- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
Арт-кинозал: «Искусство по понятиям»
ARTinvestment.RU 29 марта 2024
AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
«Искусство по понятиям» (Оригинальное название: TheKillRoom)
Режиссер: Николь Паон
Год выхода: 2023
Хронометраж: 98 мин.
кинокомпания: Yale Productions / Idiot Savant Pictures, США
Художественные фильмы, действие которых разворачивается на рынке искусства, можно поделить на четыре категории:
• Снятые профессионалами арт-рынка, с уважением к арт-рынку («Большие глаза» Тима Бёртона — изобилующий инсайдами и ёрничаньем, но созданный с уважением и интересом к объекту повествования);
• Снятые профессионалами арт-рынка, с неуважением к арт-рынку («Выход через сувенирную лавку» Бэнкси — впрочем неуважение тут наигранное, как и «документальный» характер фильма. «Лавка» — это мистификация в кубе, где нелюбовь героев фильма к арт-рынку наоборот, вызывает искреннюю к нему симпатию. Еще можно назвать «Великую красоту» Паоло Соррентино, где итальянскому визионеру позволено все — даже насмехаться над Мариной Абрамович);
• Снятые непрофессионалами арт-рынка, с уважением к арт-рынку («Бархатная бензопила» Дэна Гилроя — триллер о картинах-убийцах, в котором рынку отведены в сумме не более 10 минут фильма. Но даже для пары эпизодов к работе над сценарием привлекались профессиональные арт-консультанты, сделавшие эти минуты эталоном погружения в рынок искусства. А сами картины-убийцы создавались для съемок «с нуля», в специально придуманной манере очень интересного художника);
• Снятые непрофессионалами арт-рынка, с неуважением к арт-рынку.
К четвертой категории, к сожалению, относится последняя из недавно вышедших «около-арт» картин The Kill Room (с англ. — Комната для убийства), в русском переводе получившая более «пацанское» название: «Искусство по понятиям».
Будем объективны: непрофессионализм авторов фильма касается не только рынка искусства — но всего фильма в целом. Герои не вызывают сопереживания, а их поступки — интереса; довольно оригинальную идею едва хватает натянуть на полуторачасовой хронометраж; а сами предметы искусства, вызывающие неподдельный восторг у героев картины, художники фильма создали на удивление небрежно. Яркой иллюстрацией слабости кинопродукта в целом служит его сценарий: для внятного пересказа нам потребуется начать с середины фильма, а затем вернуться в начало. Зрителю в зале, понятное дело, такая роскошь не доступна.
За рекой Гудзон, с видом на Нью-Йорк живет черный булочник, выпекающий белые крендели (подробное упоминание деталей оставляем ровно потому, что на них обращают внимание создатели фильма. Впрочем не бойтесь хоть что-нибудь упустить: ни одна из деталей впоследствии своей роли не сыграет!). Играет булочника Сэмюэл Джексон, чья приклеенная борода однозначно отсылает к фильму «Диктатор», в котором адмирал-генерал Алладдин похищает седобородую голову черного мафиози прямо с похорон. В свободное от выпечки время булочник помогает через свою пекарню отмывать деньги русской мафии, традиционно для Голливуда состоящей из отца, сына, и принадлежащего им ресторана (почему с процессом «отмыва» не справляется семейный ресторан — отдельный вопрос, на который фильм ответа не дает). Здесь герою Джексона приходит в голову светлая идея: отмыть деньги через искусство — благо ценообразование на арт-рынке формируется по своим законам и крайне сложно для объективной оценки налоговыми органами. Так рассуждает булочник, отправляясь в Нью-Йорк.
В самом Нью-Йорке, в небольшой галерее современного искусства монотонно проходят дни героини Умы Турман — владелицы галереи. Для успеха бизнеса она не делает ровным счетом ничего — как, впрочем, и для неуспеха. Основным занятием галеристки в течение дня является прием запрещенных веществ прямо на рабочем месте, что иногда перемежается перебранкой с художниками и наставлением юной практикантки. Характер и повадки последней один-в-один взяты у практикантки из «Бархатной бензопилы», а образ и этническая принадлежность — у интерна Пак из «Доктора Хауса». Учитывая характерную архитектуру и нулевую посещаемость галереи, авторы фильма, несомненно, определили ей место в Верхнем Ист-Сайде Манхэттена.
Здесь предложение пекаря и настигает галеристку. Для начала та отказывается, а спустя пару дней — соглашается. Учитывая, что между этими действиями не произошло ровным счетом ничего, данный сюжетный поворот, видимо, был призван добавить фильму драматизма. Однако главный козырь сценаристы картины все еще держат в рукаве: по замыслу Джексона, для отмыва денег Турман должна продавать не абы какое искусство — а специально созданное! И «художник» на примете имеется — местный киллер, душащий своих жертв пластиковыми пакетами. Новой звезде дают псевдоним «Пакетчик» и отправляют писать работы — абстрактный экспрессионизм в духе Виллема де Кунинга.
Фиктивная продажа идет хорошо, галерея переезжает в арт-квартал Челси (для съемок была выбрана одна из самых красивых нью-йоркских галерей Kasmin Gallery на 26-й улице), Ума Турман вновь сверкает на тусовках, а покинувшие галерею художники возвращаются к работе с ней. Да вот беда: новость о длинных листах ожидания и тайных продажах работ неизвестного художника массово доходит до коллекционеров. И происходит такое же массовое безумие: все хотят себе таинственного Пакетчика. Естественно, против такого поворота восстает русская мафия, в планы которой публичность налаженного бизнеса совершенно не входила… «Ой, что будет!» — подумает зритель, и не ошибется.
Будет именно «ой», проще говоря — ничего. Вместо потенциально захватывающей кульминации зрителя ожидает низкопробное попурри из хорошо известных фильмов. Для начала безынициативная в течение 75 минут Ума Турман (кстати, фильм — ее продюсерский дебют) вдруг предложит бандитам сверхсложную партию в духе «11 друзей Оушена», которую сама и разыграет и лихо завершит в лучших традициях феминистского кино последних лет. Затем, минут за 10 до конца фильма, в сценарии вдруг появится новый злодей (тоже русский, разумеется). Все вместе полетят на Art Basel в Майами-Бич, где, в борьбе за справедливость, главная героиня обманет пожилую чету коллекционеров и крепко подставит добродушную наивную китаянку. После чего с чувством выполненного долга победно вернется в Нью-Йорк, поедать крендель в компании Сэмюэла Джексона.
В этот момент подумалось: если Джексон сейчас признается в том, что он — Жан-Мишель Баския и сочинил все это с целью насмешки над арт-рынком, то это хоть как-то может если не спасти, то реабилитировать, фильм. Увы, он и этого не сказал, лишь нервно хихикнул; как делает это всякий раз, когда актера не ведет гениальная рука Тарантино.
Помнится, в другом гениальном кинопроявлении — французском фильме «Неразлучные» (в отечественном переводе — «1+1») — был похожий эпизод: парень, работавший сиделкой, на спор написал абстракцию, которую затем миллионер-колясочник продал своему другу за 10 тыс. евро. Как видим, описание уложилось в одну фразу, а в самом «1+1» эпизод занял в сумме минуты три экранного времени. Возможно, гениальность и состоит в том, чтобы не растягивать на девяносто минут то, что можно сказать за три?
Но главная претензия к создателям фильма у нас совсем другая. Нам не жаль потраченного времени (в нескольких местах было вполне смешно, поверьте!) — нам обидно за тех, для кого «Искусство по понятиям» станет первым фильмом об арт-рынке. Что они смогут понять за полтора часа? Первое: рынок искусства держится исключительно на обмане галеристами простодушных коллекционеров. Причем успешность этого обмана напрямую зависит от количества запрещенных веществ, употребленных владельцами галерей перед осуществлением коварных планов. Второе: бизнес-модели галерей нестабильны и базируются на бесплатных стажерах и неуравновешенных художниках. Третье: существует возможность крупных финансовых махинаций внутри арт-рынка, притягивающая весь спектр криминального мира. Четвертое: для осуществления наиболее дерзких и кровавых планов нет более безопасного места, чем Art Basel. И пятое: арт-рынок — это исключительно женское царство, мужчины на нем — либо доверчивые мешки с деньгами в руках смекалистых жен, либо редкие посетители вернисажей, чья внешность вызывает в памяти одновременно теорию Ломброзо и сразу несколько статей УК РФ.
О «женскости» сценария выскажемся отдельно. Мы понимаем, что разработка «Искусства по понятиям» началась в 2020 году, когда финансирование подобных инициатив лилось рекой. Но для нас фильм о сильных женщинах — это «А зори здесь тихие». И даже «Малышка на миллион», снятая «женоненавистником» Клинтом Иствудом. Но продюсерская проба кинопера Умы Турман способна принизить женщин больше, чем воспеть. Дело не только в том, что все художницы на контракте в галерее — женщины (упоминается лишь одно мужское имя — да и то в прошедшем времени; видимо, он был изгнан из галереи ради гендерного баланса) и самый влиятельный арт-критик Нью-Йорка тоже женщина (интересно, понравилась ли картина Джерри Зальцу или Франческо Бонами). Положительно упоминается в фильме лишь один мужчина, да и тот «умер, переплывая Атлантику на четырехметровой яхте». Просто все лучшее, что могут привнести и безусловно привносят женщины в мир и рынок искусства, наиболее выигрышно выглядит на контрасте. А контраста, в виде мужчин на арт-рынке, по мнению Турман и Ко, нет по определению.
Складывается впечатление, что идея построить картину на «инсайдах» рынка искусства родилась спонтанно, на волне популярности «Сувенирной лавки» и более древней «Аферы Томаса Крауна». Дальше подсуетились советники, вывалившие на сценарную группу ворох бездоказательных, но «горячих» фактов, — и вместо приключенческой комедии мы получили пасквиль. Без желания обидеть, просто в погоне за притягательной темой. Словно в подтверждение этому, звучит первый диалог фильма: «Вы хотите купить эту картину? — Нет, я покупаю только NFT». Точнее и не скажешь: весь фильм далее выглядит так, словно его снимали люди, покупающие только NFT!
При этом фильм откровенно маргинализирует все весомые арт-институции, от образовательных («он — чистый талант, не испорченный требованиями художественных школ») до музейных («это как заставить Метрополитен-музей отмывать его деньги»), а также вполне открыто насмехается над процессом создания искусства («Что будем рисовать: масло, пастель, акварель? Видите, я пошерстил Google»). Плюс к тому, в попытке придать большую значимость «инсайдам арт-рынка», картина неумышленно подставляет определенных игроков. Скажем, владельцев хранилищ предметов искусства, о которых сообщается что «половина ящиков на их складах пусты: все дело в уходе от налогов!». По информации AI, после выхода фильма в ряд таких компаний на территории США за разъяснениями обратились соответствующие органы.
Именно поэтому Art Basel в фильме фигурирует (включая узнаваемое здание), но вслух не упоминается: компания просто не разрешила привязать свое название к данному опусу. Да и позовут ли Уму Турман на следующий ужин Met Gala в Метрополитен — большой вопрос.
По счастью, главная «бизнес-модель» картины — отмывание денег посредством продажи искусства — налоговые органы заинтересовать больше не может: с 2020 года в Европе и с 2021 в США при сделках с искусством на сумму более $10 тыс. имена владельцев, включая юридические лица, подлежат раскрытию. И мафиозный «трастовый фонд с русской фамилией», который лихо ворочает миллионами в данной фантастической киновселенной, оказался бы первым кандидатом на известную скамью.
И все же один смешной и правдивый момент мы упомянем: когда герой Сэмюэла Джексона впервые попадает в галерею, то справедливо замечает, что на дверь не мешало бы повесить табличку «Открыто/Закрыто» за $9. Это помогло бы избежать путаницы: дескать, с улицы, при полном отсутствии посетителей, не понять, работает ли галерея. Ирония в том, что за отсутствием табличек в большинстве западных галерей стоит не нежелание расставаться с девятью долларами, а эстетизм и высокомерие. Как, подчас, и за отсутствием посетителей.
Означает ли сумма сказанного, что редакция AI отговаривает читателя от просмотра «Искусства по понятиям»? Ничуть! Но смотреть его рекомендуем в первую очередь профессионалам арт-рынка: они хотя бы улыбнутся, встретив на экране знакомые, пусть и двухмерные образы. А главное — профессионалы поймут, что отныне думают о рынке искусства обыватели и как это исправить. А исправлять придется много.
https://artinvestment.ru/invest/stories/20240329_movie_killroom_zf.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20240329_movie_killroom_zf.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю