«Виктор Попков». Книга к 80-летию Мастера
В мае выходит в свет книга доктора искусствоведения П. П. Козорезенко-мл., посвященная классику русского искусства второй половины ХХ века, истинный масштаб творчества которого становится понятным только с течением лет
В мае выходит в свет книга доктора искусствоведения П. П. Козорезенко-мл. «Виктор Попков».
В марте 2012 года исполнилось 80 лет со дня рождения Виктора Попкова. Когда я начал работать над книгой, приуроченной к этой дате и посвященной творчеству художника, основной проблемой казалось то, что Попков — фигура, в истории русского искусства не просто хорошо известная, а, можно сказать, хрестоматийная. Творчество Попкова не раз становилось предметом искусствоведческих исследований. Великолепный художник, классик реалистической школы советской живописи; справочники и энциклопедии говорят о нем как об авторе круга «левого МОСХа», его называют одним из основоположников сурового стиля. Работы Попкова присутствуют в основных экспозициях Третьяковской галереи и Русского музея. В последние годы имя Виктора Попкова громко прозвучало на международном рынке искусства, аукционные цены на его лучшие работы приближаются к миллиону долларов, произведения художника вошли в состав крупнейших частных собраний.
По мере того как я получал для публикации в книге изображения работ Попкова из столичных и региональных музеев, из закрытых частных коллекций, по мере того как поступали материалы из архивов и личные фотографии, я все сильнее чувствовал, что соприкасаюсь с наследием художника, подлинный масштаб творчества которого по сей день остается недооцененным.
Многогранность таланта Виктора Попкова проявляется как в мощных полотнах периода сурового стиля, так и в тонких графических работах, долгое время остававшихся в тени живописных произведений мастера. В «Натюрморте с лоскутным одеялом» Попков виртуозно соединяет предельно точную бытовую зарисовку и, одновременно, философское осмысление духа эпохи, в лоскутное покрывало которой вплелась судьба самого художника. Насколько смелым и разноплановым был художественный поиск Попкова, ярко показывает неожиданное временнóе совпадение: острохарактерная «Зимняя выпивка» и абстрактные экспрессионистические композиции (по сей день неизвестные широкой публике и ждущие своего исследователя) создавались художником практически параллельно, в начале 1970-х годов.
И творческая и человеческая судьба Виктора Попкова были сотканы из противоречий, которые нередко присущи личностям по-настоящему выдающимся. Художник принимал активное участие в общественной жизни, входил в комитет по присуждению Ленинских и Государственных премий, его работы приобретала Третьяковская галерея, но никогда и никем Попков не причислялся к ряду официозных авторов, создающих парадную версию советской действительности. В 1966 году Попков получил почетный диплом биеннале молодых художников в Париже за три картины («Полдень», «Бригада отдыхает», «Двое»), его работы участвовали во многих международных выставках. Тем не менее, признанный коллегами, публикой и критикой, на родине Виктор Попков при жизни не стал ни «народным», ни «заслуженным». Были награждения дипломами Союза художников за «Лучшую работу года», но — не официальные звания. Только через год после смерти, в 1975 году, Виктору Попкову было присуждена Государственная премия СССР. Даже невероятное стечение обстоятельств, приведших к гибели художника, противоречило сложившемуся официальному образу Попкова — успешного, энергичного, вполне вписанного в существующее мироустройство: в реальности все было гораздо сложнее и трагичнее.
Работа над материалами, собранными для готовящейся к выходу книги, принесла понимание парадоксальной ситуации, сложившейся с художественным наследием и, в более широком смысле, с восприятием значимости Виктора Попкова для русской художественной культуры. При жизни Попков был одной из самых весомых, авторитетных (и в художественном и в общечеловеческом значении этого слова) фигур своего поколения, мастером, повлиявшим на ценностные ориентиры многих художников. Может показаться, что за десятилетия, прошедшие после его смерти, восприятие творчества Виктора Попкова сузилось до олицетворения сурового стиля. Но все его работы, его поиски — поэтичности в пейзаже, характерности и лиричности в портрете, гражданственности и философских обобщений в масштабных тематических полотнах, эксперименты с абстракцией — не позволяют ограничить творчество Попкова рамками одного направления. Его наследие современно, десятилетия оно является источником плодотворных идей в русской живописной культуре. Как во Вселенной огромные небесные тела, пусть и невидимые взгляду наблюдателя, своим присутствием меняют гравитационные поля и орбиты комет, так великие художники, на время уходя в тень, остаются постоянными в своей значимости и в своем влиянии на творчество художников следующих поколений.
Непростая исследовательская работа, поиск картин в музеях и частных коллекциях, беседы с родственниками и друзьями Виктора Попкова — все это дало богатейший материал для книги. Однако материалы так и остались бы в архиве, а книга — в рукописи, если бы не счастливое стечение обстоятельств.
Изучение творчества Виктора Попкова привело меня к встрече с Андреем Васильевичем Филатовым, меценатом и коллекционером, в собрании которого мне удалось найти прекрасные работы Попкова. Я рад, что могу сегодня сказать: только благодаря поддержке Андрея Васильевича, благодаря его любви к русской живописи и русской культуре, книга, посвященная Виктору Попкову, увидела свет. Энергия и увлеченность нашего современника сделали возможной реализацию этого проекта, и в год 80-летнего юбилея Попкова заново открыли для нас великого художника, его прекрасную и трагическую судьбу.
Сегодня нам, живущим в XXI веке, становится понятна истинная значимость творчества Виктора Попкова. В 2005/2006 году в Нью-Йорке, в музее Гуггенхайма, прошла выставка RUSSIA!, приуроченная к юбилейной 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и объединившая в своей экспозиции самые выдающиеся работы, созданные в России на протяжении девяти столетий. Там, среди шедевров Андрея Рублёва, Боровиковского, Репина, Кандинского и Дейнеки, призванных олицетворять русское искусство в контексте искусства мирового, по праву заняли свое место работы Виктора Попкова.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20120412__popkov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20120412__popkov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.