Изумрудная брошь балерины Екатерины Гельцер продана за 5 миллионов рублей
ARTinvestment.RU   25 декабря 2017

Брошь с изумрудом в 27 карат стала сенсацией торгов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в доме «Русская эмаль» 16 декабря. Лот ушел в три с лишним раза выше старта

Не менее 80 человек приняли участие в субботнем аукционе русского и западноевропейского искусства дома «Русская эмаль» 16 декабря: число пользователей онлайн доходило до 45, около 15 участников торговались по телефону, и еще больше 20 человек пришли посмотреть за торгами из зала. Весь четырехчасовой аукцион высидели, конечно, не все. В аукционном зале наблюдалась закономерная текучка: кто-то пришел ради картин и рисунков, другие — ради фарфора и серебра, а кому-то и вовсе нужен был один-единственный лот — та самая знаменитая брошь Екатерины Гельцер. Но к ней мы еще вернемся, а для начала опишем общую картину. Всего наторговали на 16,4 млн руб., или 55,7 % от среднего суммарного эстимейта. С молотка ушло 204 из 544 лотов (37,5 %). Число победных очных, заочных, телефонных и онлайн ставок в кои-то веки было примерно одинаковым. Разве что телефонные покупатели купили чуть больше всех остальных категорий биддеров.

250 лотов изобразительного искусства раскуплены были на 31 % по количеству (продано 77 лотов) и 38,7 % по деньгам. Самая высоко оцененная работа в разделе ИЗО, украшавшая обложку каталога, с лихвой оправдала возложенные на неё надежды. Большой холст портретиста Василия Григорьевича Худякова (1825–1871) «Девушка с серпом» начали торговать по заочной ставке с 1,65 млн руб., однако инициатива быстро перешла к участнику в зале и его сопернику по телефону. Картину разыграли в семь шагов по 100 тыс. руб. — финальная победная ставка в 2,35 млн руб. была сделана телефонным покупателем.

Упомянуть также можно двукратное превышение оценки красивым «Мужским портретом» 1822 года: с 90 тыс. руб. торг достиг 180 тыс. руб. И хотя в каталоге он был описан как работа неизвестного художника (возможно, английского), подпись позволяет предположить авторство известного французского художника немецко-русского происхождения Карла Карловича Штейбена (1788–1856). По крайней мере сличение подписи на портрете с образцами на общеизвестных работах Штейбена говорит в пользу этой версии. А потому интерес, проявленный участниками к работе «н/х», неудивителен. Цены на произведения Карла Штейбена на европейских аукционах могут достигать от нескольких тысяч до десятков тысяч евро. К примеру, в 2015 году на торгах Bonhams его «Портрет Наполеона» был продан за €22,33 тыс. евро с учетом комиссии. Так, блаженное неведение одних и проницательность других позволили приобрести качественную работу за приемлемые деньги. Новому владельцу картины предстоит, во-первых, разобраться с ее авторством, а во-вторых, определить, кто на ней изображен, и как знать, может быть, имя модели не только вновь откроет забытую страницу в двухсотлетней истории бытования «Мужского портрета», но и повысит его ценность на сегодняшнем рынке.

В остальном раздел живописи и графики прошел без особых сюрпризов. Закономерным спросом пользовались работы известных авторов. Так, акварельный «Портрет художника С. И. Ягужинского» Филиппа Малявина продан был по заочной ставке за 115 тыс. руб. при оценке 80–90 тыс. руб. За совсем небольшую (8 × 15,5 см) акварель Георгия Нисского интернет, зал и телефоны спорили с 15 до 42 тыс. руб. Выиграл лот участник в зале. Два портрета одной и той же девушки кисти мастера соцреализма Бориса Иогансона (эскизы к картине «Перед экзаменами»), предварительно оцененные в 28–30 тыс. руб. каждый, были проданы за 44 и 60 тыс. руб. соответственно. «Женский портрет» Дмитрия Жилинского, торги по которому начались с 75 тыс. руб., ушел интернет-покупателю за 95 тыс. руб. Работу «Стволы деревьев» прославленного пейзажиста Николая Ромадина онлайн-участник приобрел по старту за 80 тыс. руб. «Зимний пейзаж с церковью» 1920 года кисти Витольда Бялыницкого-Бируля купил по старту за 170 тыс. руб. телефонный биддер. К покупкам скорее эмоционального, нежели инвестиционного толка можно отнести продажу трех крымских пейзажей Константина Александровича Прохорова (1924).

Стринг икон был распродан на 45 % по лотам (продано 20 из 44) и на 46 % по деньгам (выручка свыше 1,5 млн руб.). Топ-лотом стала Икона Богоматери «Казанская» из мастерской Семёна Галкина (Москва, 1899–1908), купленная участником в зале по старту за полмиллиона рублей (оценка 500–550 тыс. руб.). Кроме того, за 310 тыс. руб. при оценке 300–350 тыс. руб. ушла вятская икона 1880–90-х годов «Благовещение Пресвятой Богородицы». А самый активный торг был за Смоленскую икону Богоматери снова мастерской Галкина: интернет и два телефонных участника спорили за неё со 100 до 240 тыс. руб. Победа была на стороне одного из телефонных покупателей.

Стринг изделий из серебра, хоть он и был большим и разнообразным, участники встретили довольно прохладно: продано 25 лотов из 93 (27 %) на 22 % от суммарного эстимейта (выручка чуть больше 1 млн руб.). Борьба ставок развернулась разве что за серебряный подстаканник с эмалями, изготовленный мастерами Шестой Московской Артели в 1908–1917 годах: со 150 тыс. руб. доторговались до 220 тыс. руб. Обладателем лота стал участник в зале, переспоривший два телефона и заочную ставку.

Но вот наконец дошел черед до всеми любимого стринга ювелирных украшений, в котором на этот раз продано было 14 лотов из 33. Антикварные серьги, браслеты, цепочки, броши находили новых владелиц в основном по заявленным ценам или чуть выше эстимейтов. Но так было до того момента, пока Сергей Чистяков не объявил топ-лот аукциона — брошь с природным 27-каратным изумрудом «кабошон» и 54 бриллиантами общей массой 11,64 карата, принадлежавшую звезде дореволюционного и советского балета Екатерине Васильевне Гельцер (1876–1962). Брошь, изготовленная в 1908–1917 годах фирмой Карла Эдуардовича Болина и запечатленная на одном из фотоснимков балерины, начали торговать с 1,5 млн руб. Претендентов было не менее пяти — трое телефонных покупателей, как минимум один онлайн-участник и коллекционер в зале. Именно этот очный участник неумолимо перебивал все ставки конкурентов. Сначала шагали по 200 тыс. руб. Затем, ввиду значительности суммы, снизили шаг до 100 тыс. руб. Последние полмиллиона рублей были самыми напряженными, и лишь на ставке очного игрока в 5 млн руб. торг остановился. Под бурные аплодисменты покупатель легендарной броши покинул зал.

После такой продажи розыгрыш оставшихся лотов не произвел сильного впечатления, но результата достиг весьма внушительного. В стринге фарфора наторговали на 1,43 млн руб. (61 % от эстимейта), а в стринге разнообразного ДПИ, не подпадающего под вышеназванные категории, выручка вообще составила 67 % от эстимейта (1,4 млн руб.). На такой предпраздничной ноте закончились последние в 2017 году торги русского и западноевропейского искусства в «Русской эмали», и хочется пожелать устроителям в Новом 2018 году продолжать в том же ключе.



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх