Письмо Есенина ушло за 2,1 миллиона рублей на торгах «Литфонда»
ARTinvestment.RU   24 октября 2017

А за 1,2 миллиона рублей купили «Азбуку» Владимира Лебедева 1925 года. Краткие итоги аукциона «Литфонда» 19 октября

Около двадцати человек пришли понаблюдать за тем, как будут продаваться редкие книги, автографы, фотографи и открытки — всего больше 450 лотов. Активных покупателей среди них была примерно треть. Не уступали им несколько телефонных игроков и два десятка онлайн-покупателей. Редко, но метко играли и заочные ставки. Совместными усилиями наторговали на 24,5 млн руб., или 75 % от среднего суммарного эстимейта. С молотка ушло 252 лота из 465 (54 %).

Письмо Сергея Есенина коллеге по поэтическому цеху Николаю Николаевичу Ливкину, посланное из Царского Села в августе 1916 года, стало топ-лотом аукциона. В письме Есенин предлагает Ливкину забыть о произошедшем между ними недоразумении, связанном с перепечаткой Ливкиным есенинских стихов. Автограф Есенина почти вдвое превысил оценку и достался новому владельцу за 2,1 млн руб. (эстимейт 1,3–1,4 млн руб.). Не менее важный автограф Есенина выставлялся уже ближе к концу аукциона — четверостишие, вошедшее впоследствии в стихотворение «Мне осталась одна забава...»: «Ах, какая смешная потеря! / Много в жизни смешных потерь. / Стыдно мне, что я в Бога верил, / Горько мне, что не верю теперь». Согласно подписи, эти строчки были сочинены Есениным в 1923 году в знаменитом кафе имажинистов «Стойло пегаса». Автограф на небольшом, размером с почтовую открытку, неровном клочке бумаги, предварительно оцененный в 550–600 тыс. руб., был продан за 850 тыс. руб.

Еще один важный автограф — Николая Гумилева — был продан по старту участнику в зале за 1,2 млн руб. Гумилев оставил дарственную на книге стихов переводчицы и поэтессы Каролины Павловой (1807–1893). Книга предназначалась поэту Михаилу Кузмину «в виде взятки от любящего его Н. Гумилева».

Тему автографов продолжил инскрипт Алексея Ремизова на издании его романа «Пруд» с оформлением Мстислава Добужинского (СПб.: Изд. «Сириус», 1908). Книгу эту «в память дней, проведенных на Земле Perkons'a» Ремизов подарил своему другу, латышскому поэту Виктору Ивановичу Эглитису (1877–1945). За лот участник в зале и телефонный покупатель спорили со 100 до 310 тыс. руб. Выиграл зал. Еще более значимого аукционного результата достиг витиеватый автограф Ремизова на экземпляре его «Русалии», адресованный владельцу берлинского издательства «Эпоха» Соломону Гитмановичу Каплуну: цена книги, выставленной с нижним эстимейтом 100 тыс. руб., в битве ставок дошла до 775 тыс. руб.

За рукопись стихотворения Бориса Пастернака 1944 года «Весна» участники торговались с 450 до 700 тыс. руб. А неизвестная доселе книга «Старая веселая Англия» — выпущенный в 1946 году «Библиотекой Крокодила» сборник стихов английских поэтов в переводе Самуила Яковлевича Маршака с автографом переводчика — был куплен за 80 тыс. руб. (оценка 50–55 тыс. руб.).

Два семизначных топ-лота аукциона «Литфонда» 19 октября принадлежали разделу детских книг. Одна из первых иллюстрированных советских азбук — «Азбука» 1925 года с рисунками Владимира Лебедева — ушла с молотка за 1,2 млн руб. (оценка 800–850 тыс. руб.). Этот шедевр среди работ Лебедева в области детской книги в середине 1930-х годов в статье газеты «Правда» «О художниках-пачкунах» обозвали «патологоанатомическим атласом», где «взрослые — уроды», а «животные — калеки». От упреков в формализме Владимир Лебедев еще долго не мог оправиться, а его «Азбука» стала редкостью на книжных полках. Экземпляр, выставленный на торги, был в коллекционной сохранности и со штампом книжного магазина в Тифлисе.

Еще одна редкая детская книга, попавшая на торги, — поэма Владимира Маяковского «История Власа лентяя и лоботряса» с рисунками Наталии Ушаковой (М.: Молодая гвардия, [1927]). Что интересно, прототипами для родителей Власа послужили друзья Ушаковой — писатель Михаил Булгаков с женой Любовью Белозерской. Причем сам Булгаков возмущался, почему Наталия всегда рисует его таким некрасивым. Эта книга Маяковского впервые попала на открытые торги и сразу достигла внушительного результата: 1,05 млн руб. против 480–500 тыс. руб. эстимейта.

Особого внимания заслуживает стринг фотографий и изданий, связанных с Александром Блоком. Составители рассредоточили их по всему каталогу — фото четырехлетнего Саши, юного гимназиста, состоявшегося поэта и даже поэта на смертном одре. Предлагалась и фотография матери Блока. И его первая публикация — в Литературно-художественном сборнике студентов Императорского С.-Петербургского Университета. За каждый из лотов в «блоке Блока» боролись телефонный участник и игрок в зале. Победу чаще одерживал очный покупатель. Собрал он почти весь набор фотопортретов поэта. Итого: фотокарточка белокурого четырехлетнего мальчика Саши Блока в матросском костюмчике ушла за 300 тыс. руб. (оценка 120–130 тыс. руб.); фотография маленького гимназиста Александра Блока досталась новому владельцу за 310 тыс. руб. (оценка 100–120 тыс. руб.); фотопортрет 17-летнего гимназиста Блока 1898 года — года, когда он был увлечен своей «прекрасной дамой» Любовью Менделеевой, продан был также за 310 тыс. руб. (оценка 120–130 тыс. руб.); два снимка Блока в 1920 году ушли за 260 и 410 тыс. руб. соответственно (оценка каждого 180–200 тыс. руб.); снимок поэта на смертном одре купили за 260 тыс. руб. (оценка 180–200 тыс. руб.). Первая публикация Блока была куплена по старту телефонным игроком за 45 тыс. руб. А фотография матери поэта Александры Андреевны Бекетовой (Кублицкой-Пиоттух) ушла по старту за 50 тыс. руб. к очному игроку.

Дороже эстимейтов раскупили и редчайшие издания и документы русского авангарда. Первая книжка, которую иллюстрировал Александр Родченко, — «Коринфяне» И. А. Аксенова (М.: Центрифуга, 1918) — куплена была за 310 тыс. руб. при оценке 80–85 тыс. руб. За 290 тыс. руб. досталась новому владельцу шуточная ода Сергею Городецкому «Путешествие Сергея Городецкого в Батум» (тифлисское издание 1919 года). Еще один уникальный артефакт эпохи — программка первого спектакля русских футуристов, трагедии «Владимир Маяковский». Состоялось всего два спектакля в декабре 1913 года. Постановку, режиссером и главным актером в которой выступил «поэт 20–25 лет» Владимир Маяковский, раскритиковали в пух и прах — как писал сам Маяковский, «просвистели её (трагедию) до дырок». Но кто-то же сохранил программку театра Луна-Паркъ. Цена дошедшей до нас реликвии в несколько раз превысила эстимейт, и программка досталась покупателю за 190 тыс. руб. (оценка 28–30 тыс. руб.).  

Можно упомянуть еще несколько сделок прошедшего аукциона, суммы которых оказались выше эстимейтов. Неожиданно дорого ушла книжка «Смешные стороны Японии. Художественный юмористический сборник курьезов японской жизни» (СПб.: Т-во Художественной Печати, 1904). За лот, оцененный всего в 9–10 тыс. руб., неистово торговались несколько игроков в Интернете, к которым на последнем этапе подключился и постоянный телефонный покупатель. Ему-то книга и досталась аж за 300 тыс. руб.

В 10 раз выше оценки в борьбе интернета и телефона был продан 12-томный труд П. Бланшара «Плутарх для юношества, или Жития славных мужей всех народов…»: лот достался телефонному покупателю за 500 тыс. руб. (оценка 50–55 тыс. руб.). А набор рекламных сюжетных карточек кондитерского Товарищества А. И. Абрикосова и Сыновей взлетел в цене с 10 до 110 тыс. руб. Торг шел только между онлайн-игроками. Комплект лубков «Народные картины» издательства Сытина ушел за 700 тыс. руб., в три с лишним раза дороже эстимейта 190–200 тыс. руб.

Таким разнообразным получился букинистический аукцион 19 октября. И только аукционные страсти в «Литфонде» улеглись, а на подходе уже следующие торги — в ближайшую субботу, 28 октября, в Нижнем Кисловском переулке состоится аукцион, приуроченный к 5-летию Гильдии антикваров-книжников. Следите за новостями.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх