Art Investment

Русский арт-рынок в 2011 году. Итоги в цифрах

2011-й для русского рынка искусства стал годом «зрелого кризиса». Это когда заметного улучшения не произошло, надежды на близкий выход улетучились, но и хуже тоже не стало

2011-й для русского рынка искусства стал годом «зрелого кризиса». Это когда заметного улучшения не произошло, надежды на близкий выход улетучились, но и хуже тоже не стало. Статистика ARTinvestment.RU это в целом подтверждает. Притом лучшей выглядит та статистика, которая опирается не на российские, а на зарубежные продажи русского искусства. С одной из таких цифр и начнем.

1. 5 новых аукционных рекордов зафиксировано в уходящем году в русском топ-20. Рейтинг ARTinvestment.RU обновился на четверть. 2011 год вообще стал рекордным по частоте обновления рейтинга аукционных результатов для русского искусства. «Новобранцев» в честь такого случая не грех и перечислить:

    • 8 место: Николя де Сталь. Лежащая обнаженная. 06.12.2011. 6 [7] миллионов евро;
    • 9 место Тамара де Лемпицка. Сон (Рафаэла на зеленом фоне). 2.11.2011. [8,48] миллиона долларов;
    • 10 место: Илья Репин. Парижское кафе. 06.06.2011. 4 [4,52] миллиона фунтов;
    • 11 место: Василий Поленов. Кто из вас без греха? 30.11.2011. [4,07] миллиона фунтов;
    • 20 место: Василий Верещагин. Тадж-Махал, Вечер. 06.06.2011. 2 [2,28] миллиона фунтов.

Стоит ли упоминать, что все новые рекорды установлены за рубежом — в Лондоне, Нью-Йорке и Париже (редкий случай, но самый дорогой де Сталь был продан на французском ArtCurial). В целом заморские продажи всем подняли настроение. Но сказать, что эти новости как-то шибко повлияли на российский арт-бизнес, пожалуй, нет. Еще интересно, что первая десятка мирового рейтинга аукционных рекордов весь 2011 год простояла не шелохнувшись. Нет у них там широты души.

2. 100 % проданных лотов — впервые в истории с таким «сухим» счетом был разыгран стринг русского искусства в Лондоне в 2011 году. В рамках «русской недели» в ноябре в Лондоне была подчистую распродана коллекция графики Александра Бенуа. Справедливости ради заметим, что несколько лотов сходу не нашли покупателей. Но потом участники попросили «повторить», и в итоге ушло все. За «чистый» результат лорду Полтимору были вручены белые перчатки — редчайший случай в истории современных аукционных торгов.

3. На 22 процента выросли по итогам года средние цены в сегменте русского искусства, т. е. условная тысяча долларов, вложенная в русское искусство, превратилась в 1 226 долларов. Думаю, что такой позитивной статистикой мы обязаны именно зарубежным аукционам, на которых продавались русские лоты. В России цены так не росли.

Кстати, ценовой индекс мирового искусства рос примерно с той же динамикой, что и русский сегмент, даже быстрее. Но к концу года цены немного откатились. В итоге, по расчетам ARTinvestment.RU, условная тысяча долларов, вложенная в мировое искусство, к концу года выросла до 1 183 долларов.

4. Более 10 новых локальных аукционов появилось в Москве за прошедший год. Конечно, большинство из них успело провести лишь по паре сессий торгов. И в таких случаях всегда есть риск, что аукцион не станет регулярным, а будет проводиться лишь в ситуационном режиме, от случая к случаю. Но тенденция есть четкая: аукционный формат становится все более востребованным как у устроителей, так и у покупателей. Одна (далеко не главная) из причин этого состоит в желании людей фиксировать цену через публичную продажу. Известны случаи, когда о сделке покупатель и продавец договаривались заранее, но все равно проводили вещь через аукцион, чтобы у картины нарабатывался провенанс. И такая потребность в цивилизованном подходе — это тоже отрадная тенденция.

5. 29,7 миллиона рублей — такой оказалась цена самой дорогой картины, проданной на аукционе в России в 2011 году. И произошло это не в Москве, как можно было бы предполагать, учитывая рост числа столичных аукционных площадок, а в Петербурге, на торгах дома «Русские сезоны» 15 мая: панно «Богиня вод» Константина Маковского ушло почти по верхней границе эстимейта (25,5–30 миллионов). До рекордных для Маковского двух с лишним миллионов фунтов еще далеко, но лондонские цены и высокий антураж вообще у нас пока плохо приживаются.

6. На 4 процента в сравнении с прошлогодним показателем снизился процент продаваемых лотов в сегменте русского искусства. Индекс покупательской активности для русского искусства ARTIMXba-RUS снизился с 68 пунктов в начале года (это когда продается в среднем 68 процентов из всех выставленных русских лотов) до текущих 64 пунктов. А был момент, когда он уходил и вовсе на 63 пункта. Для сравнения: индекс покупательской активности для мирового искусства весь год оставался удивительно стабильным — как продавалось на аукционах 69 процентов выставляемых лотов, так и продается. Ничего не меняется. Это, подчеркну, в мире. Непосредственно в России на внутренних аукционах процент продаж весь год был значительно ниже. А именно…

7. 30 процентов проданных лотов — таков обычный итог для московских регулярных аукционов. А уж результат выше 40 процентов — это уже считается, что очень неплохо. ARTinvestment.RU в конце года отследил ситуацию в залах основных московских площадок (включая «Гелос», «Совком» и Галерею Леонида Шишкина) и убедился, что настрой публики — деловой, даже, можно сказать, скептически-прагматичный. Есть ощущение, что в этом году иллюзий здорово поубавилось. Вероятно, ожидания, что все внезапно вернется к докризисным ценам, окончательно растаяли. И люди просто перестали откладывать решения на будущее, совершая сделки по сегодняшним реалистичным ценам.

Приведенную статистику, отражающую состояние русского арт-рынка в уходящем году, остается дополнить собственными ощущениями. Главное из них — кризис никуда не делся, просто с ним научились как-то жить. Да, никакого ранее ожидаемого «жора» не наступило. Но, с другой стороны, культурная жизнь не то что не скукожилась от безденежья, а, наоборот, даже расцвела. Выставки проходили в плотнейшем графике, а почти каждые выходные весной и осенью проводилось по нескольку аукционов. Такого на нашей памяти никогда не было. А раз культурная жизнь бурлит, то и рынок искусства своего не упустит. Кстати, одним из завоеваний уходящего года стало повышение доступности предложения: галереи и аукционы в своей политике вынуждены были смещаться в сторону реального платежеспособного спроса. С 2011 года средние вещи уже не стесняются продавать за те деньги, которые за них готовы платить. Без надувания щек и мыслей о том, сколько это стоило в «жирные» годы. Одним из самых показательных экспериментов в этом смысле стал аукцион Галереи Леонида Шишкина «Все от 5000 рублей», который распродался почти без остатка.

Наконец, уходящий год прошел под знаком смены муниципальных и федеральных элит. В России, как показала жизнь, эти процессы напрямую отражаются на арт-рынке. И даже задают его цикличность. Кто-то считает, что влияние это даже посильнее финансового кризиса. В полтора-два переходных года, когда старые чиновники собирают чемоданы, а новые обживают кабинеты, им самим, а также их широкому окружению и бизнес-партнерам бывает шибко не до искусства. Лишь потом все, как правило, налаживается. И в этом смысле сегодня прогнозы — дело вдвойне неблагодарное.

Лучше пожелаю всем нам в новом году больше встреч с хорошим искусством. К тому же такие встречи всегда поучительны. Если классика развивает вкус и учит не терять чувство меры, то современное искусство и вовсе обладает провидческим даром — аккумулирует и конденсирует заряды общественной атмосферы.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20111227_itogi.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20111227_itogi.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».