Мировое искусство. Художник Ай Вэйвэй
ARTinvestment.RU   02 июня 2010

ARTinvestment.RU рассказывает об одном из значительнейших художников-диссидентов нашего времени

Кто такой Ай Вэйвэй (Ai Weiwei, р. 1957), в России ответит далеко не каждый, но самое известное творение этого художника знают все, ну или почти все. Ай является одним из авторов стадиона «Птичье гнездо», построенного к пекинской Олимпиаде 2008 года. Однако на церемонию открытия игр он приходить отказался, да и вообще высказал свое негативное отношение к этому мероприятию: по его словам, лишь глубоко ущербное правительство будет «поднимать дух народа» с помощью дорогостоящих зрелищ, в то время как в стране царит коррупция и ежедневно нарушаются права человека. Так почему же художник участвовал в создании официального символа «нового Китая»? «Потому что я люблю проектировать здания», — ответил он.

Инсталляции и скульптуры Ая отличаются безупречным техническим исполнением и потрясающей зрелищностью — настоящее пиршество для глаз, но визуальная мощь всегда сочетается с острым политическим комментарием. Кто-то может обвинить его в гигантомании, стремлении к «спектакулярности», однако Ай считает, что добиться перемен можно, только если высказываться громко. Темы, затрагиваемые в его произведениях, настолько важны, что иногда люди даже вызываются помогать ему в начинаниях, чреватых серьезными конфликтами с властями. Речь, конечно же, идет о проекте «Имена Сычуаньского землетрясения», для которого художник вместе с добровольцами составлял список школьников, погибших в результате страшного бедствия, — по утверждению Ая, если бы чиновники не разворовали деньги, выделенные на ремонт школ, то многих смертей удалось бы избежать. Китайские власти, стремившиеся замолчать информацию, жестоко наказали активистов. Блог Ая был закрыт, а самого художника избили ворвавшиеся в гостиничный номер полицейские, да так, что у него случилось кровоизлияние в мозг и потребовалась сложная операция. Досталось и его волонтерам: один из них, Ян Лицай (Yang Licai), опубликовал статью, где рассказал о насилии, с которым ему пришлось столкнуться во время работы над проектом.

Недавно в сан-францисской Haines Gallery прошла персональная выставка Ая, центральным экспонатом которой была огромная змея, сделанная из детских рюкзаков, — мощный и страшный памятник жертвам землетрясения. В прошлом году фасад мюнхенского Дома искусств украшала другая инсталляция, на которую пошли девять тысяч рюкзаков: фраза «Она счастливо прожила в этом мире семь лет» на ярко-синем фоне. Простые, повседневные предметы часто появляются в работах художника, причем не только как материал: в Сан-Франциско можно было увидеть фарфоровые копии цветастых платьев для девочек, купленных в обычном универмаге. Превращая трехкопеечную одежку в дорогой коллекционный объект, он отдает дань безымянным китайцам, которые испытывают на себе весь гнет политических экспериментов. Этим произведениям близка инсталляция «Семечки» — аккуратный холмик из фарфоровых семян подсолнечника. Во время «Большого скачка» эти семена были основной пищей миллионов голодающих крестьян. Двадцать ассистентов работали над этой инсталляцией целый год. Такой способ изготовления произведений, роднящий художника со звездами поп-арта Джеффом Кунсом (Jeff Koons) и Такаси Мураками (Takashi Murakami), в какой-то мере можно рассматривать как мега-комментарий по поводу имиджа Китая как главной в мире страны-производителя и «страны подделок».

За диссидентство в Китае действительно сажают. Активист Тань Цзожэнь (Tan Zuoren), готовивший базу данных погибших во время землетрясения детей, был осужден на пять лет — и это лишь один из примеров. С брутальностью режима Ай знаком не понаслышке: все детство он носил на себе клеймо сына «врага народа» — его отец, знаменитый поэт Ай Цин (Ai Qing), был одним из сотен тысяч интеллектуалов, отправленных «на перевоспитание» в трудовые лагеря. Семья была вынуждена жить в землянке, ежедневно подвергаясь унижениям со стороны местных жителей. «За одну неверную фразу ты мог поплатиться жизнью», — вспоминает художник. После окончания Культурной революции Ай Цин был реабилитирован. В стране заново открылись университеты, и его сын смог поступить в два престижнейших учебных заведения — Пекинскую академию кинематографа (где также учились знаменитые режиссеры Чен Кайге (Chen Kaige) и Чжан Имоу (Zhang Yimou)) и Центральную академию изящных искусств. В конце 1970-х он вошел в группу «Звезды» — одно из первых китайских авангардных объединений, а в 1981-м уехал постигать азы современного искусства в Америку.

Вернувшись на родину спустя двенадцать лет, Ай стал одним из основателей пекинского «Ист-Виллиджа» — квартала современных художников. Интересно, что до 2000 года он был известен не как художник, а как популяризатор экспериментального творчества: Ай выпускал книги и устраивал различные мероприятия. Во время Шанхайской биеннале 2000 года он стал одним из организаторов выставки Fuck Off — легендарного смотра экстремального китайского искусства, впоследствии закрытого полицией. «Выставка была безобразная, кровавая, жестокая и тошнотворная, но не такая уж далекая от реальности, — заявил Ай Вэйвэй в интервью The Art Newspaper. — Реальность в Китае как минимум в миллион раз хуже».

Среди экспонатов Fuck Off были «провокационные» работы Ая, выполненные в 1990-х годах. В одной серии фотографий художник показывает средний палец символам государственной власти, таким как площадь Тяньаньмэнь, Белый дом и Рейхстаг. В другой он разбивает 2000-летнюю ханьскую вазу. Непочтительное, подчас даже жестокое обращение с предметами старины характерно для творчества Ая: широко известны, например, его фантастические конструкции, выполненные из фрагментов антикварной мебели и древних храмов. Из той же серии — старинные гончарные изделия, заклеймленные логотипом «Кока-Колы» или раскрашенные в веселенькие «уорхоловские» цвета. В этих работах Ай выражает протест против культа истории на службе у примитивного национализма. Можно также интерпретировать его акции как высказывание на тему капиталистического строительного бума, уничтожающего не только памятники истории, но и сложившиеся локальные сообщества.

Вряд ли стоит ожидать, что какой-нибудь китайский музей в ближайшем будущем согласится провести у себя выставку Ая Вэйвэя. Зато его привечают иностранные институции: в прошлом году крупные выставки художника прошли в Мюнхене и Токио (Художественный музей Мори); а этой осенью Ай разместит одну из своих инсталляций в Турбинном зале лондонской галереи Тейт Модерн. Сейчас одним из его основных занятий является ведение «твиттера», который читают десятки тысяч человек. Как сам художник относится к своей славе? По словам Ая, войти в историю он не стремится: «Я хочу, чтобы меня забыли». Художник подчеркивает, что в своих произведениях он говорит о насущном, и надеется, что когда-нибудь его «месседжи» перестанут быть актуальными.  

Поскольку наш сайт посвящен инвестициям в искусство, мы не можем обойти стороной вопрос реакции рынка на произведения Ая Вэйвэя. Его произведения вполне востребованы коллекционерами: среди собирателей его творчества — крупнейший китайский коллекционер contemporary art Гуань  И (Guan Yi). На недавних торгах Sotheby's в Гонконге его скульптура «Стол с двумя ножками» принесла 180 тыс. долларов, превысив верхний эстимейт в два раза. А рекорд принадлежит «Канделябру», проданному в 2007 году за 550 тыс.

Источники: artinfo.com, artzinechina.com, artprice.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20100602_ai_weiwei.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20100602_ai_weiwei.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх