Аукцион Шишкина «все от 5000». Как прошел эксперимент
ARTinvestment.RU   21 ноября 2011

На уникальных торгах Галереи Леонида Шишкина было продано около 95 процентов лотов. Из них почти половину купили по ценам в диапазоне 5–15 тысяч рублей

Напомню канву событий. 19 ноября Галерея Леонида Шишкина провела аукцион-распродажу работ из своих закромов в связи с переездом из своего старого помещения на Неглинной. В гостинице «Украина» продавали свое, а не вещи сдатчиков, поэтому галерея решилась на непривычный формат garage sale — все от 5000 рублей. Ситуация уникальная — не знаю, будут ли еще когда-нибудь подобные торги. Для рынка этот аукцион можно расценивать как важный научный эксперимент — возможность получить состязательные цены в чистом виде, без всяких скидок на позицию сдатчиков, завышенные резервы или высокие старты. В субботу была редчайшая возможность получить ответ на вопрос: сколько люди готовы сегодня платить за средние вещи, если цена входа посильна даже студенту?

  • В аукционном зале. Торги 19 ноября
  • В аукционном зале. Торги 19 ноября

Разочарую тех, кто ждал каких-то подвохов. Вещи были не хуже обычного, иногда и вовсе очень неплохие. Трюков с ценами не было. Обычный шаг торгов был в честную 1 000 рублей. И редко-редко шаг увеличивали, просто чтобы не утомлять остальных, если торг затягивался. Да, в каталоге стояли эстимейты. Но только как цифры для общего развития. Если для картины академика стоял эстимейт 80–120 тысяч, то торговать все равно начинали с 5 тысяч. И если больше 15 тысяч в зале не давали, то покупатель забирал за эти символические деньги. И таких примеров было сколько угодно. Работы запросто улетали за 10–20 процентов заявленного эстимейта. Это для понимания атмосферы торгов.

Теперь по порядку. По моим подсчетам, на аукционе присутствовало около 60 человек. За долгие 2,5 часа Шишкин продал более 95 процентов лотов. Точнее сводить итог не обязательно: непроданные лоты можно пересчитать по пальцам, да и те из разряда редкой эстетической экзотики или живописи размером с открытку. На удивление, очень много лотов было продано в диапазоне 5–12 тысяч рублей. Причем тут не было какой-то системы, за такие деньги продавались и живопись, и графика. Вполне пристойная. По цене материалов и оформления. А то и дешевле. И надо понимать, что даже цена в 12 тысяч значит, что карточки поднимали 8 раз и торг мог затянуться на несколько минут. А ведь были тактические схватки, в которых принимало участие несколько человек в зале и на телефонах и торг проходил за 10 и более шагов. Так, например, продавался лот 13, холст «Гурзуф» Г. Ряжского: цена поднялась с 5 000 до 50 000 рублей (эстимейт 50–80 тысяч рублей).

Почти все проданные лоты не достигли даже своих минимальных эстимейтов. Из того, что я заметил, лишь литография Д. Боровского «Рабочий» была продана в пределах эстимейта — за 21 тысячу при эстимейте 20–30 тысяч. Плюс до аукциона был выкуплен сет из примерно 10 работ, что означает, что за них дали максимальный эстимейт и забрали без торга. Но это не считается. А в остальном покупателям удавалось существенно сэкономить. Например, за большое масло раскрученного до кризиса Ное Геденидзе (он был рекордсменом по темпам роста, по статистике ARTinvestment.RU) заплатили 8 тысяч при эстимейте 50–70 тысяч. За огромный метровый холст Н. Горлова (лот 33, эстимейт 150–180 тысяч) заплатили 14 тысяч рублей. Никто и глазом не моргнул. Вещь с обложки — «Театральная площадь» А. Завьялова — ушла за 60 тысяч при эстимейте 100–150 тысяч рублей.

Украшение каталога — два больших рисунка Михаила Ромадина (он работал с Тарковским над «Солярисом», делал эскизы) — были проданы за 42 тысячи каждый (лоты 50 и 51), в 2–3 раза ниже своей обычной цены. А рисунки, повторяю, очень хорошие. Интересную, очень «дейнековскую» среднеразмерную картину И. Сандырева «Тянут сети рыбаки» кто-то удачно купил за 15 тысяч рублей. Две метровые картины Натты Конышевой, лоты 27 и 28, купили за 45 и 40 тысяч соответственно, тоже в два раза ниже эстимейта. А это, между прочим, вещи начала 1993-го и 1994 года, то есть перестроечного настроения. Ну и, наверное, самый «вопиющий случай» — это когда полутораметровый холст Б. Кельберера «Новая лодка. Карелия», очень такой «стожаровский» по теме и эстетике, с эстимейта 250–300 тысяч рублей чуть было не продали за 22 тысячи и лишь в последний момент спохватились довести до 55 тысяч. И Шишкин отдал. Все понятно? Ну и закончим на этом.

К слову, правило «все от 5000» все же было один раз нарушено: мальчику с мамой достался рисунок Суханова за 4 тысячи рублей — было сделано «исключение для молодого покупателя». По минимуму в 5000 было продано около 10 работ. Как говорил хозяин-аукционист: «Хоть и небольшая деньга, а сто фунтов пригодятся» (Шишкин сейчас подолгу живет в Лондоне).

Итого, какие по итогам можно сделать выводы. То, что тема соцреализма крепко «подзатухла», давно не секрет. Но и не вывод. Потому что тут и не было прям уж такого густого соцреализма. То, что люди охотно покупают живопись с оформлением по цене услуг багетной мастерской? Тут тоже кто бы удивлялся. Мне показалось, что с первых «пятитысячников» народ немножко ошалел: люди явно не были готовы к такому порогу доступности. Косвенно это подтверждается тем, что несколько человек торговались и выигрывали без карточек. Им в процессе уже подносили листы для регистрации. То есть люди явно шли только посмотреть, а в процессе «разогнались». А сколько таких «бескарточных» просто не догадалось вступить в торги? Мне кажется, что если бы была возможность повторить ту субботу, то народ бы подключился активнее. Но в том-то и прелесть эксперимента, что он уникален.

Кто-то назовет это демпингом. Будут рассуждать, выиграл Шишкин или проиграл в этой ситуации? И не помешают ли эти ценовые итоги всему рынку? Мне кажется, Шишкин в большей степени выиграл, чем проиграл. Обещание сдержал. Рекорд по проценту продаж поставил. От запасов избавился. За ценой не гнался — так вещи свои, интересы сдатчиков защищать было не нужно. Да, низкие цены в будущем могут отпугнуть потенциальных сдатчиков. Но с другой стороны, это и для владельцев работ сигнал: не нужно строить иллюзий, не нужно завышать резервы, если не хотите, чтобы вещи остались непроданными. Кроме того, история с этим аукционом может способствовать расширению аукционной аудитории. Эксперимент от 19 ноября формирует понимание, что аукцион — это не место, где все покупается невыгодно, с переплатой, а, наоборот, это азартная игра, в которой можно сделать и сверхвыгодные покупки, по ценам порой заметно ниже галерейных. Шанс такой есть. Ну, а ARTinvestment.RU не устает повторять свою рекомендацию: не ленитесь оставлять минимальные заочные ставки. Иногда они очень здорово срабатывают.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20111121_shishkin.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20111121_shishkin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
  • 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
  • 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
  • 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
  • 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх