Аукцион фарфора и фаянса «Среди коллекционеров»: как это было
ARTinvestment.RU   11 октября 2017

Суммарная выручка — 13,4 миллиона рублей. Отечественный фарфор и фаянс распродан на 57 %. А за стринг фарфора Юрия Львова и Надежды Исаковой из более чем 90 лотов аукционист честно заслужил белые перчатки

Дело было в четверг, 5 октября. В непривычно ранние 4 часа пополудни в зале «Славянский» и соседнем фуршетном «Романовском» гостиницы «Националь» было шумно и людно. Говорили в основном о фарфоре, свыше 500 экземпляров которого в скором времени должны были пройти через торги. Такого масштабного аукциона, посвященного исключительно фарфору и его родственникам — фаянсу, майолике и проч., Москва еще не видела. И кому, как не аукционному дому «Среди коллекционеров», проводить подобные торги, ведь на счету одноименного издательства такие профессиональные книги по теме, как «Марки советского фарфора, фаянса и майолики. 1917–1991», «Империя Кузнецовых и Конаково», 5-томный каталог «Советский фарфор» и другие. Каталог аукциона 5 октября также вполне можно отнести к категории справочных изданий для специалистов и любителей темы — столь обширна была подборка и качественно составлены описания лотов.

К началу аукциона в зале собралось около двух десятков человек, а онлайн за торгами наблюдало еще столько же. К середине — концу аукциона участников стало еще больше, что можно объяснить как более актуальным материалом во второй части каталога, так и все же довольно ранним стартом всего действа. Однако решение начать аукцион пораньше оказалось в итоге очень правильным, поскольку торги растянулись почти на 5 часов. За это время из 517 лотов сумели продать 270 (52 %) на общую сумму 13,37 млн руб. (35,5 % от среднего суммарного эстимейта). Но пусть вас эта последняя цифра в 35,5 % не вводит в заблуждение. Аукцион прошел более чем успешно — в особенности, если оценивать патриотичность наших коллекционеров фарфора. Западный продукт производства Мейсенской фарфоровой мануфактуры, Королевской фарфоровой мануфактуры в Нимфенбурге, английской компании «Роял Далтон», Венской фабрики Ф. Гольдшайдера и т.д. был распродан на 3% (продано 4 лота из 114). А фарфор и фаянс отечественного производства — дореволюционный, советский и современный российский — на 57% (продано 256 лотов из 449). При этом предпочтение отдано было советскому и современному фарфору: здесь процент продаж составил 70 % (ушло 227 лотов из 325), а суммарная выручка достигла без малого 12 млн руб., или 68 % от среднего суммарного эстимейта. Торговались преимущественно по телефону: к нескольким телефонным покупателям ушло примерно 68 % от всех проданных лотов. Доля покупок в Интернете составила 22 %. Залу и заочке досталось соответственно 6 % и 4 % проданных лотов.

В открывавшем торги разделе русского дореволюционного фарфора продано было 29 лотов из 124 на 1 млн руб. с небольшим. Не было здесь каких-то выдающихся аукционных баталий, лоты уходили в основном по старту. Самым дорогим стал набор из трех декоративных тарелок эпохи Николая I производства ИФЗ из так называемого Этрусского сервиза: за 290 тыс. руб. его купил онлайн-участник. Затем стремительно пролетели мимо непопулярные стринги заграничного фарфора и, после небольшого перерыва, Сергей Чистяков приступил к продаже фарфора советского.

В стринге раннесоветского фарфора 1917–1945 гг. топ-лотом стал фарфоровый флакон для духов в виде женской фигуры, выполненный в 1925 году на Волховской фарфоро-фаянсовой фабрике «Коминтерн» по модели знаменитой фарфористки Наталии Данько: за 400 тыс. руб. лот был куплен телефонным участником. А за 390 тыс. руб., по старту, ушел дулёвский чайный сервиз «Косарь и жница» 1927 — начала 1930-х с рисунками Михаила Адамовича.

В отдельный раздел были вынесены изделия Ленинградского фарфорового завода. В стринге продано 15 лотов из 28 на 1,34 млн руб. (69 % от эстимейта стринга). Самым ярким эпизодом здесь стала битва ставок за декоративное блюдо «Чудо-юдо рыба-кит» по мотивам сказки П. Ершова «Конёк-горбунок» (ЛФЗ, 1959). Роспись блюда сделана по рисунку художника Юрия Алексеевича Васнецова (1900–1973), дальнего родственника знаменитых братьев А. М. и В. М. Васнецовых. Торг начал участник в Интернете, но вскоре ему пришлось уступить более настойчивым очному и телефонному игроку. Дальнейший торг шел уже между этими двумя претендентами. В итоге со 170 тыс. руб. дошли до 400 тыс. руб. Победителем вышел телефон.

В небольшом стринге работ скульптора Конаковского фаянсового завода Марии Петровны Холодной (1903–1989) купили четыре лота из семи. Все работы ушли в одни руки, к телефонному покупателю, и по старту. Дороже всех была продана жизнерадостная композиция «Дети в песочнице (Куличики)», выпущенная в тяжелом для страны 1949 году: цена молотка составила 490 тыс. руб.

Довольно большой раздел советского фарфора и фаянса второй половины ХХ века распродан был на 65 % (продали 61 лот из 94), выручка стринга достигла 4,45 млн руб., или 92 % от среднего суммарного эстимейта. Стринг получился в каком-то смысле ностальгическим: много было продукции предприятий из бывших союзных республик — Киевского экспериментального керамико-художественного завода, Рижского фарфоро-фаянсового завода, Городницкого фарфорового завода (Украина), Ереванского фаянсового завода, Коростенского фарфорового завода (Украина) и др. Украшавший обложку каталога лот 323 стал топ-лотом всего аукциона: довольно большая (высота 29 см) скульптурная композиция «Это стало нашей традицией (У Вечного огня)», изображающая молодоженов, возлагающих цветы к Вечному огню, была куплена по старту телефонным игроком за 1,99 млн руб. На торгах был представлен авторский экземпляр скульптуры Нины Александровны Малышевой (Дулёвский фарфоровый завод, 1974).

Еще одна работа Малышевой — скульптура Волховы, персонажа оперы Римского-Корсакова «Садко» (Дулёвский фарфоровый завод, 1954), продана была с небольшим превышением оценки — за 380 тыс. руб. при старте с 350 тыс. руб. Причем телефонный покупатель, желая отбить у онлайн-соперников тягу спорить, со старта сразу шагнул вверх на 30 тыс. руб.

Судя по покупательской активности, особый интерес испытывают коллекционеры фарфора к совсем маленьким, высотой до 10 см, фарфоровым фигуркам. Например, за фигурку девочки с птичкой Рижского завода высотой всего 7,7 см интернет, зал и телефон спорили с 7 до 30 тыс. руб. (выиграл телефон). А за авторский экземпляр 8-сантиметровой фигурки Маргариты Пермяк «Портрет дочери» интернет и телефон торговались с 90 до 170 тыс. руб. И снова победил телефонный участник.

Главным событием вечера, пожалуй, можно считать распродажу стринга авторского фарфора рыбинского скульптора Юрия Михайловича Львова (1936–2010) и его супруги Надежды Ивановны Исаковой (1950–2002). Работая на Первомайском фарфоровом заводе в пос. Песочное Рыбинского района Ярославской области, супруги-фарфористы создали выдающуюся коллекцию мелкой фарфоровой пластики — больше 150 скульптур, которую сегодня называют энциклопедией русской провинциальной жизни. Работы Юрия Львова и Надежды Исаковой, которая часто расписывала скульптуры мужа, очаровывают с первого взгляда, покоряют своей теплотой, юмором, человечностью, отсутствием социалистического пафоса. Выходили работы Львова небольшими тиражами, и по-настоящему его талант столичные коллекционеры фарфора оценили лишь в конце 1990-х, когда в московском музее декоративно-прикладного искусства состоялась большая его выставка. С тех пор коллекционеры и музеи гоняются за этими фарфоровыми фигурками, а цены даже на работы 1990-х — 2000-х годов сопоставимы с ценами на антикварный фарфор.

На торги «Среди коллекционеров» была выставлена подборка из 92 произведений Львова — Исаковой, сплошь авторские экземпляры. Результат — 100 % лотов продано. Если бы зачет шёл по каждому стрингу в отдельности, то Сергею Чистякову полагались бы белые перчатки. Выручка раздела превысила 2 млн руб., или 113 % от изначальной суммарной оценки. За каждый практически лот торговались телефон, зал и интернет, но в итоге коллекция почти не была раздроблена: все лоты за исключением пяти купил один телефонный клиент. Несколько раз ему пришлось изрядно поторговаться. Например, за триптих «Художники на пленэре» — с 28 до 46 тыс. руб.

Далее следовала еще пара стрингов авторского фарфора — и снова 100% продаж. Сначала свыше 700 тыс. руб. суммарно принесли произведения художника Дулёвского фарфорового завода, мастера росписи по фарфору Владимира Климентьевича Яснецова (1926–2005). За его сервиз-солитер «Черемуха», к примеру, торговались со 150 до 240 тыс. руб. А затем полностью был раскуплен стринг фарфора Ю. Б. Ганрио, И. В. Ганрио и Н. Н. Ганрио, добавивший в общую сумму выручки аукциона больше 500 тыс. руб. Самые захватывающие битвы ставок здесь развернулись за набор посуды для холодильника (подъем цены с 17 до 90 тыс. руб.) и фигурку кота, выполненную Нелли Николаевной Ганрио. За последнюю работу, предварительно оцененную всего в 2 800 руб., торговаться начали с 70 тыс. руб. Спорили два телефона, несколько игроков в интернете и участница в зале. Именно ей суждено было переспорить даже самого активного телефонного покупателя этого вечера — в итоге кот работы Нелли Николаевны Ганрио ушел к ней за 110 тыс. руб., в 39 раз выше оценки.

Завершали торги стринги «Наши современники. Русский фарфор и фаянс» и специальной литературы по фарфору. Каким-то образом прошли незамеченными декоративные тарелки нонконформистов Владимира Немухина и Владимира Янкилевского, хотя предлагались они по вполне адекватным ценам (по 25 тыс. руб. за тарелку). Предпочтение было отдано работам Татьяны Чапургиной, Нины Троицкой и других современных мастеров фарфора.

В заключение обзора первого большого специализированного аукциона фарфора и фаянса «Среди коллекционеров» хотелось бы пожелать организаторам удержать заданную ими высокую планку. Будем надеяться, что фарфоровые аукционы станут здесь регулярными. Тема интересная, а главное — красивая.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх