Театральная графика Добужинского: 73 % по лотам и 84 % по деньгам
На маленьком (100 лотов) специализированном аукционе русской театральной графики «Кабинетъ» продал 64 лота, а средняя цена каждого из них приблизилась к 170 000 рублей
Всего тематический аукцион «Русский театр» 23 ноября в «Кабинете» принес более 10 миллионов рублей
Сотня лотов театральной тематики — эскизы костюмов и декораций, книги, памятные жетоны и знаки — была выставлена на торги в аукционном доме «Кабинетъ» 23 ноября. Полдесятка поклонников театральной темы пришли участвовать и наблюдать за торгами из зала. Примерно столько же игроков следили за ходом торгов онлайн. Телефонные и заочные ставки дополняли аукционную картину. В итоге с молотка ушло 64 лота из 100, а выручка составила 10,6 млн руб., или 49 % от среднего суммарного эстимейта. Больше половины проданных лотов (36 из 64) досталось очным участникам; по телефону купили 11 лотов; онлайн-участникам, вступившим в борьбу на 78-м лоте, досталось 3 лота; заочные ставки сыграли 14 раз. Торги провела галерист Любовь Агафонова.
Открывали торги театральные издания, памятные знаки и жетоны. Все предметы фалеристики были куплены по старту одним заочным игроком. Самым дорогим был Знак в память 100-летия Государственного академического Малого театра, врученный актеру и режиссеру А. Г. Нежданову: цена молотка составила 120 тыс. руб.
Главный событием аукциона «Русский театр» стал стринг из 49 эскизов Мстислава Добужинского. Продано было 36 эскизов (73 %). Выручка достигла 10,25 млн руб. (84 % от среднего суммарного эстимейта). Почти за каждый лот в аукционную борьбу вступали двое участников в зале. Иногда к ним подключались заочные и телефонные игроки.
Открывали подборку эскизы, созданные Добужинским во время работы в должности главного художника в Литовском театре оперы и балета в Каунасе в 1931–1939 годах. Двое соперников в зале и телефонный покупатель до 240 тыс. руб. торговались за эскиз костюма Мефистофеля к опере «Фауст» (оценка 170–220 тыс. руб.) в постановке 1931 года. Роль эту исполнял Ф. Шаляпин, отмечавший грандиозный успех оперы «точно как в России в прошлое время». Интереснейшие костюмы в духе полотен Босха были придуманы Добужинским для сцены Вальпургиевой ночи в этом спектакле. Правда, эти эскизы остались без покупателя.
Еще одна работа Добужинского для Литовского театра — эскиз декорации к первому действию спектакля «Гамлет» (постановка 1933 года) — была продана за 310 тыс. руб. при старте с 210 тыс. руб. Такой же цены молотка — 310 тыс. руб. — достиг и эскиз костюма Кассандра для постановки балета «Арлекинада» в 1934 году (оценка 180–230 тыс. руб.).
Лоты стринга Добужинского попеременно уходили то к одному, то к другому очному игроку. С не меньшим азартом торговались претенденты за эскизы Добужинского к постановкам в Нью-Йорке, Париже, Монреале и т.д. К примеру, за эскиз декорации половецкого лагеря к балету «Половецкие пляски» в постановке Парижской Оперы 1949 года участникам пришлось торговаться до полумиллиона рублей (оценка 260–320 тыс. руб.). Существенно превысил оценку и эскиз декорации к опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в постановке «Нью-Йорк сити опера» 1949 года (оценка 210–260 тыс. руб.; цена 400 тыс. руб.). Двойной эскиз декорации (занавеса фона второго действия и переднего плана декораций) к балету «Кавказский пленник» (Ballet international du Marquis de Cuevas, Нью-Йорк, 1957) торговали до 340 тыс. руб. при старте 260 тыс. руб. Лот в кои-то веки выиграл телефонный участник. Эскиз занавеса балета «Тени» по произведениям Шекспира в постановке Монреальского балета Рут Сорель 1949 года в торге зала и телефона подорожал до 420 тыс. руб. (оценка 260–320 тыс. руб.). И т.д., и т.п. Всех интересных сделок в стринге Добужинского и не перечислишь. Результаты продаж в этом стринге в очередной раз подтвердили востребованность творчества художника у коллекционеров.
Но не единым лишь Добужинским порадовал аукционный дом «Кабинетъ» поклонников театра в этот вечер. Интереснейшая подборка из семи работ Мстислава Яковлевича Щировского (1896–1968) была полностью раскуплена. Щировский, получивший художественное образование в Харбине, в студии «Лотос», работал над художественным оформлением постановок Шанхайского театра и не только. Именно театральные эскизы вызвали наибольший интерес участников (а были еще эскизы книжных иллюстраций). Например, за 160 тыс. руб. при старте с 60 тыс. руб. был продан телефонному игроку эскиз декорации 1929 года. А за 140 тыс. руб. при таком же старте ушел эскиз костюма стража (1929).
Нашли новых владельцев и все шесть эскизов Валентины Ходасевич — во многом благодаря внезапно активизировавшемуся интернету. Самым дорогим стал эскиз костюма Мутэ к оперетте Н. Стрельникова «Сердце поэта» («Беранже») в постановке Ленинградского театра музыкальной комедии 1934 года: в торге зала и интернета лот вырос в цене с 45 до 80 тыс. руб.
Еще одной фавориткой у участников стала Татьяна Бруни. Раскупили почти все её эскизы, благо ценовой диапазон был весьма доступным: самый дорогой эскиз (костюмы к оперетте «Только мечта») обошелся новому владельцу в 85 тыс. руб. (оценка 70–90 тыс. руб.).
Таким образом, опыт проведения специализированного аукциона, посвященного театральной графике, можно считать весьма успешным, с чем мы и поздравляем сотрудников «Кабинета». Будем надеяться, что это далеко не последний подобный тематический аукцион.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20171129_kabinet_23rd_november_auction_report.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20171129_kabinet_23rd_november_auction_report.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.