Art Investment

Персона недели: Елена Утёнкова-Тихонова

В работах Елены Утёнковой-Тихоновой окружающий мир, словно воспоминание, явлен зрителю в дымке времени. Эта поэзия жизни, а не проза бытия, это волшебное преображение, которое художнику дано увидеть, «момент чуда, пленниками которого мы все являемся»

Живописные произведения Елены Утёнковой-Тихоновой с первого взгляда притягивают внимание и подкупают своей мягкостью, поэтичностью, тонкостью в передаче сокровенных человеческих чувств, особой лиричностью и мечтательностью. Ее картины — цветовые сюиты, цветовые мелодии — картины настроения. Елена не просто живописец, получивший добротное академическое образование. Она разносторонне талантливый человек: пишет прозу, книги, которые читать подлинное удовольствие. Ее рассказы навеяны личными воспоминаниями о детстве, о природе, они полны размышлений о смысле жизни. В них, также как и в живописи, много доброты, искренности и поэзии.

Елена Утёнкова родилась в Москве в 1965 году. В 1983-м окончила среднюю художественную школу при МГХИ им. В. И. Сурикова, а в 1990-м — Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.

Большую роль в формировании личности художника сыграла домашняя атмосфера: «Я выросла в семье художника. Мой отец Евгений Утёнков — живописец, ученик Павла Кузнецова и Николая Крымова. Я росла среди книг по искусству, в дом приходили друзья родителей,— большинство из них тоже были художники. Бабушка моя Елена Замятина всю жизнь занималась Искусством движения (школа Айседоры Дункан), преподавала её ученикам. У нас в доме занятие искусством считалось главной работой, на которую стоило тратить время. Меня пробовали учить музыке, но в связи с полным отсутствием у меня музыкального слуха — зря тратили силы. А рисование у меня шло легко. И как-то оно перевесило. Я поступила в художественную школу (МСХШ) и стала художником» (Елена Утёнкова).

О начале своего творческого пути она вспоминает: «Мой диплом был посвящен теме русской усадьбы и паркам — они меня совершенно завораживали, завораживало присутствие в них прошлого времени, то есть и настоящее, и прошедшее одновременно». Как известно, певцом русской усадьбы был Борисов-Мусатов, художник, который воспевал дух старинной усадьбы, окутанной патиной времени.

С большой теплотой и удовольствием Елена вспоминает о жизни и работе в мастерской в доме № 10 по Большой Садовой (бывш. мастерская М. П. Кончаловского) — в легендарном доме с «нехорошей квартирой». В мастерской она работала вместе с мужем, художником Михаилом Тихоновым. Вспоминает, как они осваивали мастерскую, обживали ее, знакомились и дружили с соседями, проводили новогодние елки и театральные представления, на которые собиралась вся детвора дома. Для них мастерская, по выражению Тихонова, была «домом, живым пространством».

Одним из излюбленных мест стала для нее Таруса. Этот городок на Оке, где Елена проводила каждое лето, издавна привлекал писателей и художников красотой окружающих мест. Живописные красоты Тарусы послужили неиссякаемым источником вдохновения для художницы: «Удивительное место, где небо и земля не вытягиваются в две прямые плоскости, определяющие верх и низ, как на северных пейзажах, а выстраивают вокруг тебя с помощью березовых занавесов и речных отражений сложные, самые неожиданные декорации, делая каждого участником бесконечной, дивно меняющейся постановки» (Елена Утёнкова).

В ее работах есть удивительная протяженность — протяженность того момента, который она запечатлела, это словно стоп-кадр, но не застывший, а проживаемый снова и снова.

«Щадящий свет, тонкий цветовой тон, исчезающие контуры, закутанная в туман композиция. Но мы вглядываемся, и она проясняется, выныривает из своей глубины — всегда не до конца — и тогда в ней обнаруживаются неожиданно острые и смелые решения. И потом их вновь поглощает общая даль. Я знаю эту даль — это даль приречных тарусских холмов в двойном свете воды и небес. Она главный герой этих мест, она важнее всего, что в нее уходит или из нее приближается»,  — пишет о картинах Елены Утёнковой-Тихоновой Ольга Седакова.

Ее живописные полотна обращают на себя внимание изысканностью оттенков цветовой гаммы. Ее работы с простыми сюжетами несут в себе такое богатство содержания, какое под стать разве что сложной фресковой живописи.

«Мои работы пейзажного цикла формально не связаны между собой. Они никак не являются фактическим отображением того или иного места, внимательное копирование деталей только уводит меня от предмета изображения. Пейзаж для меня — это состояние души, её посильный отклик на красоту Божьего мира» (Елена Утёнкова).

Решая сложные колористические и пластические задачи, Елена Утёнкова-Тихонова наполняет произведения эмоциональной силой выразительности образов, в которых важной составляющей становится интонация, тончайшее состояние, заключенное в нюансах тона — холодных серо-голубоватых оттенках, еле уловимых жемчужно-розовых или бледно-золотистых, наполненных внутренним светом жизни («Снежный день на Яузе», «В лесу», «Серый день», «Весенний пейзаж», «В Медоне», «За горой», «Край города», «Остров», «Облако» и др.).

Помимо пейзажей, художница с тем же теплом и любовью пишет картины о детстве, наполняя их тем счастьем, которое взрослым понятно, но, увы, недоступно: «Папин гамак», «Дерево», «Качели», «Лужа», «Конфета», «Электричка», «Песочница», «Собака», «Бабочка» и др.

Детская тема воспринята через призму познавания мира. Как важно в маленьком увидеть большое, первый раз в жизни понять, что идет снег, видеть жука или лужу, лед или качели — открыть для себя новое в окружающем мире.

Новый цикл работ «Когда папа был маленький» также посвящен теме детства, он был показан в 2018 году на парижской выставке (I-gallery, Париж). Здесь момент времени, который сквозной нитью проходит через все творчество художника, проявляется настойчиво. Интонация прошлого навеяна фотографиями из семейного альбома: когда мы смотрим в эти окна прошлого, «мы становимся ровесниками наших родителей или дедушек и бабушек. Нас всех объединяет толща времени. И этот момент столкновения очень интересен», — говорит художник.

Елена Утёнкова-Тихонова лауреат Московской Международной выставки-конкурса «Золотая кисть». Как живописец и график она активно выставляется в России и за рубежом.

С 2005 года работает также в жанре «малой» прозы. Автор книг и публикаций. В 2019 году состоялась премьера спектакля «Ёлка в комнате» по книге Елены Утенковой-Тихоновой (Новое пространство Театра Наций, проект «Взаимодействие»).

Ее работы находятся в коллекциях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музея-усадьбы «Кусково» (Москва), Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (Санкт-Петербург), Нижнетагильского государственного музея изобразительных искусств (Нижний Тагил), Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева (Саратов), Тарусской картинной галереи (г. Таруса Калужской области), в картиной галерее и в частной коллекции русского искусства Пьера Луидже Сельмо (Витебро, Италия), в частных собраниях России, Европы, США, Японии и Италии.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200826_utenkova_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200826_utenkova_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».