Персона недели: Андрей Коровин
Андрей Коровин — художник, для которого абстракция стала путем сближения изобразительного искусства с музыкой и философией
Андрей Коровин родился в семье художников. Отец, Ювеналий Дмитриевич Коровин, — живописец и график, широко известный благодаря своим иллюстрациям детских книг, мать, Антонина Павловна Коровина, занималась преимущественно графикой и много работала в технике акварели. Атмосфера в семье послужила отправной точкой для творческих исканий художника, выходящих за пределы сугубо визуальной стороны живописи: «Мне казался естественным интерес к художественным проблемам — вне житейских забот, вне текущей политики и идеологии. Дома обсуждались не только вопросы творческой работы художников разных направлений, но и особенности творчества композиторов, писателей, философов, учёных. Возникало понимание общих закономерностей…»
По характеру плавных переходов, приглушенной цветовой палитре, часто тяготеющей к пастельным тонам, нередко почти акварельной прозрачности поверхности своей живописи Коровин наследует принципы творчества своих родителей, в особенности отца. От него художник перенимает интерес к силе выразительности линии, «светоносность», наполненность воздухом произведений, которую обеспечивают «просветы» белого грунта или бумаги в работах. Однако изобразительные средства реалистического, фигуративного направления, в рамках которого работал Ювеналий Дмитриевич, оказались для Андрея Коровина недостаточными для исследования живописных возможностей.
Довольно быстро художник, благодаря школе родителей, обратил внимание на абстрактное, которое спрятано в сути реального. Но понимание законов абстракции пришло не сразу: «В юности я решил сделать абстрактную картину. Взял картонку, краски и начал вдохновенно писать. Получилась ужасная мазня, которая меня очень огорчила. Зато стало ясно, что нужно многому научиться, многое понять. К абстрактному я пришел после долгих лет работы с натуры».
Коровин окончил Московский полиграфический институт (1978), с 2003 года преподает на кафедре рисунка и живописи в Институте графики и искусства книги имени В. А. Фаворского.За время ученичества и впоследствии преподавательской деятельности художник выработал свой творческий метод, задачей которого стала передача живописного образа в гармоничной целостности. Основой для работы, по Коровину, становится цельная композиция, отражающая образ, сложившийся у художника. Абстрактное направление как в живописи, так и в графике позволяет автору сосредоточиться на проблемах пространства, ритма живописных построений, света, цвета, линии — сущностных свойствах, определяющих живопись как систему. И если сначала в работах художника еще прослеживалась связь с конкретным объектом, то теперь его произведения близки к чистой абстракции.
«Некоторые люди (даже художники) думают, что в абстрактном направлении работают те, кто “не умеет рисовать”, то есть создавать академическо-реалистическое. Это совершенно не так. Дело в том, что форма изображения должна соответствовать тому, что художник хочет выразить. Это справедливо не только для художественного творчества. Например, если учёный хочет изложить суть своих открытий, он скорее напишет ряд формул, чем сядет за пианино. Музыка тоже система абстракций, но выражает она не то, что выражают формулы физики или математики. Другое дело, что не все люди склонны извлекать смысл из абстрактных систем — музыки, философии, науки, абстрактного искусства… Разумеется, я прошёл школу реализма и много работал в этом направлении. Но когда стали меняться задачи работы, стала меняться и форма выражения».
Таким образом, намечается главная линия творчества художника — вывод живописи за границы области впечатлений, связанных с переживанием визуального. Язык живописной абстракции позволяет говорить и о понятиях, которые принято связывать с другими абстрактными системами — теми же музыкой и философией. Например, к недавней серии композиций на тему «Альпийской симфонии» Рихарда Штрауса (2018) автор дает ряд комментариев, выстраивающих эмоциональные и даже слуховые ассоциации между картиной и музыкальным произведением.
«Восход солнца» (2018)
Из абсолютной темноты и тишины пробиваются первые искорки света — чистые робкие звуки. Их сила нарастает волнообразно. Словно рождающаяся душа впервые вдыхает энергию жизни. И вот — радость души звучит оглушительно! Ведущая мелодия симфонии расправляет свои крылья и, ликуя, парит в лучах восходящего солнца.
С недавних пор живописец пробует себя и в иных видах искусства. «Трансформер-импровизатор» (2018) представляет собой скульптуру-объект из отдельных ячеек, конфигурацию которых можно менять произвольно — это идея универсального комбинируемого элемента, близкая проунам Лисицкого и архитектонам Малевича. Творческий путь художника продолжается, и остается только пристально следить за процессом и результатами его живописных опытов, которые в последнее время переходят и в трехмерное пространство.
Редакция AI благодарит художника Андрея Ювенальевича Коровина за помощь в подготовке статьи.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200820_korovin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200820_korovin_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.