Картина Давида Штеренберга в 12 раз превысила эстимейт на торгах «Литфонда»
ARTinvestment.RU   21 ноября 2017

3,2 миллиона рублей заплатили за «Женский портрет» кисти Давида Штеренберга (1881–1948) при старте с 250 тысяч. А всего торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства в «Литфонде» 16 ноября принесли более 8 миллионов рублей

К началу торгов в аукционном зале «Литфонда» в Нижнем Кисловском переулке собралось не менее дюжины коллекционеров, дилеров и просто любителей искусства. Онлайн за распродажей каталога наблюдало около трех десятков человек. Впрочем, чаще всего сделки в этот вечер совершались по заочным ставкам. Доля таких продаж составила примерно половину от общего количества проданных лотов. Всего же за пару часов аукциона продали 91 лот из 320 (28 %) на общую сумму 8,1 млн руб. (27,5 % от среднего суммарного эстимейта).

Топ-лотом торгов стал вышеупомянутый «Женский портрет» кисти Давида Штеренберга (1881–1948) — художника, успевшего пожить в знаменитом парижском «Улье», поруководить вместе с Натаном Альтманом Отделом ИЗО Наркомпроса, учредить «Общество станковистов» и выработать стиль, сделавший своего автора одним из ключевых русских художников первой половины ХХ века. На торги «Литфонда» выставлялся «Женский портрет», датированный 1930–40-ми — периодом, когда Штеренберга критиковали за формализм, а его былые заслуги по живописной части забывались, что неумолимо сказывалось на душевном состоянии художника и его творчестве. Тем не менее этот «Женский портрет» написан в очень характерной, узнаваемой манере. Контрастность фона, уплощенность изображения, строгость и сдержанность образа женщины вкупе с внушительным, но в то же время комфортным размером полотна (108 × 69,5) сделали эту вещь желанной как минимум для двух поклонников творчества Штеренберга. Причем поклонников с деньгами. В борьбу вступили сотрудница аукционного дома, принимавшая ставки от клиента по телефону, и девушка в зале, также получавшая указания от неизвестного телефонного покупателя. Оценен портрет был скромно — в 250–270 тыс. руб. К примеру, на русские торги Sotheby’s через неделю выставлен портрет кисти Штеренберга (правда, ранний — 1914 года) с эстимейтом £250–350 тысяч. А в 2013-м в Стокгольме «Портрет женщины с книгой» 1910 года ушел за $223 тысячи. В целом же живописные портреты Штеренберга на открытых торгах можно по пальцам пересчитать. Но вернемся к нашему портрету на «Литфонде». Участницы торговались уверенно, без пауз на размышления и просьб о «полшаге», видимо, хорошо понимая реальную цену работы. Остановились лишь на отметке в 3,2 млн руб., что составляет более $53 тысяч и в 12,3 раза выше первоначальной оценки лота. Победител телефонный клиент, чьи ставки озвучивала сотрудница «Литфонда». Эта работа Штеренберга стала топ-лотом всего аукциона 16 ноября и шестой в списке самых дорогих работ художника, когда-либо проданных на открытых торгах.

Продажа «Женского портрета» Штеренберга стала самым ярким событием минувшего аукциона. Но не единственным. Выше эстимефта ушел также «Мужской портрет» Василия Шухаева, датированный 1956 годом. За работу в близкой Шухаеву эстетике живописи старых мастеров торговались с 350 до 575 тыс. руб.

«Портрет светской дамы» ученика Шухаева и старшего сына Фёдора Шаляпина — Бориса Федоровича Шаляпина (1904–1979) — был куплен интернет-участником по старту за 120 тыс. руб.

Несколько значимых произведений разошлись без торга по заочным ставкам. За 650 тыс. руб. была куплена акварель Карла Брюллова «Портрет Елизаветы Сергеевны Шашиной», побывавшая в коллекциях семьи Шашиных и советского художника Б. В. Иогансона (оценка лота 650–700 тыс. руб.); за 400 тыс. руб. ушел карандашный рисунок «Обнаженная» Валентина Серова (оценка 400–420 тыс. руб.) из коллекции переводчика и литературоведа Е. А. Гунста (1865–1911).

А вот за графическую работу Наталии Гончаровой «Дамы у портрета» 1890-х годов, торги за которую начались с 85 тыс. руб., телефонный участник решил поспорить с заочной ставкой и в итоге перебил её на отметке в 180 тыс. руб.

В подборке декоративно-прикладного искусства топ-лотом стала чайная фарфоровая пара с кубистической росписью Павла Варфоломеевича Кузнецова. Лот был куплен по заочной ставке за полмиллиона рублей (оценка 500–550 тыс. руб.).

За икону «Явление Богородицы Преподобному Сергию Радонежскому» московской фабрики Ивана Салтыкова (1899–1908) торговались телефонный покупатель, коллекционер в зале и заочная ставка. В итоге со старта 35 тыс. руб. достигли цены молотка 160 тыс. руб. Выиграл лот телефонный покупатель.

Торги изобразительным искусством продолжатся в «Литфонде» уже на следующей неделе, только на этот раз аукцион будет посвящен современному искусству. Начало в 19:00 в среду, 29 ноября. Не пропустите.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх