Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


Персона недели: Катя-Анна Тагути
ARTinvestment.RU   16 июня 2020

Мне захотелось показать человечество как единый поток жизни, энергии, ощущений, эмоций. Поэтому люди в моих картинах смешиваются, перетекают один в другого, становятся частью друг друга (Тагути)

Искусство, точнее набор его изобразительных символов, можно трактовать как один из феноменов «коллективной памяти» — сложной сети, в которой кроме исторических аспектов, идеологических или религиозных, кроме традиций присутствует еще и «поэтическое», текстуальное измерение. С проявлениями феномена коллективной памяти и работает современный художник и дизайнер Катя-Анна Тагути. Создавая свои произведения в сложной авторской технике, она как бы восстанавливает связь времен, инвентаризирует прошлое, конструирует будущее, проводит параллели между традиционным и актуальным искусством.

Катя-Анна Тагути родилась в 1960 году в Риге, в семье художника Якова Ивановича Козлова, представителя академической школы русской живописи. С 1971 года училась в Московской школе искусств при Институте им. В. И. Сурикова, по окончании которой поступила в Московский государственный институт им. В. И. Сурикова, в мастерскую монументального искусства Клавдии Тутеволь, ученицы академика Александра Дейнеки.

Тагути отличает мощный профессиональный рисунок и живопись, у нее «абсолютно мужская рука», как сказал о ее вещах журналист и продюсер, эпикуреец и бунтарь Игорь Мальцев: «Ей подвластна любая техника — от живописи до графики, печати по любым материалам; игра с материалами вообще ее любимое занятие. Она, например, делает гипсы, объемы. Но каждая ее работа глубоко литературна. То есть в этом смысле она совершенно реалист. При всем современном наборе технологий» (snob.ru).

Текстуальность возникает благодаря палимпсесту — приему, который художник применяет в своих работах. Палимпсест у Тагути — «как образ многослойности жизни: ты смотришь на то, сквозь что просвечивает прошлое и на что отсвечивает будущее». Базовым фоном может служить изображение на холсте принципиальной схемы или что-то декоративное. Затем на первый слой наносится рисунок, но если он становится слишком реалистичным, то производится его деструкт, размытие: «Тогда я закрашиваю всё белой краской. Что-то проступает сквозь этот слой. И вот это “что-то” я начинаю вытаскивать, начинаю снова рисовать, но не обводить старое, а проводить линии чуть-чуть рядом, создавая новую оптику. Я не знаю, что получится в конце — каждый раз это борьба с материалом» (Тагути, annataguti.ru).

Работы Тагути образуют серии. А каждая ее выставка — это жест, обдуманный, срежиссированный, прожитый. Она использует различные техники и работает с несколькими темами, предпочитает черно-белую гамму, но порой деликатно вводит цвет в свои композиции. Сознательно ограничивая себя в цвете, художник много работает с линиями, пластикой. Рисуя портреты, сталинскую архитектуру или создавая орнаменты, она выстраивает своеобразное мифологическое пространство («Большой портрет», «Объятия», «Вторая душа», «Страницы семейного альбома», «Кружева и колебания» и др.).

В серии шелкографий на бумаге «Страницы семейного альбома», представленной на выставке «Аксессуары и не только» (2015), были использованы фотографии кружева XIX века из Музея прикладного искусства (МАК) в Вене и старинных кружевных аксессуаров из семейной коллекции художника, которые сочетались то с фотографиями, то с коллекционными марками, то со сделанными от руки записочками, с засушенными листами, гербариями на память о прогулке по лесу или парку.

В работах проекта «Большой портрет» (2019) мы снова видим попытку зафиксировать многослойность и динамичность сознания — огромные лица, словно изображенные на стенах с обрывками афиш, надписями из разных временных отрезков, всматриваются в свое прошлое, которое тут же пополняется новыми мгновениями времени. Мы видим тщетность попыток изоляции от информационного шума, попыток остановить поток восприятия. «Время стремительно превращает настоящее в прошлое: то, что было только что, становится минутой, часом, днем, годом назад. …

В портретах я хочу передать сосредоточенное состояние человека, который вспоминает свое прошлое, пытается осознать настоящее и предугадать свое будущее» (Тагути, erarta.com).

 

Кульминационными точками проекта «Большой портрет» были две видео-инсталляции. В одной из них зритель мог наблюдать, как под слоями штампов и рекламы скрывается незащищенное человеческое лицо. «Как устрица без ракушки: ты можешь полить ее кислотой, проткнуть, разрезать. В каждом из нас живет такое же нежное, пульсирующее существо непонятного пола, которому очень легко причинить боль. Мне хотелось передать ощущение абсолютной незащищенности» (Тагути, (vatnikstan.ru).

О серии «Коптско-советские ткани» (Восьмой проект) художник говорит так: «Я рассматриваю коптские ткани как текст, который может редактироваться, дополняться и даже искажаться. Текст, который имеет несколько значений и несколько жизней» (Тагути, annataguti.ru). В орнаменты, созданные по мотивам коптских тканей, она вплетает символы советской эпохи. Эти символы невольно начинают приобретать сакральное значение, как и для первых христиан коптские орнаменты.

Что объединяет все эти работы? Внимание к человеку, который, по сути, становится объектом ее исследования. «Меня ведь всегда интересуют перипетии судьбы», они отражаются на лице, они живут в предметном мире, который формирует вокруг себя человек, они артефакты памяти.

Работы художника хранятся в собраниях Норильского художественного музея, Новосибирского художественного музея, Jewish Museum (Нью-Йорк, США), Il Museo Internazionale della donna nell'arte — MIDA (Сконтроне, Италия), Центре Франса Мазереля (Кастерли, Бельгия) и др.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200616_taguti_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200616_taguti_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх