейнские Ангелы» (2001–2002), «Священные животные» был религиозный символизм, то в коллекции «Люди мира», над которой художник работает с 2004 года, звучат интонации, обращенные к более глобальным вопросам — к проблемам онтологического и экзистенциального характера в жизни человеческой цивилизации.
Художник активно участвует в музейных выставочных проектах. В 2010 его работы экспонировались на выставке «Бестиарий» в ГМИИ им. А. С. Пушкина, с 2015 регулярно выставляется в Доме Бурганова. Работы Кирилла Протопопова находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея в Москве, Nicholas Roerich Museum в Нью-Йорке (США), Nationalmuseet в Копенгагене (Дания) и в частных собраниях России, Европы, Новой Зеландии, Канады и США.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200921_protopopov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200921_protopopov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.