Art Investment

Самые громкие арт-преступления 2008 года

В 2008 году грабителям удалось унести из музеев, галерей и других культурных учреждений множество предметов, общая стоимость которых — миллионы долларов. К чести правоохранительных органов, большинство самых громких арт-преступлений прошлого года раскрыты

2008 год был богат на всякие неприятные события — это утверждение верно не в последнюю очередь «благодаря» усилиям преступников, без устали подделывавших произведения искусства и грабивших музеи. Большинство людей думают, что «арт-преступность» не чета настоящему криминалу: все-таки похитители картин никого не убивают и не подсаживают тысячи подростков «на иглу», — однако преуменьшать ее масштабы было бы ошибкой. Широкая публика узнает лишь о самых громких преступлениях, а ведь кроме них каждый год совершаются еще и тысячи мелких: кто-то украл у пожилого коллекционера пейзаж XIX века, кто-то ворвался с пистолетом в маленькую галерею и похитил принт Шагала, кто-то подделал рисунок какого-нибудь русского авангардиста и продал под видом настоящего. Не стоит забывать о том, что в последние 40 лет черный арт-рынок стал третьим по объему прибылей нелегальным рынком мира. Нередко средства, полученные от продажи краденых или поддельных произведений искусства, идут на финансирование других преступлений — в частности, контрабанды оружия и торговли наркотиками. Недавно сайт ARTINFO.сom представил своим читателям список Top-5 арт-преступлений 2008 года.

Художественный музей Сан-Паулу. Сан-Паулу, Бразилия. 20 декабря 2007 года (работы найдены 8 января 2008 года)

В самом конце 2007 года, незадолго до католического Рождества, в Художественном музее Сан-Паулу произошло ограбление. Трое воров вынесли две картины — «Портрет Сюзанны Блох» Пабло Пикассо (Pablo Picasso), оцениваемый в 50 миллионов долларов, и «Сборщик кофе» Кандиду Портинари (Candido Portinari), стоимостью 6 миллионов. Грабителям удалось проникнуть в помещение, снять со стен работы и скрыться с места преступления всего за три минуты — в то время в музее проходила «смена караула». ARTINFO.com отмечает, что в последние пять лет подобный способ ограбления стал очень популярен: воры врываются в здание, хватают произведения и убегают под вой сигнализации (в крупном городе полиция обычно реагирует на вызов минуты через три-четыре). Но преступники зря торопились: никакой сигнализации в Художественном музее Сан-Паулу не водилось. Создается впечатление, что пропажу сокровищ никто себе и представить не мог — картины Пикассо и Портинари, главные «приманки» для посетителей, даже не были застрахованы. Но кое-что в музее все-таки было: камеры наблюдения. Они-то и запечатлели лица грабителей. Вскоре «шустриков» удалось идентифицировать и арестовать — к счастью, они не успели продать картины. А музей получил 1,7 миллиона долларов на новую систему обеспечения безопасности. Но нет бочки меда без ложки дегтя: пример незадачливых грабителей вдохновил других местных бандитов. В июне из другого музея Сан-Паулу были украдены две гравюры Пикассо, а также произведения бразильских художников Эмилиану ди Кавальканти (Emiliano di Cavalcanti) и Лазара Сегалла (Lasar Segall). Правда, этим преступникам не удалось стать удачливее своих предшественников: одна из гравюр Пикассо была найдена в июле, а творения бразильских живописцев и вторая работа великого испанца — в августе. Одним словом, не везло в прошлом году бразильским похитителям Пикассо.

Фонд «Коллекция Э. Ж. Бюрля». Цюрих, Швейцария. 10 февраля 2008 года

В большинстве фильмов о похитителях картин преступники проникают в музеи и галереи под покровом ночи, в перчатках и специальных костюмах, тихонько снимают со стен работы и улетучиваются. Но в последние годы резко выросло число грабителей, которых уж никак нельзя назвать джентльменами. СМИ на все лады кричат о том, как сильно выросли цены на искусство, и различные головорезы, которые не были раньше замечены в любви к прекрасному, потянулись в музеи… с оружием в руках. Причем приходят они туда средь бела дня, распугивая остальных посетителей. В феврале прошлого года сорвиголовы в масках ворвались в цюрихский фонд «Коллекция Э. Ж. Бюрля» и, держа персонал «на мушке», сняли со стен полотна Дега (Edgar Degas), Сезанна (Paul Cézanne), Ван Гога (Vincent van Gogh) и Моне (Claude Monet). Стоимость всех украденных ими произведений оценивается в 163 миллиона долларов!.. Неделей раньше с выставки в Цюрихе были украдены две работы Пикассо… Можно было бы подумать, что местные «авторитеты» действительно прониклись любовью к искусству, однако, к сожалению, это не так. Две работы, похищенные из коллекции Бюрля картины Моне и Ван Гога, были найдены очень быстро, в незапертом автомобиле, припаркованном неподалеку от здания фонда. Конечно же, у прессы возникли вполне обоснованные подозрения: может быть, преступники запросили большой выкуп и фонд сумел собрать средства лишь на две работы?.. Во многих странах платить выкуп грабителям запрещено законом, поэтому, конечно же, представители фонда не сделали никакого публичного заявления на эту тему. История показывает, что платить выкуп преступникам — значит играть с огнем. В 1968 году из галереи Addison в американском штате Массачусетс было украдено несколько дорогих предметов из серебра. Воры потребовали выкуп, и галерея покорно согласилась с их условиями. Предметы были возвращены, но вскоре преступники опять их украли. На этот раз они поступили с ними гораздо более брутально: расплавили их на чистое серебро. Так галерея потеряла и свои сокровища, и приличную сумму денег.

Музей антропологии Университета Британской Колумбии. Ванкувер, Канада. 24 мая 2008 года

В отличие от Художественного музея Сан-Паулу, Музей антропологии в канадском городе Ванкувер был гораздо лучше защищен от грабителей — но это ему не помогло. 24 мая преступники проникли в музей, когда охранник вышел покурить. Они основательно подготовились к делу: надели противогазы и опрыскали вход в музей аэрозолем для защиты от медведей, чтобы никто им ненароком не помешал. Затем воры вывели из строя все камеры наблюдения и разобрались с сигнализацией. Так им удалось вынести 15 предметов из золота, три ювелирных изделия работы мексиканских мастеров и 12 произведений художника народности хайда Билла Рида (Bill Reid). Конечно же, в прессе сразу же стали высказываться опасения, что произведения искусства может постигнуть участь несчастных серебряных предметов, украденных в галерее Addison в 1968-м — слишком много в последнее время стало преступников, которые переплавляют древние артефакты на чистое золото, а уличные скульптуры — на металлолом. Продав золото, преступники бы получили всего 12,3 тысячи долларов, в то время как произведения искусства оцениваются в 2 миллиона. Поэтому начальство музея призвало грабителей вернуть предметы за вознаграждение в 50 тысяч долларов, стремясь убедить их в том, что переплавлять их невыгодно. Вскоре канадской полиции удалось выйти на преступников. Оказалось, что похищение музейных экспонатов — дело рук местных бандитов, промышляющих кражей ювелирных украшений. Работы Билла Рида они не тронули, но мексиканские артефакты, к сожалению, спасти не удалось — преступники разобрали их на части, чтобы продать золото и драгоценные камни по отдельности.

Одесский музей западного и восточного искусства. Одесса, Украина. 30 июля 2008 года

Темной июльской ночью в музей западного и восточного искусства в Одессе проникли воры и, аккуратно вынув оконное стекло, пробрались в один из залов и утащили полотно великого Караваджо (Caravaggio) «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» — сигнализация и пикнуть не успела. Расследование показало, что, скорее всего, в похищении картины виновата одна из местных организованных преступных группировок. 6 декабря украинское еженедельное издание сообщило, что работа была найдена. Но… был ли мальчик? То есть мальчик-то был, но вот настоящий ли?.. По этому поводу в прессе разгорелась настоящая полемика. Дело в том, что в Национальной галерее Ирландии в Дублине находится еще одно «Взятие Христа под стражу». Это полотно и одесский «Караваджо» похожи как близнецы-братья. Некоторые исследователи утверждают, что художник создал несколько вариантов одной и той же картины, соответственно, обе работы подлинные; другие говорят, что полотно из Одесского музея — это всего лишь хорошая копия. Кто будет смеяться последним, пока непонятно, но самое главное, что уж ворам-то в любом случае весело не будет.

Британская библиотека и Библиотека имени Бодлея. Лондон, Великобритания. Преступник арестован 20 ноября 2008 года

Полицейские не устают доказывать общественности, что не бывает похитителей произведений искусства, похожих на элегантного Пирса Броснана (Pierce Brosnan) из знаменитого фильма «Афера Томаса Крауна». В большинстве своем эти преступники — обычные уголовники, которые даже не представляют себе истинной ценности артефактов, которые они крадут из музеев. Но «Томасы Крауны» иногда все же попадаются. Один из таких был арестован в Англии в ноябре. Эксперты Британской библиотеки и Библиотеки имени Бодлея в Лондоне долгие годы ломали головы над тем, кто ворует из архивов редкие предметы. Осенью этого года обнаружилось, что таинственный похититель — не кто иной, как Фархад Хакимзаде (Farhad Hakimzadeh), бизнесмен, интеллектуал и эксперт по редким книгам. Ему удалось украсть по меньшей мере 150 редких карт и рукописей общей стоимостью 100 тысяч долларов. Продавать их Хакимзаде не собирался — незачем, ведь он уже миллионер. Клептоманией он тоже не страдает. Всему виной любовь к прекрасному. Увидев понравившуюся иллюстрацию в древнем манускрипте, этот рафинированный эстет брал скальпель, аккуратно вырезал страничку и уносил ее домой. Сделать это было до неприличия просто. В подавляющем большинстве библиотек и архивов нет никаких камер наблюдения и сигнализаций — поэтому кража редких книг и иллюстраций носит гордое звание самого легкого «арт-преступления». Цифры говорят сами за себя: каждый год из архивов в США пропадают тысячи предметов общей стоимостью десятки миллионов долларов, и воров найти очень сложно. Однако арест Хакимзаде показывает, что и такие преступления могут быть с успехом раскрыты.

Источник: artinfo.com, artinvestment.ru

P. S. О преступлениях в сфере искусства можно также почитать:

Десять самых разыскиваемых произведений искусства
Агенты ФБР под прикрытием расследуют кражи произведений искусства
Глава «арт-отряда» ФБР уходит на пенсию


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20090114_2008_top_5_art_crimes.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20090114_2008_top_5_art_crimes.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».