«Русская эмаль» 21 октября. Краткие итоги
ARTinvestment.RU   30 октября 2017

Наторговали почти на 9 млн руб. С молотка ушло 43 % лотов. Лучше всего продавались фарфор, художественное стекло и ювелирные украшения

В субботу, 21 октября, в новом просторном помещении «Русской эмали» (в том же доме на Гоголевском бульваре, 29, но подъезд еще ближе к метро «Арбатская») прошли традиционные ежемесячные торги русского и западноевропейского искусства. Подборка, как всегда, была обширная — больше пятисот лотов. Предметы искусства комфортно разместились по стенам и в витринах, а участники — в креслах. К началу аукциона в зале было около дюжины человек, а в Интернете — больше 30. К разделу декоративно-прикладного искусства, так уж выходит, что более популярному в «Эмали», в зале было уже два десятка человек, а количество виртуальных зрителей и участников увеличилось до сорока человек.

В результате 4-часового аукциона было распродано 43 % каталога (224 лота из 525). Суммарная выручка составила 8,84 млн руб., или 32 % от среднего суммарного эстимейта. Это если считать в общем, а если разбираться по разделам, то изобразительное искусство распродано было на 33 % по лотам (продано 82 лота из 250) и 16,5 % по деньгам (выручка 2,2 млн руб.), а вот в разделе ДПИ продажи пошли живее: куплено 125 из 229 лотов (55 %) на общую сумму 5,2 млн руб. (50 % от среднего эстимейта). Активней всех были телефонные покупатели: им досталось около 45 % лотов; многочисленные онлайн-участники приобрели 23 % лотов; залу и заочке досталось 15 % и 17 % лотов соответственно.

В разделе изобразительного искусства топ-лотами стали графические работы Ивана Билибина и Мстислава Добужинского. Сначала за 220 тыс. руб. по заочной ставке был продан эскиз заставки для книги В. Л. Лукомского и Н. А. Типольта «Русская геральдика» Ивана Билибина (оценка 200–210 тыс. руб.). А затем в борьбе интернета, телефона и заочной ставки со 150 до 220 тыс. руб. подорожал эскиз костюма казака для постановки миниатюры «Казаки Платова в Париже» Добужинского. Лот был куплен телефонным игроком.

В ИЗО-стринге покупатели чаще отдавали предпочтение качественной графике известных художников по разумным ценам. За небольшой акварельный «Пейзаж с фабрикой» 1934 года кисти Георгия Нисского двое телефонных игроков спорили с заочкой до 75 тыс. руб. (оценка 40–45 тыс. руб.). Акварель ушла к одному из телефонов. А два гуашевых портрета узбечки и узбека Виктора Уфимцева 1961 года были проданы в зал за 70 тыс. руб. (оценка 70–75 тыс. руб.).

Карандашный рисунок двух крестьянок Филиппа Малявина продан был по старту за 53 тыс. руб. (оценка 53–55 тыс. руб.). За 90 тыс. руб. по заочке купили графический пейзаж «На Волге» Ивана Горюшкина-Сорокопудова (оценка 83–85 тыс. руб.). Раскупили все цинкографии Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой с видами Ленинграда, тем более что все они предлагались в пределах 5 тыс. руб. за штуку.

Эскизы костюмов к спектаклю «Степан Разин» 1939 года Василия Комардёнкова были куплены интернет-игроком по старту за 12 тыс. руб. каждый. А несколько эскизов костюмов художника кино Василия Ковригина раскуплены были в диапазоне от 12 до 16 тыс. руб. И снова все покупки ушли онлайн-игрокам. Костюмную тему продолжили работы Дмитрия Бушена: четыре театральных эскиза для постановки балета «Les Elements» («Стихии») на музыку Баха предлагались одним лотом и были куплены по старту телефонным игроком за 100 тыс. руб.

