Всемирный день театра в «Литфонде». Итоги торгов 25 марта
ARTinvestment.RU   11 апреля 2017

Большой каталог распродали почти наполовину. Общая выручка превысила 13 миллионов рублей

Тематические аукционные подборки в последнее время становятся большой редкостью. В попытках охватить наибольшую возможную аудиторию максимум, что может позволить себе большинство аукционных домов, — тематические стринги в рамках сборных каталогов. К счастью, «Литфонд» по-прежнему в силах собрать достаточно обширную (чтобы хватило на целый каталог) и достойного уровня (чтобы привлечь публику) коллекцию работ, посвященную той или иной интересной теме.

25 марта в стенах аукционного дома прошел большой 50-й аукцион «Литфонда», посвященный Всемирному дню театра. Торги проходили в две сессии. 105 лотов первой сессии отдали живописи, графике и предметам декоративно-прикладного искусства. В букинистическую подборку второй сессии организаторы включили 328 лотов — книги о театральном и изобразительном искусстве, автографы, афиши, фотографии, документы, программки и разнообразные книжные редкости.

Каталог разыграли за 2,5 часа, в которые уместились и аукционные страсти, и небольшой, минуты три, перерыв между сессиями, и нередкие возвращения к непроданным лотам по просьбам интернет-участников. С молотка в новые руки разошлось 47,9 % (208 из 433) лотов. Общая выручка составила 13,2 млн рублей, т. е. немногим более половины среднего суммарного эстимейта каталога.

Первая сессия торгов удивила, помимо достойной подборки работ Александра Бенуа, а также авангардной театральной графики начала XX века руки Григория Пожидаева, Валентины Ходасевич, Фёдора Федоровского и др., непривычной диспропорцией участников торгов в зале и в Интернете: примерно 3 к одному в пользу зала. В то время как лично присутствовать в зале решили двадцать с лишним человек, в режиме реального времени за ходом аукциона наблюдали (и изредка участвовали) всего восемь человек.

За полчаса, которые потребовались ведущей Елене Горской на первую сессию торгов, к новым владельцам ушло 44 лота (почти 42 % каталога) на общую сумму почти в 5 млн рублей, или 63,5 % от среднего суммарного эстимейта лотов первой сессии. А теперь самое интересное — активность участников: 25 лотов ушло по телефону, еще 14 предметов (в основном рисунки) разошлись по заочным ставкам, 4 раза в торгах успешно поучаствовали онлайн-игроки, и один лот — шарж Владимира Гальбы на Кирилла Лаврова (лот 90) — за 4,2 тысячи рублей, с заочного старта в 3 тысячи, купил участник в зале.

Почти 20 % всей выручки первой сессии организаторам принесла продажа одного из бесспорных топ-лотов аукциона — графического эскиза декорации к комедии К. Гольдони «Слуга двух господ» под названием «Слуга и господин», созданного Александром Бенуа в 1920 году (лот 15). Со старта в 750 тысяч рублей по заочной ставке за обладание рисунком боролись сразу три претендента по телефону. Двигаясь шагами и по полшага, сильнейший из них сломил сопротивление соперников ставкой в 925 тысяч рублей и получил вожделенный эскиз.

Второй по стоимости лот первой сессии ушел по старту и почти в два раза дешевле эскиза Бенуа: акварельный эскиз декорации к опере «Хованщина» М. П. Мусоргского (1949) работы Мстислава Добужинского (лот 68) был продан за 450 тысяч рублей.

А вот за эскиз костюмов дочерей Соловья-разбойника к спектаклю «Илья Муромец» (1939) Аристарха Лентулова (лот 52) между заочным биддером, интернетом и сразу несколькими телефонами развернулась нешуточная борьба, начавшаяся со 100 тысяч рублей по заочной ставке и закончившаяся ценой молотка в 320 тысяч рублей, за которые рисунок достался одному из участников на телефоне.

Остальные несколько десятков лотов разошлись в диапазоне от 4,2 до 280 тысяч рублей без каких-либо значимых подъемов относительно старта. За единственным исключением. Особый энтузиазм у телефонных, заочных и интернет-покупателей вызвала пара портретов Д. Шостаковича (лоты 88 и 89). Так, дружеский шарж Николая Соколова черным фломастером на бумаге «Композитор Д. Шостакович» (лот 88) вошел в каталог с эстимейтом 20–22 тысячи рублей, стартовал сразу с 50 тысяч рублей по заочной ставке и был продан заочному же покупателю за 80 тысяч рублей. Следующий «Портрет Д. Шостаковича» (1972), созданный Таиром Салаховым красными чернилами на бумаге (лот 89, старт 55 тысяч рублей по заочной ставке), ушел по телефону и того дороже — за 120 тысяч рублей, в 4 раза выше эстимейта.

