Пульс времени. Ирина Корсакова
Каждый видит свое, и это правильно. А я уже все сказала на холсте, и нужно так говорить, чтоб не нужно было вербальных пояснений
Я расскажу о том, что я люблю.
Покой и созерцание.
Свет и тень.
Ясность.
Трепет и окаменение.
Вибрации души, тона, цвета.
Предмет.
Фактуры материалов.
Фронтальную композицию.
Поверхность холста и физическое ощущение прикосновения к нему кисти.
Картину как проявленное.
Искать смыслы.
Учусь любить людей — получается понимать и жалеть.
Хранить в себе все эти переживания тяжело, они требуют материального воплощения. И я пишу. Картины о мире, о себе, о своих ощущениях этого мира.
Ирина Леонидовна Корсакова родилась в 1960 году в Москве. Ее отец, известный график Леонид Михайлович Корсаков, был не просто учителем, но и единомышленником, проводником в мир искусства. Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года, которое Ирина окончила в 1980 году, не стало для нее alma mater — она лишь вспоминает, что сумела «не засохнуть в руках умелых педагогов, не поддаться чуждым мне влияниям» (proza.ru). Самостоятельность и смелость — черты, свойственные художнице и по сей день.
Первое время Корсакова занималась графикой, но все больше и больше увлекалась живописью. Ее творческие поиски пришлись на последние десятилетия века 20-го и начало 21-го, период, когда в культурном пространстве происходит переход от постмодерна к постпостмодерну и когда «новые поколения художников всё чаще отказываются от эстетических сенсаций деконструкции, паратаксиса, имитаций в пользу эст-этических представлений реконструкции, мифа и метаксиса» (metamodernizm.ru). Это явление требовало некоего эвристического ярлыка, и одним из таковых ярлыков стал термин «метамодерн», который ввели в обиход голландский философ Робин ван ден Аккер и норвежский теоретик Тимотеус Вермюлен в своем эссе «Заметки о метамодернизме» (Notes on Metamodernism) опубликованном в «Journal of Aesthetics & Culture» (2010). Родители нового термина постарались доказать, что в культуре произошел поворот от цинизма и иронии к искренности и романтике.
Живописные концепции Ирины Корсаковой во многом перекликаются с теми, что описаны в манифесте метамодернистов. Например, у Ирины есть серия работ, посвященная детям. Она изображает их в традициях русского искусства XVII и XVIII веков, когда дети — это маленькие взрослые. Костюмы, позы, композиция заимствованы у мастеров прошлого. Однако, «посмотрите на платья, прически, — пишет художник, — они не принадлежат конкретной эпохе. Это — стилизация. Я стремлюсь вырвать этих “детишек” из какого бы то ни было культурного контекста. Это прежде всего символы. Они вне времени» (persona.rin.ru).
Мы не найдем в творчестве Корсаковой цитирования, характерного для постмодернизма, здесь не будет и «эффекта узнавания». Здесь можно увидеть скорее формальные поиски авангарда в сочетании с обращением к традициям русского искусства, ощутить некоторую наивность.
Детская тематика послужила толчком к созданию другой серии — «Куклы». И очень органично Ирина перешла от одной темы в другую, ведь что может быть естественнее для ребенка, чем игра.
Ирина создает образы кукол, которые можно назвать портретами. Она нарочито подчеркивает особый статус этих «игрушек», избирая для этого цикла портретный жанр, позволяющий раскрывать множественный характер репрезентаций и взаимодействия персонажа со зрителем. Куклы не просто атрибуты и не трафарет детского мира, они оживают, они смотрят, они исследуют зрителя и входят с ним в безмолвный диалог. Это завораживает, пробуждает эмоции и немного пугает. «“Куклы” — о наших душах, прекрасных и чистых, мудрых, больных и одиноких,— говорит автор. — Часто под нарядами, локонами, улыбками скрываются травмы, уродства душевные. Когда изображаешь человека, это всегда конкретный персонаж, а в портретах кукол я вижу отвлеченные образы. О людях вообще». (artinvestment.ru).
Серия работ, которую условно можно назвать «Оливы», была представлена в Музее архитектуры им. А. В. Щусева в рамках выставки «Сто видов на оливы. Роща и камень». Она включает работы, написанные в Черногории — стране, пропитанной атмосферой христианства. Образы старых оливковых стволов, их причудливые формы, переплетение корней и ветвей производят впечатление вневременной красоты. В них живет древний библейский дух, в них мы как бы видим тени иерусалимских садов. Впечатление старины, вечности и далекого прошлого возникает от того, что она избирает для себя монохромную гамму, без ярких диссонансов, что усиливает состояние гармонической красоты. Возникает ощущение единого — вечности и прочности.
Глядя на работы Ирины Корсаковой все время изумляешься: откуда она берет свои темы, почему начинает обращать внимание на те или иные, казалось бы, незначительные вещи. Но в мелочах нашей жизни кроется огромный космос. В серии «Макро» формально художник словно в микроскоп рассматривает некий объект, увеличивая его для зрителя в несколько раз. Максимально обостряя таким образом восприятие зрителя, делая реальное ирреальным, художник постоянно расширяет границы представлений об окружающем мире.
Работы художника находятся в частных собраниях в России, Дании, Германии, Югославии, Израиле, Мексике, Испании, США, Франции.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200311_korsakova_irina_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200311_korsakova_irina_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.