Но это все недорогая графика, а что же живопись? Ведь в анонсе аукциона звучали такие фамилии, как Коровин, Пластов, Герасимов, Налбандян. А случилось так, что в текущей рыночной ситуации эти работы по заявленным ценам продаваться не пожелали. Например, за топ-лот — коровинский эскиз декорации «В горах» — просили 2,2–2,3 млн. руб. Это примерно $38–40 тыс. по текущему курсу. Да, такие цены чаще дают за Коровина на русских торгах в Лондоне, а не на московских аукционах. Впрочем, размер у работы хороший (66 × 88), картина красивая, с экспертизой искусствоведческой и химической, пусть и без классического коровинского крымского солнца и моря или ночного Парижа. Но есть одно но: за 8 месяцев до этого этот Коровин выставлялся с эстимейтом 3–3,5 млн. руб. на другом аукционе и продан не был. Каждое последующее появление той или иной вещи на торгах в непродолжительный промежуток времени только снижает покупательский интерес, работа «засматривается». Или пейзаж Налбандяна, оцененный в 500 тыс. руб., тоже оставшийся без единой ставки. В диапазоне $8–10 тыс. работы Налбандяна уйдут скорее на Sotheby’s или Christie’s, чем у нас. Увы, таковы реалии. Переплачивать никто не собирается, пусть даже и за хорошую работу.

Из успешных сделок в живописной подборке можно упомянуть продажу трех работ Афанасия Шелоумова (одна из них — постаукционная) в диапазоне от 30 до 120 тыс. руб.; двух недорогих, но симпатичных работ Николая Петровича Мирошникова («Девочка с бантами» за 30 тыс. руб. и «Деревенский дом» за 18 тыс. руб.); яркой картины Тамары Шиловской «Под ёлкой» 1960-х годов (цена 40 тыс. руб.).

Раздел декоративно-прикладного искусства открывал довольно большой стринг икон. Из 46 лотов продано было 17 почти на полтора миллиона рублей (39 % от суммарного эстимейта стринга). Топ-лотом стринга стала икона «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому»: заочный участник приобрел её за 320 тыс. руб.

Несколько телефонных игроков со 100 до 240 тыс. руб. торговались за икону «Неопалимая Купина» в серебряном окладе и киоте, изготовленную казанским мастером в 1864 году. Лот достался одному из телефонных игроков. За 100 тыс. руб. по старту была куплена онлайн-игроком икона «Преображение Господне» (оценка 100–150 тыс. руб.). А икона Богоматери «Нечаянная радость» была продана участнику в зале с небольшим торгом за 190 тыс. руб. (150–200 тыс. руб.). Наконец, за 150 тыс. руб. была куплена икона палехского мастера «Огненное восхождение Ильи Пророка», а икона «Господь Вседержитель» московской фабрики Дмитрия Орлова 1858 года ушла телефонному покупателю за 160 тыс. руб.

Стринг изделий из серебра насчитывал 99 лотов. Из них продано было 44 на общую сумму 1,3 млн. руб. (34 % от среднего эстимейта). Самым дорогим стал подстаканник с расписной эмалью мастера С. Самошина (Москва, 1908–1917). Лот был куплен интернет-участником за 160 тыс. руб. (оценка 142–165 тыс. руб.). Чуть уступил ему в цене набор столовых приборов (вилок и ножей) на шесть персон фирмы К. Болина. Участник в зале купил его за 140 тыс. руб. (оценка 120–150 тыс. руб.).

По хорошим ценам ушли все три предлагавшихся кофейника. За 24 тыс. руб. был продан французский кофейник второй половины XIX века фирмы «Henri-Louis Chenailler» (оценка 12–18 тыс. руб.). Лот куплен был через Интернет. За 22 тыс. руб. заочному игроку достался австрийский серебряный кофейник с навершием в виде розы (оценка 18–20 тыс. руб.). А за комплект из кофейника и молочника в неоклассическом стиле фирмы Павла Овчинникова телефонный покупатель отдал 95 тыс. руб. без учета комиссии аукционного дома (оценка 89–95 тыс. руб.). Пользовались спросом также десертные ложки, украшенные эмалью: их разбирали в диапазоне от 32 до 46 тыс. руб.

Одним из популярных лотов стринга серебра стала солонка в русском стиле в форме мешочка. За нее несколько телефонных игроков спорили с заочной ставкой до 44 тыс. руб. при оценке 10–14 тыс. руб. Солонка досталась одному из телефонов.

В долгожданном для многих стринге ювелирных украшений было продано 9 лотов из 13, или 69 %; выручили около 600 тыс. руб., или примерно 59 % от эстимейта. Топ-лотом здесь стали серьги «Малинки» с натуральными сапфирами огранки кабошон и гранеными алмазами: участник по телефону спорил за них с участницей в зале с 125 до 220 тыс. руб., но уступить даме не захотел.

Самым успешным стрингом минувшего аукциона стал стринг фарфора и стекла. Из 80 лотов продано здесь было 53 (66 %) на общую сумму 2,53 млн. руб. (85 % от среднего суммарного эстимейта). Многие лоты ушли гораздо дороже предварительных оценок. К примеру, за оригинальный кувшин «Коралловый» завода братьев Корниловых (оценка 71–77 тыс. руб.) зал спорил с телефоном до 110 тыс. руб. Кувшин достался залу. А набор из чайника, молочника и сахарницы 1820–50-х годов завода Сафронова (оценка 50–75 тыс. руб.) достался очному игроку за 150 тыс. руб. В прекрасной сохранности чашка с блюдцем фирмы Гарднера с росписью с видом усадьбы, оцененная в 45–55 тыс. руб., понравилась сразу нескольким телефонным участникам и залу. В итоге цена молотка достигла 100 тыс. руб.

В подборке художественного стекла обратили на себя внимание три предмета из сервиза императорской яхты «Держава». Этот сервиз был специально разработан архитектором И. А. Монигетти для яхты императора Александра II и насчитывал 1428 предметов из стекла. Все три предмета (стакан и два вида бокалов) были куплены по телефону. Самый дорогой высокий бокал был куплен за 232 тыс. руб. (оценка 212–250 тыс. руб.).

Наконец, последний небольшой подраздел разнообразных произведений декоративно-прикладного искусства, которые нельзя отнести к предыдущим категориям, был распродан наполовину, а самым дорогим лотом в нем стала изящная витрина (как будто специально предназначенная для коллекции ДПИ), украшенная вставками из бронзы, латуни и натурального камня. Лот вырвал в споре телефонный участник, сделавший ставку в 140 тыс. руб. (оценка 85–95 тыс. руб.).

Устроителей аукциона можно смело поздравить с очередными успешными торгами по части ДПИ и пожелать дальнейшего развития в направлении изобразительного искусства. Ближайшая встреча в аукционном доме «Русская эмаль» назначена уже после праздников, на 11 ноября, и это будет очередной аукцион антикварной бумаги.



  • 16.11.2017 В Третьяковской галерее открывается выставка Сарьяна Большая выставка в Лаврушинском переулке представит 29 живописных работ Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880–1972) из собраний ГТГ, Национальной галереи Армении и Дома-музея Мартироса Сарьяна в Ереване
  • 14.11.2017 «Культпрограмма» галереи «Веллум» В рамках «Культпрограммы» пройдут выставка «Символизм и нонконформизм», концерт Алексея Паперного, лекция Валерия Дудакова
  • 14.11.2017 Выставка Эль Лисицкого открывается сразу в двух музеях Сегодня, 14 ноября состоится открытие выставок Эль Лисицкого в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу и в Еврейском музее и центре толерантности
  • 09.11.2017 Шон Скалли в Мультимедиа Арт Музее В Москве, в музее на Остоженке, проходит ретроспектива мировой звезды современного искусства Шона Скалли. На выставке показывают абстракции, созданные с 1960-х годов
  • 08.11.2017 «Александр Бубнов. Миф» в Трубниковском переулке Сегодня вечером в Государственном литературном музее открывается выставка, организованная Музеем совместно с галереей «Веллум» и посвященная творчеству советского художника — создателя образов легендарных героев русской истории
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх