НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Эскиз скульптуры. 1990
Текущая ставка
27 000 RUB
Окончание торгов
31 Мар. 2017 12:00:00
ВОРОШИЛОВ Игорь Васильевич (1939–1989) Три ангела. Середина 1960-х
Текущая ставка
110 000 RUB
Окончание торгов
31 Мар. 2017 12:00:00
ТИМКОВ Николай Ефимович (1912–1995) Осень. 1960
Текущая ставка
37 500 RUB
Окончание торгов
31 Мар. 2017 12:00:00

Андреа да Пассано (Endré)
ARTinvestment.RU   01 августа 2014

В каталог одного из ближайших аукционов AI включен эскиз театрального костюма работы автора под псевдонимом Endré. Французы считали его своим соотечественником, итальянцы — своим, а он родился в Санкт-Петербурге и был родным внуком Салтыкова-Щедрина

В каталог одного из ближайших аукционов AI включен эскиз театрального костюма работы автора под псевдонимом Endré. Французы считали его своим соотечественником, итальянцы — своим, а он, между тем, родился в Санкт-Петербурге, был сыном Лизы — любимой дочери писателя Салтыкова-Щедрина, и стало быть, родным внуком великого русского сатирика.

Андрей Евгеньевич да Пассано (будем называть его именем, полученным при рождении, хотя имен и псевдонимов у него было немало: Андрей Евгеньевич де Пассано, Андреа да Пассано, Andrea Da Passano, DaP, Endré) — дизайнер, художник комиксов и спиритуалист — родился 21 ноября 1905 года в Санкт-Петербурге, в семье американского итальянца маркиза Эжена да Пассано и Елизаветы Михайловны Салтыковой, дочери М. Е. Салтыкова-Щедрина. После Октябрьской революции нужда заставила семью перебраться в Париж (думали, что ненадолго, оказалось — навсегда). Именно там Андреа (во Франции его называли Эндре) начал развивать свои творческие способности. Уже с 16 лет он рисовал костюмы для знаменитого мюзик-холла «Фоли-Бержер» (Folies Bergères) на улице Рише, в 9-м округе столицы (под псевдонимом Endré). Помимо этого, он оформлял представления знаменитой Мистенгет в кабаре «Мулен Руж» и рисовал плакаты для кутюрье Паско (Pascaud).

С приходом звукового кино мюзик-холл пришел в упадок, и Пассано был вынужден полностью уйти в иллюстрацию. С 1926 по 1932 он оформлял игривый журнал «Le Sourire» («Улыбка»), а также сделал иллюстрации к двум книгам французского писателя Фелисьена Шампсо (Félicien Champsaur) и издательства Ференци (Éditions Ferenczi). Во Франции его лучше всего знают по серии работ 1932 года «Le gigolo à travers les ages» («Жиголо сквозь года»). Работы Эндре часто эротичны, в них видно увлечение автора историческим костюмом, сказками и мифологией. Очередной экономический кризис вновь сорвал художника с места, он попробовал счастья в Лондоне и США, но в конце концов в 1938 году обосновался в итальянской Генуе.

Да Пассано вместе с философом Туллио Кастеллани (Tullio Castellani) основал в Милане спиритуалистический центр. Тогда же он начал свою карьеру художника комиксов с книги о «белом Микки Маусе» Кодино, опубликованной в 1939 году издательством Edital в коллекции «Gli Albi dell'Allegria» («Вопросы счастья»). Новая версия комикса вышла в серии «Albo dei Bambini» («Детский альбом») того же издательства Edital в 1949 году. Среди других работ для Edital — комиксы «Barile e Sardella» («Бочка сардин») и «La Signora Coccodé» («Синьора Коккоде»). Отслужив в итальянском флоте в годы войны, Андреа Да Пассано вернулся к мирной жизни в сентябре 1943 года. Вскоре после этого он создал юмористическую серию «Il Professor Distrattini» («Профессор Дистраттини») для журнала Albo Audace издательского дома Bonelli и комикс «Isodoro, il bimbo che nacque da una fata» («Исодоро, ребенок, рожденный феей») для издательства Valsecchi (1944).

В ноябре 1946 он продолжал сотрудничать с миланским издательством Casa Editrice Edital и начал подписывать свои работы «DaP». Он стал главным художником серии комиксов этого издательства «Chriche e Croc», основанной на знаменитом комедийном дуэте Стэна Лорела и Оливера Харди. Пассано рисовал не только главных персонажей, но и элементы фона: так, в сотрудничестве со сценаристом Роберто Ренци (Roberto Renzi) в 1946–1948 годах он оформлял комикс «Синьора Коккоде» и обновленную версию «Профессора Дистраттини». В этот же период он создал комиксы «La vita nel bosco» («Жизнь в лесу», 1946) и «I Terribli Moschettieri» («Грозные мушкетеры», 1949).

Да Пассано и сценарист Джанлуиджи Бонелли (Gianluigi Bonelli) создали также серию комиксов «Гипноз» для коллекции «Таинственные вопросы» (номера Audace с 15 по 32 в феврале — августе 1947). Он, очевидно, имел и собственную студию комиксов «DaP» в Милане, где выходили «Roal, Il Tarzan del Mare» («Роаль, морской Тарзан», 1947–1948), «Rizza manina d'acciaio» («Рицца стальная рука», 1948) и «Biancaneve» («Белоснежка», 1948–1949) по текстам Роберто Ренци. Еще один комикс того времени — «Il Professor Klop» («Профессор Клоп»). В 1948 Да Пассано нарисовал большую книгу комиксов «Bertoldino alla Corte del Gran Can» для миланского издательства Edizioni E.S.A. В начале 1950-х он еще поработал с издательствами Edital, Genio («Zig e Zag» и «L'ABC dei Cuccioli»), прежде чем отправиться по образовательной программе ЮНЕСКО в Мексику.

В Мексике Андреа да Пассано основал культурный центр в парке Чапультепек (Мехико), а также работал графическим дизайнером для компаний Chocolatera Larin, Ford, Palmolive, Gillette, Chevrolet, General Motors, Fab и Pepsi Cola. Для рекламы Пепси он придумал персонажа Пепе Пепсиколеро (Pepe Pepsicolero). В 1956 году он писал в Париж дочери Георгия Плеханова: «В Мексике я нахожусь по приглашению здешнего правительства как деятель культуры... (я здесь 5 лет). Я приехал для работы над алфавитной системой, что является важнейшей национальной проблемой. В настоящее время помимо работы архитектора и декоратора, я руковожу рекламным отделом крупного мексиканского промышленного предприятия. Я выступал также с многочисленными лекциями, главным образом, по восточной философии, в последнее время, в частности, по вопросам эпистемологии и её влияния на мировоззрение и ориентацию современного человека (...) Я говорю по-французски, итальянски, немецки, английски, и, самой собой разумеется, по-русски» (цит. по: «О судьбе потомков писателя. “Враг народа” — внучка Салтыкова-Щедрина»)

В 1961–1966 Андреа преподавал социологию культуры в университете Гвадалахары и делал иллюстрации для Editorial Novarro.

В 1968 художник переехал в Техас, а в 1977 поселился в Лос-Анджелес, где основал Храм Эзотерической Науки, посвященный сексуальности и магии. Пассано, исповедовавший буддизм с начала 1940-х, разработал свой курс йоги «Путь мага»; он регулярно выступал на американском телевидении как эксперт по эзотерическим вопросам (например, в передаче «Завтра с Томом Снайдером» в 1970–80-х). В начале 1980-х под своим прежним псевдонимом DaP он проиллюстрировал книги «Bolitas, el Pececito Rojo» («Болитас, красная рыбка», 1980) и «Групповые тренировки для собак» (1983). В 1984 году он написал книгу «Белый свет, история реинкарнации», а в 1987 выступил соавтором книги «Внутренняя тишина».

Скончался Андрей Евгеньевич да Пассано в США в 1993 году.

Долгое время имя загадочного «итальянского» художника Да Пассано, подписывающегося псевдонимом DaP, было окружено тайной. Строилось много предположений о том, как его зовут — то ли Гвидо, то ли Андреа. Позже итальянский эксперт по комиксам Лука Боски (Luca Boschi) подтвердил, что его зовут Андреа да Пассано. А Анджело Луерти (Angelo Luerti) в статье Vita di Andrea da Passano, in arte Endré («Жизнь Андреа да Пассано, в искусстве Endré), опубликованной в 131-м номере итальянского журнала Charta в 2014 году (С. 60–65), раскрыл подробности обширной и разнообразной карьеры художника до и после периода итальянских комиксов. Имя Андрея Евгеньевича да Пассано упоминается и в книге Анджело Луерти Non solo Erte. Not only Erte. Costume design for the Paris Music Hall 1918–1940 (2006; «Не только Эрте: Дизайн костюмов для парижского мюзик-холла 1918–1940»), в разделе итальянских художников.

Источники: lambiek.net, alaz.moy.su, parismusichall.altervista.org, artinvestment.ru

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20140801_andrea_da_passano.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20140801_andrea_da_passano.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

Наверх