- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Оценка картин
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина Уга Скульме
- Картина от Ducommun
- М.В.Горшунов, "Коломенское"
- А.И.Лебедев, шарж
Агенты ФБР под прикрытием расследуют кражи произведений искусства
ARTinvestment.RU 28 августа 2008
Недавно в газете Wall Street Journal появился эксклюзивный материал об «арт-отряде» ФБР, который занимается борьбой с «черным» рынком произведений искусства. ARTinvestment.ru предлагает изложение этой статьи
Утром четвертого июня по морскому побережью в окрестностях Марселя ехали трое мужчин. В их грузовике находились бесценные картины Клода Моне (Claude Monet), Альфреда Сислея (Alfred Sisley) и Яна Брейгеля (Jan Brueghel), которые они намеревались продать одному американскому арт-дилеру. В августе прошлого года эти произведения были украдены из Музея изящных искусств Ниццы. Преступники ворвались в музей средь бела дня и, угрожая персоналу оружием, сорвали картины со стен. Вскоре на них вышел тот самый арт-дилер, который предложил за шедевры 4,6 млн долл. наличными. Тем июньским днем преступники собирались встретиться с французским посредником этого дилера, который должен был забрать картины и передать им деньги. Но в условленном месте грабителей ждал не француз, а десяток полицейских машин.
Операцией по поимке преступников руководил полковник жандармерии Пьер Табель (Pierre Tabel). Когда бравые французские полицейские окружили грабителей, полковнику позвонили из американского штата Пенсильвания. «Мы взяли их!» — радостно прокричал Табель в телефонную трубку.
Звонил ему не кто иной, как агент Федерального бюро расследований Роберт Уиттман (Robert Wittman). Именно он придумал хитроумную ловушку для грабителей, решив сыграть роль таинственного американского арт-дилера. Узнав об успешном завершении операции, Уиттман отметил это событие кружкой кофе на крыльце своего дома, в то время как его супруга спала.
Агент Уиттман — один из главных в мире специалистов по раскрытию преступлений, связанных с похищением и фальсификацией произведений искусства. Он работает под прикрытием. За свою карьеру 52-летний агент успел изобразить множество нечистых на руку арт-дилеров и познакомиться со многими преступниками. Стоимость всех произведений искусства, найденных Уиттманом, составляет 225 млн долл. Он «спас», в частности, такие вещи, как автопортрет Рембрандта (Rembrandt) и первое издание Билля о правах.
Произведения искусства становятся все дороже, а преступники — все наглее. Их подстегивает еще и то, что даже самые знаменитые сокровища охраняются не слишком хорошо (вспомните
Большинство украденных произведений искусства направляются в Америку: тамошний черный арт-рынок считается самым крупным в мире. Его оборот оценивается в 6 млрд долл. В прошлом году в списке пропавших или украденных работ, который составляет лондонская компания The Art Loss Register, находилось 16 117 картин, скульптур и других предметов, канувших в Лету именно в США. Годом ранее их насчитывалось немного меньше — 14 981. То есть количество краж произведений искусства постоянно растет. А средств на борьбу с ними выделяется все меньше. Для американской экономики настали тяжелые времена, и правительство предпочитает тратить деньги на решение более «насущных» проблем. Этим летом городские власти Нью-Йорка урезали сумму, выделяемую на усовершенствование охранных систем музеев, на 4 млн долл.
Долгие годы единственным агентом ФБР, работавшим под прикрытием, был Роберт Уиттман. Но сейчас бюро готовит целый отряд борцов с преступностью, способных, если потребуется, изображать доверчивых коллекционеров и алчных арт-дилеров. Прокуроры и сотрудники правоохранительных органов очень этому рады, но, тем не менее, нередко высказывают сомнения: а смогут ли эти агенты за короткий срок стать такими же профессионалами, как Уиттман? Ведь очень скоро им придется занять его место: в конце года знаменитый агент уходит на пенсию.
Получить представление о том, как работает Уиттман, можно, вспомнив недавнюю поимку французских аферистов. Операция началась в августе прошлого года, сразу после нападения на музей Ниццы. Сотрудники ФБР в Майами получили информацию о том, что неподалеку от города Форт-Лодердейл некий рецидивист по имени Бернар Жан Тернюс (Bernard Jean Ternus) продает картины арт-дилерам. Уиттман вступил в контакт с Тернюсом, представившись дилером из Филадельфии, который покупает произведения импрессионистов и старых голландских мастеров «не важно, какого происхождения». Уиттман и Тернюс встречались несколько раз. Однажды они даже вместе пили шампанское на яхте. В январе они встретились в Барселоне — там в это время находились подельники Тернюса, которых он попросил «присмотреться» к Уиттману. Оказалось, что один из участников ограбления зарабатывает на жизнь продажей мотоциклов, другой дает напрокат бульдозеры. Уиттману удалось войти к преступникам в доверие и даже подружиться с ними. Он познакомил их со своим «коллегой», которому было поручено встретиться с грабителями 4 июня и обменять картины на деньги. Как мы уже знаем, этот посредник оказался агентом французской полиции. Так преступники попались в капкан. Их лидер Тернюс был предан суду и вскоре признал себя виновным. Приговор ему будет вынесен 18 сентября во Флориде. Его подельники, захваченные в Марселе, ждут суда во Франции.
Роберт Уиттман называет свою работу «невероятно стрессовой». Многие говорят, что она схожа с актерской, но агент ФБР с этим не согласен: ведь в его распоряжении всего один «дубль», при этом он не имеет права даже на малейшую ошибку. «Нужно помнить все, что ты когда-либо сказал [преступнику. — Ред.]», — говорит он. Полковник Табель, наблюдавший за действиями Уиттмана на протяжении всего расследования, длившегося 10-месяцев, называет агента «живой легендой».
Из агентов ФБР мало кто хочет искать похитителей картин. Конечно же, все громкие кражи или фальсификации широко освещаются в прессе, о них снимаются телепередачи и фильмы, но в ФБР расследования таких преступлений всегда считались чем-то гораздо менее важным, чем борьба с терроризмом, бандитизмом или контрабандой наркотиков. С агентами, умеющими расследовать «арт-преступления» под прикрытием, до недавнего времени была вообще беда: только пять лет назад наметились какие-то сдвиги, а до этого все делал один Уиттман. Даже сейчас в столице искусств Нью-Йорке похищенные произведения ищет агент, который работает без прикрытия, — специалист по раскрытию крупных краж Джеймс Уинн (James Wynne).
В течение 15 лет Уиттман был единственным агентом ФБР под прикрытием, расследующим преступления в сфере искусства. Но после жуткого скандала, связанного с расхищением сокровищ Национального музея Багдада, он решил убедить свое начальство в том, что необходимо сколотить команду агентов, способных заниматься тем же, что и он. Тогда, пять лет назад, кражи иракских артефактов были у всех на слуху. Стремясь установить, кто поставляет восточные древности в США, ФБР стало сотрудничать с американской таможней и властями стран Ближнего Востока. Сотрудники бюро начали выкладывать на официальный сайт фотографии похищенных произведений. Один морской пехотинец принес восемь камней с витиеватым орнаментом — он купил их как сувениры, и только потом узнал, что это краденые артефакты. Именно это преступление показало, что Уиттман не может и не должен работать в одиночку — в краже багдадских древностей было замешано множество людей, и одному агенту под прикрытием было бы невозможно справиться. Его инициативу поддержали несколько агентов, занимающихся поиском произведений искусства. Они решили, что нужно собрать отряд из 10-12 человек, способных заниматься расследованиями по всей стране, а также, если потребуется, выезжать в другие страны. Эти агенты должны работать в офисах ФБР и параллельно с раскрытием краж произведений искусства расследовать другие преступления.
В борьбе за создание такого «арт-отряда» Уиттман приводил следующий аргумент: в странах, по размеру гораздо меньших, чем США, такие команды давно уже существуют, и их не распускают, несмотря на экономические трудности. В лондонском Скотланд-Ярде, например, работают четыре «арт-детектива», хотя 20 лет назад их было 14. Во Франции есть 30 таких детективов, а в Италии — целых 300. В их число входят даже патрульные, облетающие на вертолетах места, где проходят археологические раскопки.
Большинство агентов пригласил в команду сам Уиттман. Был определен годовой бюджет, а также жалование «арт-детективам» — около 100 тыс. долл. в год каждому. Вскоре после создания отряда агенты занялись расследованием преступлений. Три года назад в Сент-Луисе Фрэнк Бростром (Frank Brostrom), ранее работавший взрывотехником и специалистом по системам наблюдения, поймал преступника, который пытался продать поддельную картину Рембрандта за 2,8 млн долл. Бростром обманул нечестного торговца, прикинувшись покупателем — шейхом из Саудовской Аравии. Чтобы достовернее изобразить богатого мусульманина, он облачался в традиционное парадное одеяние.
Агент под прикрытием, расследующий кражи произведений искусства — не самая престижная позиция в ФБР. Джеффри Келли (Geoffrey Kelly), «арт-детектив» из Бостона, говорит, что другие агенты подшучивают над ним, когда видят у него книги о живописи эпохи Ренессанса рядом с фотографиями с места преступления. Фрэнк Бростром, ранее работавший в отряде, расследующем тяжкие преступления с применением насилия, рассказывает, что его товарищи тоже постоянно пытаются шутить и презентуют ему книги об искусстве. Но он не жалуется: эти книги действительно помогают ему в работе.
Агенты ФБР записываются в «арт-отряд» по двум причинам: либо они любят искусство, либо восхищаются Робертом Уиттманом и Джеймсом Уинном, бывшим банкиром, который в настоящее время трудится в нью-йоркском бюро. В отряд берут даже тех, кто не очень долго работал под прикрытием. Например, бывший лос-анджелесский прокурор Кристофер Каларко (Christopher Calarco) пришел в «арт-отряд», имея за плечами всего шестилетний опыт работы в ФБР. Ни один из агентов не имеет ни художественного или искусствоведческого специального образования, ни опыта работы с произведениями искусства. Каларко рассказывает, что ему даже пришлось искать старые тетради, куда он, будучи студентом, записывал лекции по истории искусства.
Уиттман считает, что агенты из «арт-отряда» должны прекрасно разбираться в рынке искусства, в том числе и в черном рынке. Они должны уметь отличать гравюру от акватинты, палитру от провенанса, а настоящие шедевры — от умело выполненных подделок. (Например, 300-летнее полотно всегда покрыто паутинкой из тонких трещинок, что очень редко можно увидеть на поверхности «фальшака».)
В юности Роберт Уиттман подрабатывал в антикварном магазине в Балтиморе, принадлежавшем его семье. Отец научил его не только продавать, но и по-настоящему ценить старинные вещи. Когда Уиттман в 1988 году пришел в ФБР, его направили работать в отделение, находящееся на востоке Филадельфии. Его карьера началась с расследования таких преступлений, как угон грузовиков и ограбление ювелирных магазинов. Но совсем скоро он занялся поиском похитителей произведений искусства. За те годы, что Уиттман работал в этой сфере, он сумел заслужить приличную репутацию. Ему удалось раскрыть большое количество громких преступлений. Например, в 1999 году Уиттман помог арестовать юриста из Атланты, который пытался продать за 1,2 млн долл. головной убор легендарного вождя индейцев Джеронимо (Geronimo). Убор был украшен перьями белоголового орлана, торговать которыми в Америке запрещено. Двумя годами ранее он конфисковал изготовленные 2 тыс. лет назад перуанские доспехи, которые привез в страну один из панамских дипломатов.
Уиттман работает в Филадельфии и каждую неделю звонит своим соратникам по «арт-отряду» из других штатов, чтобы быть в курсе их расследований. Иногда он отвечает коллегам на вопросы об искусстве. Однажды ему пришлось поправить агента, который назвал Пикассо импрессионистом. «Мне не хотелось его смущать, поэтому я просто сказал ему: “Обычно люди называют его великим модернистом”», — рассказывает он.
Члены «арт-отряда» ездили в Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфию и Санта-Фе, где знакомились с директорами по безопасности музеев, арт-дилерами и искусствоведами, которые сообщили им много полезной информации. Эми Грин (Amy Green), сотрудница музея Джорджии О’Кифф (Georgia O’Keeffe) в Санта-Фе, куда агенты ФБР приезжали в прошлом году, отметила, что их сразу можно было выделить среди остальных посетителей музея. «Мы тут все одеваемся очень просто, только они пришли в галстуках», — сказала она.
Эксперт по киберпреступности из Чикаго Брайан Брусокас (Brian Brusokas) рассказывает, что очень удивился, когда узнал, что 80% музейных краж организуют не грабители, а сотрудники музеев. Он и другие агенты из «арт-отряда» нередко посещают региональные музеи, где знакомятся с научными работниками и хранителями — теми, кто имеет доступ к коллекциям гораздо чаще, чем «простые смертные». Брусокас говорит, что если место совершения преступления — музей, обследовать его надо совсем не так, как, например, квартиру. Например, чтобы снять с какого-либо предмета отпечатки пальцев, требуется убрать с него пыль, но произведение искусства таким образом можно испортить. Поэтому агенты снимают отпечатки с помощью портативных флуоресцентных лампочек.
Для Кристофера Каларко лучшим «тренингом» стало расследование одной громкой кражи три года назад. Лос-анджелесский отряд ФБР, занимающийся борьбой с организованной преступностью, арестовал выходца из Восточной Европы, в чьем сейфе в ломбарде хранилась картина Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir). Каларко выяснил, что эта работа была украдена из Национального музея изящных искусств Стокгольма. Вместе с ней похитили автопортрет Рембрандта, оцениваемый в 36 млн долл. Человек, в чьем сейфе обнаружилась картина Ренуара, помог ФБР выйти на воров в Швеции. Дабы получить картину Рембрандта, пришлось работать под прикрытием. Каларко привлек к расследованию Уиттмана, который сыграл роль посредника. По легенде, он покупал картины для некоего коллекционера произведений старых мастеров, готового платить наличными за работы с сомнительным провенансом.
Той осенью агенты ФБР, полицейские и грабители пересеклись в гостинице в Копенгагене. В одном из номеров Уиттман встретился с одним из преступников и показал ему сумку, в которой находились 200 тыс. долл. (стодолларовыми купюрами). Грабитель не знал, что в комнате установлены скрытые камеры и что Каларко наблюдает за всем происходящим из номера этажом выше. Через некоторое время преступник покинул номер, но вскоре вернулся — с «Рембрандтом» в походной сумке. Картина была все еще в музейной раме. Когда Уиттман убедился в том, что она подлинная, он сказал: «По рукам!» Эта фраза была условным знаком для агентов ФБР и полицейских, которые ворвались в комнату и арестовали грабителей. Уиттман схватил картину и выбежал на лестничную клетку, где его ждал Каларко. Последний вспоминает, что, увидев спасенного «Рембрандта», он подумал: «Вот для чего я пошел на такую работу».
Уиттман говорит, что главная проблема «арт-отряда» — постоянная ротация состава. Ведь агенты из его команды расследуют не только преступления, связанные с черным рынком искусства. Когда их повышают в должности, времени на «арт-преступления» у них почти не остается. По этой причине из отряда ушли по меньшей мере половина агентов.
Джеймс Уинн говорит, что нельзя нанять целую команду агентов только для того, чтобы они под прикрытием общались с похитителями произведений искусства. Он считает, что агент ФБР должен уметь делать что-то еще. «Никогда не считал, что на работе под прикрытием свет клином сошелся, — говорит он. — Я вот встречаюсь с плохими парнями, когда их допрашиваю».
Многие ассоциируют работу агента ФБР, расследующего под прикрытием кражи произведений искусства, с чем-то гламурным. Но Роберт Уиттман говорит, что в его работе гораздо больше суровой прозы. Ему также очень нравится показывать публике истинное лицо преступников. В апреле Уиттман согласился прочитать лекцию жертвователям Музея искусств Филадельфии, при условии, что они не будут его фотографировать. Он показал слушателям фотографии «гламурных» похитителей произведений искусства из голливудских фильмов, таких как герои Кэри Гранта (Cary Grant) в «Поймать вора» и Пирса Броснана (Pierce Brosnan) в «Афере Томаса Крауна», а затем снимки настоящих грабителей — хмурых урок с немытыми волосами. Увидев удивленную реакцию публики, он, усмехнувшись, произнес: «Прошу прощения, дамы».
Источники:
https://artinvestment.ru/invest/stories/20080828_fbi_agents_investigating_the_theft.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20080828_fbi_agents_investigating_the_theft.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Оценка картин
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина Уга Скульме
- Картина от Ducommun
- М.В.Горшунов, "Коломенское"
- А.И.Лебедев, шарж