- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Как не испортить аукцион. Пожелания из зала
ARTinvestment.RU 11 мая 2012
Примерно треть аукционов совершают стандартные «детские» ошибки. И кстати, не всегда новички
Торгов произведениями искусства на российских площадках становится все больше — и этот процесс можно только приветствовать: чем больше открытых сделок, тем прозрачнее и чище арт-рынок. Между тем часто на первых торгах устроители сначала напарываются на подводные камни, следом наступают на грабли и потом, собрав все шишки, получают на десерт блин комом. Серьезную подготовительную работу зачастую губят, казалось бы, мелочи. По наблюдениям ARTinvestment.RU, примерно треть аукционов совершают стандартные «детские» ошибки. И кстати, не всегда новички. Возможно, им тоже не повредит взгляд со стороны. Поэтому мы набрались смелости дать свои рекомендации по ведению комфортных торгов, основанные на многих часах, проведенных в аукционном зале в качестве внимательных зрителей.
Итак, начнем с математики, к чему уже, пожалуй, привыкли читатели наших обзоров российских аукционов. Многочасовые наблюдения из зала превратились у нас в уверенность, что платформа хорошего аукциона включает в себя три базовых элемента — коллекцию аукциона (и все, что с ней связано), организацию торгов и личность аукциониста — и одну искорку...
Элемент первый: коллекция и все, что с ней связано
1. При составлении коллекции избегайте несбалансированности. Бывает так, что интересные предметы теряются в больших «пустынях» из неликвидных вещей. А когда подряд не продаются 10–15 лотов, то присутствующие в зале начинают думать, что что-то не так. Сомнения возникают даже у опытных людей. Чего уж говорить о молодых коллекционерах, и без того испытывающих дефицит уверенности.
2. Не отказывайтесь от печати каталога. Да, некоторые регулярные аукционы в России («Гелос» и др.) предпочитают не печатать каталог, а ограничиваются лишь публикацией лотов на сайте и краткими распечатками номеров лотов для участников. Это позволяет им не только экономить на орграсходах, но и вносить изменения в каталог хоть в последний момент. Но этот вариант подходит не для всех. В большинстве случаев печать каталога является крайне желательной. Особенно для начинающих аукционов. Покупателям так удобнее.
3. Состав коллекции и напечатанный каталог — это та одежка, по которой встречают организаторов аукциона. Избегайте фактических ошибок (равно как и орфографических). Они бывают у всех, но их высокое количество — верный признак небрежной подготовительной работы, что снижает уровень аукциона. За путаницу в именах, размерах, датах, стартах потом придется извиняться ведущему. Неплохо бы еще помнить, что главное в каталоге — функциональность; поэтому объясните дизайнеру, что картинки и текст в каталоге — это не подручный материал для выражения полета его творческой мысли (когда, например, после обтравки репродукция топ-лота торгов лишается подписи автора), а как раз наоборот; обратите внимание на терминологию: например, монотипию не стоит в каталоге называть «отпечатком масла на бумаге», а то могут подумать, что оная техника организаторам не известна… Словом, сделайте каталог внятным, грамотным и удобным для работы — и участники запишут вам большой плюс.
4. Не старайтесь удивить публику высокими стартовыми ценами. Перебор может сыграть злую шутку — и на старты как у Sotheby’s (даже если они соответствуют справедливому мировому ценовому уровню) публика не пойдет. Наоборот, скромные стартовые цены способны пробудить аппетит у потенциальных покупателей.
5. Прежде чем назначать дату торгов, поинтересуйтесь, не заявлен ли уже на нее другой аукцион. Если да, выберите для себя другой день. Один из простых способов позаботиться об этом — свериться со специальным аукционным календарем ARTinvestment.RU. В противном случае есть риск лишиться части возможных покупателей.
6. Заблаговременно позаботьтесь о рекламе предстоящих торгов на профильных площадках. Аукционов сегодня проводится много, конкуренция высока. Чем раньше публика узнает о содержимом каталога, тем выше шанс собрать заочные ставки. Ко всему прочему реклама способствует вниманию со стороны прессы.
Элемент второй: организация торгов
7. Не экономьте на месте проведения. Расположение, комфортные стулья, кондиционирование, возможность показа лотов на экране — все это имеет первостепенное значение. Если своего хорошего зала нет, то лучше арендовать в одном из отелей, хорошее место с чаем, кофе, соками и пирожными стоит в пределах 100 тысяч рублей.
8. Обеспечьте слаженную работу менеджеров в зале по ходу торгов. Кроме работы ведущего, нужны четкие действия сотрудников аукциона, которые показывают лоты, сидят на телефонах, вовремя подают номерные карточки участника тем, кто забыл их оформить. Любые организационные заминки создают у публики ощущение «шарашкиной конторы».
Элемент третий: аукционист
9. Пригласите профессионального аукциониста с блеском в глазах. Экспериментировать с ведущим не стоит, услуги профессионального аукциониста довольно доступны. Посмотрите на человека в деле, убедитесь в его квалификации, а потом дайте ему полномочия — и он выжмет из ситуации все, что можно.
10. Ваш аукционист не должен:
— быть занудой. Нудный ведущий убьет все настроение в зале — после чего торги можно закрывать.
— зачитывать название, автора, год создания и чуть ли не весь провенанс — с цитатами из писем и ссылками на литературу вместо того, чтобы просто объявить номер лота и стартовую цену. Для бизнеса это бесполезно, для окружающих — мучительно. Можно акцентировать сильные стороны лота, но очень коротко.
— уговаривать присутствующих совершить покупку. На что расчет? Что кто-то пришел на торги случайно, что продают — не представляет и ему нужно подумать? Многократно проверено, что если публика не проявляет интереса к лоту, то бесполезно брать театральную паузу и пытаться уговаривать людей. Коллекционеры и дилеры к уговорам не чувствительны, они пришли за конкретными вещами;
— быть клоуном. Следует помнить, что наиболее универсальный жанр ведения — строгий формат, с редким юмором. Тут важно чувствовать грань: нужно тактично пресекать посторонние разговоры в зале, реагировать на шутки, но не давать сбиваться ритму аукциона.
— затягивать аукцион по времени. Замечено, что публика наиболее комфортно переносит лишь первые полтора часа торгов. Уже часа через два народ заметно утомляется. А если поморить их подольше и применить прием «нудный ведущий», то даже самая лояльная публика начнет закипать.
11. Ваш аукционист должен:
— излучать уверенность и профессионализм.
— обладать приятным тембром голоса и хорошей дикцией;
— создавать и поддерживать ровный ритм торгов.
— чувствовать зал. Это тонкий момент: делать короткие паузы, если кому-то нужно подумать, делать ли следующую ставку, или необходимо время, чтобы дать разъяснения участнику на телефоне, но при этом не тормозить общего хода торгов. Учитывайте, что средний комфортный размер аукциона произведений искусства (живописи, графики, ДПИ) — это 150–200 заявленных лотов. Если устроители собрали больше, то хорошо бы сделать перерыв (почему-то их никто не делает). Бояться, что народ из-за перерыва разбежится, не нужно. Случайные люди и так уйдут, а мотивированные покупатели дождутся того, за чем пришли.
12. Предоставьте ведущему достаточно полномочий и побольше самостоятельности. Так он сможет при необходимости прибегнуть к мерам для повышения активности в зале. Например, начнет с неправдоподобно низкого старта или согласится выслушать цену, предложенную покупателем. Вспомните, как здорово этим приемом пользуется Шишкин! Понятно, что он владелец и может себе позволить дразнить ценами на своих вещах. Но и наемному аукционисту нужно давать пространство для маневра. Вам же не нужен робот, способный только проговаривать старты и обреченно фиксировать результат?
13. Не беритесь вести аукцион сами, каков бы ни был соблазн. Да, в российской практике есть два владельца аукционных домов, которые могут здорово, на нерве, провести торги. То есть могут отдать вещь в зал по бросовой цене или стартовать с рубля, чтобы завести публику. Но Шишкин и Тюхтин — владельцы, способные составить конкуренцию профессиональным ведущим, — это исключение.
…и одна искорка
Когда звезды сходятся и все составляющие правильно соединяются — возникает маленькая искорка, из которой хороший аукционист способен раздуть огромное пламя: зал начинает заводиться! Возникает тот самый драйв, который добавляет участникам адреналина, заставляет их нервничать, торговаться, поднимать ставки, перебивать их даже у самих себя (как было недавно в Москве), поднимать номерные карточки после удара молотка и, наконец, требовать вновь выставить на торги только что непроданные вещи — как было полгода назад в Лондоне на распродаже коллекции графики Александра Бенуа, закончившейся 100%-ным результатом и вручением аукционисту лорду Полтимору почетных белых перчаток.
В заключение стоит оговориться, что даже четкое соблюдение рекомендаций не гарантирует успеха. На практике первые аукционы (путь даже самые правильные) довольно часто получаются провальными по финансовым меркам. Бывает, что все в порядке: и каталог хороший, и цены заманчивые, а результат не очень. Объяснение есть и этому. Например, ошибкой было бы предполагать, что единственная мотивация посетителей аукционов — охота за выгодой. Помимо этого на результат работают многолетняя привычка покупателей, комфорт домашних стен, роскошь общения в знакомом кругу. Всего этого новые аукционы без имени, к сожалению, предложить сходу не могут. Но дело наживное. Просто нужно настраиваться на долгую и непростую работу по формированию своего круга покупателей. Ведь аукционный рынок становится все более тесным.
https://artinvestment.ru/invest/russia/20120511_kak_ne_isportit_auction.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20120511_kak_ne_isportit_auction.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"