Персона недели: Алексей Ваулин
Алексей Ваулин любит фактуру, цвет, ритм, он исследует пластику мягких форм, для него важно передать движение – «удивительную стихию Изменения, Развития, Эволюции». Художник создает свой мир, наполненный яркими и сильными эмоциями – «душевным экстримом»
«Я люблю русский авангард за смелость, за новизну, за идейность. Это была большая веха в искусстве ХХ века. Однако в ХХI веке абстракция не потеряла своего статуса, а усложнилась и погрузилась в зону психологического комфорта современного человека. Пусть это не новаторское направление, однако, пластические методы еще не исчерпаны» (Алексей Ваулин).
В творчестве Алексея Ваулина, неординарного, талантливого московского художника со своими жизненными и творческими ориентирами, прослеживается взаимодействие двух линий в искусстве – русской реалистической традиции и беспредметной живописи. Сегодня стилистическую манеру художника называют абстрактным экспрессионизмом. Его произведения считают близкими к идеям русского авангарда. Можно вспомнить К. Малевича, в композициях которого геометрические объекты-знаковые конструкции существуют, как в невесомости, в пространстве холста. Или В. Кандинского, который верил в духовное преображение мира, а отказ от предметности в искусстве, по его мнению, должен приблизить выход человека на новый уровень, за пределы видимого, объективного мира. Одним словом, у Алексея были знаменитые предшественники.
Русское абстрактное искусство начала ХХI столетия развивается вне теорий, руководствуясь лишь собственными философскими объяснениями и наработками. Творчество Ваулина существует в состоянии некой самодостаточности, в своей теоретической системе. Подобная универсальность, суверенность является отличительной чертой абстрактной русской живописи.
Родился Алексей Ваулин в 1974 году в Москве. Окончил Московское Академическое художественное училище памяти 1905 года (1990–1994) и Государственный институт искусств на отделении станковой живописи (1994–2000). Его учителями были И.А. Попов, О.Н. Лошаков, А.В. Ишин, И.А. Полиенко. Член Союза художников Москвы с 2000 года и СХ России с 2001 года.
Огромное значение в становлении личности художника сыграла домашняя атмосфера, пронизанная интересом к русской культуре и искусству. Этот интерес поддерживала мать Алексея, вместе они посещали музеи, театры, с детства он полюбил книги, увлекся рисованием, делал наброски в альбомах, и решение стать художником пришло уже тогда, в ранние годы. В период с 1990 по 1994 годы он обучался в Московском Академическом художественном училище памяти 1905 года. Время в училище положило начало живописным экспериментам художника; полученный опыт позволил не только развить практические навыки работы в технике масляной живописи, но и более четко определиться с собственными художественными предпочтениями, выходящими далеко за пределы интересов чисто фигуративной живописи – уже в этот период чувствуется стремление к абстрагированию форм.
Яркие, фантазийные композиции художника – особое цветовое пространство, в котором автор реализует свои идеи, чувства, эмоции. Вот что он говорит о творческом процессе: «Мой день начинается с белого, совершенно чистого холста, и каждый раз я удивляюсь чуду, которое происходит со мной. Чудо создания картины из небытия, откуда постепенно появляется нечто осмысленное, наполненное цветом, формой, эмоцией. Описать процесс работы над произведением невозможно, да, наверно, и не нужно. Могу сказать одно: это прекрасно – прекрасно быть причастным к акту творения» (Алексей Ваулин).
Цветовая гамма работ достаточно ограничена, обычно присутствует не более трех-четырех цветов, активно используется черный цвет, который не выступает антагонистом, но играет свою собственную роль и может быть разным за счет фактуры, ширины мазков. Неслучайно самой известной работой художника стал «Черный алмаз», представленный на выставке «Московская абстракция» (2003) в Государственной Третьяковской галерее. Алексей Ваулин ведет диалог с творчеством Казимира Малевича и его картиной «Черный квадрат», которая по формообразованию, цвету, идеи оказалась приближена к Абсолюту. Творчество Казимира Малевича привело Алексея Ваулина к новым живописным поискам и экспериментам. Особенно художнику интересна серия работ, выполненная только белым цветом, где монохромность воспринимается намного разнообразнее, богаче и цельнее, нежели многоцветие.
Создавая свои творения, А. Ваулин погружается в атмосферу новой реальности, которую он сам называет супраментальностью: супра – над, ментал – мысли. «Это то, что стоит над разумом», – говорит он.
«Внешний мир с бесконечными формами и изменениями – это интересно наблюдать, но что будет, если этот видимый мир изображать через призму абстрагирования от неё. Выявлять эмоцию и искать более абстрактные формы передачи знаков этого мира. Наблюдение за природой и переработка впечатлений – вот мое изучение. … Найти баланс и гармонию там, где на первый взгляд присутствует хаос» (Алексей Ваулин, «Серебряный дождь», 2001, холст, масло, 170х200).
Названия его работ повествовательны, они – важная часть произведения, и задают направление для движения мысли зрителя: «Серебряный дождь» (2000–2002), «Водопад света» (2002), «Северный миг» (2002), «Сияние миров» (2002), «Магма жизни» (2013) и др.
Стилистика его произведений не ограничивается приемами абстрактного языка. Художник обладает своей частной эстетической идеей реальности, которая не претендует на всеохватность. Ее назначение – претворение в образах определенного взгляда на реальность, своего угла зрения, в котором и проявляется ее специализация. «…Мне очень нравится эффект закрытых глаз, когда мы ложимся после рабочего дня, закрываем глаза, и мы еще не видим никаких образов, такая некоторая чернота, но она не чернота, а какое-то сияние происходит, нет ни мыслей, какого-то состояния эмоционального, попадаешь в какую-то пустоту», – говорит художник.
Алексей Ваулин активно участвует в выставках как в России, так и за рубежом, этапным стал проект в Государственной Третьяковской галерее («Московская абстракция», 2003), показавший место художника в общей канве развития абстрактного искусства России.
Работы художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), «Горбачёв-Фонда» (Москва), Московского музея современного искусства (Москва), Музея современного изобразительного искусства на Дмитровской (Ростов-на-Дону) Museo de Arte Contemporáneo (Панама, Республика Панама), в собрании Константина и Федора Елютиных (Москва), в других частных коллекциях в России, Испании и Нидерландах.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200804_vaulin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200804_vaulin_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.