К букинистической сессии юбилейного аукциона «Литфонда» (а особенно ко второй ее части) интернет проявил гораздо больше интереса. В пиковые моменты розыгрыша второй части каталога за торгами в режиме онлайн наблюдало больше сорока человек. Еще 25 участников собрались к началу второй сессии аукциона в зале. Из 329 лотов новых владельцев нашел 161 (49 % от общего числа) в общей сложности на 8,2 млн рублей, или 48 % от среднего «книжного» эстимейта. И большую часть купленного — 68 лотов забрали именно интернет-игроки. А вот остальные категории участников торгов поделили покупки практически поровну: 30 лотов ушло в зал, 31 — по телефону и 32 раза выиграла заочная ставка.

Букинистическую сессию организаторы торгов поделили на две части — «Книги о театральном и изобразительном искусстве…» и «Редкие книги…».

Первая часть — «Книги о театральном и изобразительном искусстве, автографы, афиши…» из 113 лотов особо выдающихся результатов не показала. Сложно сказать почему: то ли потому, что торговаться начали на полчаса раньше обозначенных в каталоге 20:00, то ли (и скорее всего) вторая часть каталога была так хороша, что перетянула все возможное внимание на себя. Все же тематические подборки довольно сложное дело. Как бы то ни было, из 113 лотов первой части в новые руки разошлось чуть менее 40 % — 38 лотов на общую сумму почти 850 тысяч рублей (чуть более 10 % всей «книжной» выручки). Лучшие результаты показали два автографа Бориса Пастернака, адресованные актеру Сергею Балашову,— инскрипт на форзаце издания В. Шекспира «Гамлет, принц Датский» (пер. Б. Пастернака) 1947 года (лот 77) и открытое письмо от 5 декабря 1954 года (лот 85). Оба лота, со стартов в 80 и 90 тысяч рублей, были проданы за 130 тысяч рублей каждый интернет-покупателю и участнику по телефону соответственно.

Самые высокие цифры всего вечера были показаны в ходе розыгрыша лотов второй части второй сессии аукциона, получившей название «Редкие книги, автографы, фотографии и открытки» и отличавшейся традиционно для «Литфонда» безукоризненным подбором лотов музейного уровня. В этот раз в составе каталога особенно выделялась подборка указов и документов российских правителей и членов императорской семьи, а также несколько подборок графических листов и несколько иллюстрированных альбомов, вроде издания «Сцены из русского народного быта» Игнатия Щедровского.

Как и следовало ожидать, все автографы наших императоров и императриц от Екатерины II до Елизаветы Петровны (лоты 116, 117, 120, 122, 133) разошлись со 100%-ным успехом и с торгом в 3–5 шагов за каждый лот по ценам от 100 до 300 тысяч рублей.

Рекордной цены молотка не только этой части каталога, но и всего вечера достиг лот 145, состоящий из двух роскошных иллюстрированных подносных альбомов путешествий по России Анатолия Демидова в 1837 и 1839 годах, ушедший по телефону по старту за 2 млн рублей.

За ним следует еще один лот-миллионник. Иллюстрированное издание «Сцены из русского народного быта» И. С. Щедровского из собрания Сергея Лифаря (лот 146) было продано ровно за 1 миллион, по старту, по телефону.

Тройку лидеров среди нетеатральных зданий замыкает книга, относимая специалистами к числу памятников национального значения, обладающих историко-культурной, научной и конечно коллекционной ценностью, — один из 32 известных экземпляров «Апостола», выпущенного в Вильне типографией Мамоничей около 1592 года. Лот был продан по телефону по стартовой цене 450 тысяч рублей.

Вероятно, организаторы ожидали от юбилейного, 50-го в истории дома аукциона несколько большего, однако по нынешним московским меркам и учитывая тематическую направленность основной аукционной подборки (а это всегда рискованно), прошедшие торги показали очень хороший, сильно выше среднего результат.

В следующий раз «Литфонд» планирует рискнуть уже совсем скоро: 12 апреля в стенах аукционного дома пройдут следующие тематические торги, посвященные, как можно уже догадаться, Дню космонавтики.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20170411_litfund_25_march_obzor.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20170411_litfund_25_march_obzor.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх