- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
- Картины Г.Ф.Фадин до 1985-87гг.
- Фарфор Малевича
- Александр Бояджан - «Карусель»
Русский арт-рынок в 2011 году. Итоги в цифрах
ARTinvestment.RU 27 декабря 2011
2011-й для русского рынка искусства стал годом «зрелого кризиса». Это когда заметного улучшения не произошло, надежды на близкий выход улетучились, но и хуже тоже не стало
2011-й для русского рынка искусства стал годом «зрелого кризиса». Это когда заметного улучшения не произошло, надежды на близкий выход улетучились, но и хуже тоже не стало. Статистика ARTinvestment.RU это в целом подтверждает. Притом лучшей выглядит та статистика, которая опирается не на российские, а на зарубежные продажи русского искусства. С одной из таких цифр и начнем.
1. 5 новых аукционных рекордов зафиксировано в уходящем году в русском топ-20. Рейтинг ARTinvestment.RU обновился на четверть. 2011 год вообще стал рекордным по частоте обновления рейтинга аукционных результатов для русского искусства. «Новобранцев» в честь такого случая не грех и перечислить:
- 8 место: Николя де Сталь. Лежащая обнаженная. 06.12.2011. 6 [7] миллионов евро;
- 9 место Тамара де Лемпицка. Сон (Рафаэла на зеленом фоне). 2.11.2011. [8,48] миллиона долларов;
- 10 место: Илья Репин. Парижское кафе. 06.06.2011. 4 [4,52] миллиона фунтов;
- 11 место: Василий Поленов. Кто из вас без греха? 30.11.2011. [4,07] миллиона фунтов;
- 20 место: Василий Верещагин. Тадж-Махал, Вечер. 06.06.2011. 2 [2,28] миллиона фунтов.
Стоит ли упоминать, что все новые рекорды установлены за рубежом — в Лондоне, Нью-Йорке и Париже (редкий случай, но самый дорогой де Сталь был продан на французском ArtCurial). В целом заморские продажи всем подняли настроение. Но сказать, что эти новости как-то шибко повлияли на российский арт-бизнес, пожалуй, нет. Еще интересно, что первая десятка мирового рейтинга аукционных рекордов весь 2011 год простояла не шелохнувшись. Нет у них там широты души.
2. 100 % проданных лотов — впервые в истории с таким «сухим» счетом был разыгран стринг русского искусства в Лондоне в 2011 году. В рамках «русской недели» в ноябре в Лондоне была подчистую распродана коллекция графики Александра Бенуа. Справедливости ради заметим, что несколько лотов сходу не нашли покупателей. Но потом участники попросили «повторить», и в итоге ушло все. За «чистый» результат лорду Полтимору были вручены белые перчатки — редчайший случай в истории современных аукционных торгов.
3. На 22 процента выросли по итогам года средние цены в сегменте русского искусства, т. е. условная тысяча долларов, вложенная в русское искусство, превратилась в 1 226 долларов. Думаю, что такой позитивной статистикой мы обязаны именно зарубежным аукционам, на которых продавались русские лоты. В России цены так не росли.
Кстати, ценовой индекс мирового искусства рос примерно с той же динамикой, что и русский сегмент, даже быстрее. Но к концу года цены немного откатились. В итоге, по расчетам ARTinvestment.RU, условная тысяча долларов, вложенная в мировое искусство, к концу года выросла до 1 183 долларов.
4. Более 10 новых локальных аукционов появилось в Москве за прошедший год. Конечно, большинство из них успело провести лишь по паре сессий торгов. И в таких случаях всегда есть риск, что аукцион не станет регулярным, а будет проводиться лишь в ситуационном режиме, от случая к случаю. Но тенденция есть четкая: аукционный формат становится все более востребованным как у устроителей, так и у покупателей. Одна (далеко не главная) из причин этого состоит в желании людей фиксировать цену через публичную продажу. Известны случаи, когда о сделке покупатель и продавец договаривались заранее, но все равно проводили вещь через аукцион, чтобы у картины нарабатывался провенанс. И такая потребность в цивилизованном подходе — это тоже отрадная тенденция.
5. 29,7 миллиона рублей — такой оказалась цена самой дорогой картины, проданной на аукционе в России в 2011 году. И произошло это не в Москве, как можно было бы предполагать, учитывая рост числа столичных аукционных площадок, а в Петербурге, на торгах дома «Русские сезоны» 15 мая: панно «Богиня вод» Константина Маковского ушло почти по верхней границе эстимейта (25,5–30 миллионов). До рекордных для Маковского двух с лишним миллионов фунтов еще далеко, но лондонские цены и высокий антураж вообще у нас пока плохо приживаются.
6. На 4 процента в сравнении с прошлогодним показателем снизился процент продаваемых лотов в сегменте русского искусства. Индекс покупательской активности для русского искусства ARTIMXba-RUS снизился с 68 пунктов в начале года (это когда продается в среднем 68 процентов из всех выставленных русских лотов) до текущих 64 пунктов. А был момент, когда он уходил и вовсе на 63 пункта. Для сравнения: индекс покупательской активности для мирового искусства весь год оставался удивительно стабильным — как продавалось на аукционах 69 процентов выставляемых лотов, так и продается. Ничего не меняется. Это, подчеркну, в мире. Непосредственно в России на внутренних аукционах процент продаж весь год был значительно ниже. А именно…
7. 30 процентов проданных лотов — таков обычный итог для московских регулярных аукционов. А уж результат выше 40 процентов — это уже считается, что очень неплохо. ARTinvestment.RU в конце года отследил ситуацию в залах основных московских площадок (включая «Гелос», «Совком» и Галерею Леонида Шишкина) и убедился, что настрой публики — деловой, даже, можно сказать, скептически-прагматичный. Есть ощущение, что в этом году иллюзий здорово поубавилось. Вероятно, ожидания, что все внезапно вернется к докризисным ценам, окончательно растаяли. И люди просто перестали откладывать решения на будущее, совершая сделки по сегодняшним реалистичным ценам.
Приведенную статистику, отражающую состояние русского арт-рынка в уходящем году, остается дополнить собственными ощущениями. Главное из них — кризис никуда не делся, просто с ним научились как-то жить. Да, никакого ранее ожидаемого «жора» не наступило. Но, с другой стороны, культурная жизнь не то что не скукожилась от безденежья, а, наоборот, даже расцвела. Выставки проходили в плотнейшем графике, а почти каждые выходные весной и осенью проводилось по нескольку аукционов. Такого на нашей памяти никогда не было. А раз культурная жизнь бурлит, то и рынок искусства своего не упустит. Кстати, одним из завоеваний уходящего года стало повышение доступности предложения: галереи и аукционы в своей политике вынуждены были смещаться в сторону реального платежеспособного спроса. С 2011 года средние вещи уже не стесняются продавать за те деньги, которые за них готовы платить. Без надувания щек и мыслей о том, сколько это стоило в «жирные» годы. Одним из самых показательных экспериментов в этом смысле стал аукцион Галереи Леонида Шишкина «Все от 5000 рублей», который распродался почти без остатка.
Наконец, уходящий год прошел под знаком смены муниципальных и федеральных элит. В России, как показала жизнь, эти процессы напрямую отражаются на арт-рынке. И даже задают его цикличность. Кто-то считает, что влияние это даже посильнее финансового кризиса. В полтора-два переходных года, когда старые чиновники собирают чемоданы, а новые обживают кабинеты, им самим, а также их широкому окружению и бизнес-партнерам бывает шибко не до искусства. Лишь потом все, как правило, налаживается. И в этом смысле сегодня прогнозы — дело вдвойне неблагодарное.
Лучше пожелаю всем нам в новом году больше встреч с хорошим искусством. К тому же такие встречи всегда поучительны. Если классика развивает вкус и учит не терять чувство меры, то современное искусство и вовсе обладает провидческим даром — аккумулирует и конденсирует заряды общественной атмосферы.
https://artinvestment.ru/invest/rating/20111227_itogi.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20111227_itogi.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
- Картины Г.Ф.Фадин до 1985-87гг.
- Фарфор Малевича
- Александр Бояджан - «Карусель»