Персона недели: Даша Делоне
Делоне в большей степени, чем кого-либо из современных художников, можно назвать экспрессивной личностью. Ее творчество, ее жизнь — это очевидное умение ярко себя выразить
Мир Дарьи Делоне многогранен: иногда он пугающе серьезен, порой мечтательно-грустен, задумчив, сардоничен или грозен (vesti.ru).
Дарья Делоне — и живописец, и график, и скульптор (работы регулярно можно увидеть на выставках в России и за рубежом). Она и керамист (в 1994-м стала арт-директором студии керамики), и книжный график, и издатель (в 2006-м совместно с Лизой Плавинской организовала издательство формата Small press «Добро books», которое постоянно экспериментирует с форматами, являясь одним из пионеров таких жанров, как стихи с картинками, электронные книги 3D, Zine, а также Zine-партитуры), и поэт. А в 2008-м Дарья Делоне опять же совместно с Лизой Плавинской и при поддержке Зверевского центра современного искусства открыли галерею Everything-Is-Art (everything-is-art.com).
Дарья Делоне родилась в 1970 году в Москве. Изучала искусство в ряде художественных школ, а также в мастерских Бориса Трофимова и Ирины Борисовой.
С 1991 года Делоне является членом Международной ассоциации искусств IAA / AIAP.
С 1996 года работает графическим дизайнером, художником-графиком и живописцем.
В начале 1990-х Дарья Делоне и ее друзья основали нонконформистскую группу «Три апельсина». Сегодня — тридцать лет спустя — идея трансформировалась в сообщество «Искусство — это все!», в которое входит более 800 членов, «объединенных исключительно непохожестью на всю окружающую художественную природу» (Лиза Плавинская).
Картины Дарьи напоминают иллюстрации к сказкам, они похожи на красочные сны, их сюжеты абстрактны. Искусствоведы причисляют Делоне к третьей волне русского авангарда, само существование которого тоже весьма условно. Автор термина «третий русский авангард» искусствовед и критик Лиза Плавинская определяет его как «хаотичное сборище художников, находящихся вне системы не только по обстоятельствам, но и по убеждениям, свободных в творческом выборе всего и объединенных только диким желанием работать».
Образный ряд ранних живописных работ Даши Делоне нередко состоит из загадочных существ, изображенных с детской непосредственностью. Она часто изображает животных, которых безумно любит. В проекте «Не только звери» (2014–2015, Зверевский центр современного искусства, Москва) Дарья Делоне признается: «Что бы я ни рисовала, из всех моих задумок, замыслов всегда пробиваются, пролезают разные звери. Присмотритесь». У Дарьи собран свой бестиарий: «кит, раскрывающий тайны своего брюха, альбинос Акелло, сторожащий золотую луну от страшилища, белый лебедь, выпорхнувший, как и положено, из рукава, многообразные фэнтезийные драконы. <…> А еще он наполнен маленькими сюрпризами: потому что, сколько ни рассматривай, ни отгадывай картины Делоне, в них каждый раз обнаруживаются все новые находки» (Марина Свешникова, vesti.ru).
В 2016 году Дарья Делоне и Дмитрий Горячкин создают арт-группу DaDim и начинают совместную работу. При этом тональность и даже средства высказываний художницы заметно меняются. Группа тяготеет к выражению в форме скульптуры и затрагивает острые социальные темы. Так, в совместном проекте «После Сидура» (2017) они говорят о том, что власть обратила внимание на «неудобное» для неё искусство, как и в шестидесятые годы прошлого века: «История сделала виток, и все вернулось. Включая желание по-советски закрыть на эти темы глаза и задвинуть подальше почившего скульптора с его опасными пророчествами».
Яркий и интересный проект «Кому — пролог, а кому — эпилог» группа DaDim представила в музее М. А. Булгакова в 2017 году. В экспозиции использован принцип диалога, когда живописные и скульптурные объекты современных художников дополняют предметы из коллекции музея. Художники по-своему раскрыли образы ушедшей булгаковской эпохи: «Лошадка с холста Делоне материализуется в мемориальной комнате. Силуэты с работ Горячкина всплывают на фотографиях постоянной экспозиции».
В проектах «Накануне» (2017, ЦТИ «Фабрика», Москва) и «Рыба сидела на дереве» (2017, Центральный дом архитектора, Москва) Дарья погружается в мир фантазий, снов и философских размышлений: «Мы взяли знаковые моменты Библии как базовой философской структуры и показали напряжение Места Накануне (за минуты, секунды или часы) до великих событий».
Еще один проект DaDim — «Тотемы, мифы, образы» (2020, Государственный музей Востока, Москва). Это выставка керамических сосудов с зооморфными мотивами из собрания Музея Востока. В ее экспозицию вписались работы Дарьи Делоне и Дмитрия Горячкина. К каждому древнему сосуду, извлеченному из земли археологами и представленному на выставке, они попробовали сделать скульптуру, отражающую «душу» сосуда. До них так еще не делал никто.
Работы Делоне представлены в Музее М. А. Булгакова (Москва), Вятском музее современного искусства (Вятка), Музее всего (Лондон), Музее современного искусства в Старой Любовне (Словакия), Fonticus City Gallery (Грогнян, Хорватия), а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200701_delone_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200701_delone_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.