Арт-логистика в условиях пандемии
Трудности, с которыми сталкиваются коллекционеры и компании по транспортировке предметов искусства сегодня
Кризис, вызванный пандемией коронавируса COVID-19, продолжает сотрясать мир, меняя поведение и привычки людей. Стоит ли говорить о том, что последствия кризиса изменят не только экономику многих стран, но и комфортный для большинства людей уклад жизни. Пандемия влияет на все сферы деятельности, в том числе и на мир искусства, который еще совсем недавно казался таким огромным и неуязвимым. Сегодня же перед нами тысячи закрытых музеев и галерей, сотни отмененных ярмарок, аукционы, которые нельзя посетить, и огромное количество талантливых художников, вынужденных искать альтернативные пути выживания.
Особенно сильно от пандемии пострадала сфера арт-логистики. Почему так? На самом деле все очень просто. Начнем с того, что самолеты не летают и билеты не продаются. Например, авиасообщение в Европе упало практически на 90 %. Многим это может показаться удивительным, но бóльшая часть искусства традиционно перемещалась по всему миру на регулярных коммерческих пассажирских рейсах в грузовом отсеке — в практике авиакомпаний было принимать на пассажирские рейсы коммерческие грузы. С меньшим количеством полетов это означает меньше способов перемещения предметов искусства. Кроме того, склады в некоторых юрисдикциях были вынуждены закрыться. Во-вторых, во многих странах таможня работает только на прием гуманитарной помощи и экстренные поставки, так что передать картину или скульптуру фактически невозможно. И наконец, как уже было сказано, галереи и ярмарки закрыты, так что работы для крупных транспортных компаний по факту нет. Все это и привело к общему падению бизнеса.
Кто, что и куда перевозит?
Несмотря на плачевную ситуацию в сфере международной транспортировки искусства в целом, все же нельзя говорить о том, что арт логистики в условиях пандемии не существует. Она существует. Многие небольшие семейные компании продолжают работать и обслуживать клиентов, насколько это возможно в нынешней ситуации. Делают они это, конечно, в намного меньших масштабах и только собственными силами, не привлекая к работе дополнительный персонал, чтобы максимально обезопасить себя и окружающих.
В то время как все аукционы закрыты для физических торгов, онлайн-аукционы продолжают свою работу. Большинство из них осуществляют свою деятельность через такие платформы, как Invaluable и LiveAuctioneers, предоставляя коллекционерам возможность приобретать произведения искусства и предметы старины, не выходя из дома. Также важно понимать, что, несмотря на сложившуюся в мире ситуацию, многие люди продолжают инвестировать в искусство, видя в нынешнем спаде возможность выгодного капиталовложения. Отсюда и необходимость в услугах арт-логистических компаний.
Стоит отметить, что транспортировка предметов искусства сейчас в основном осуществляется только в рамках одной страны или даже региона. Проблема кроется в ограниченном авиасообщении с другими странами и таможенных сложностях. Доставка предметов искусства в США из Европы возможна только из Великобритании, где пока еще осуществляются коммерческие рейсы. Но доставить картину, скульптуру или же целую коллекцию, скажем, из Германии или Испании в Великобританию сейчас очень и очень сложно: многие небольшие местные компании закрыты и перевозкой просто никто не занимается. Отсюда и задержки в сроках доставки и многие другие проблемы.
Еще одной важной составляющей арт-логистики в условиях пандемии являются ценовые ограничения на предметы искусства. В основном сейчас перевозятся объекты, чья стоимость не превышает $100 тыс. Дело не в том, что транспортные компании не хотят перевозить работы наивысшей ценовой категории, а в том, что перевозка таких объектов требует специальных условий и оформления целого ряда дополнительных документов, что на данный момент просто невозможно. Так, многие коллекционеры и музеи, чьи работы до карантина были представлены на выставках в других странах, не могут получить их обратно, как бы сильно они того ни желали. Еще одно ограничение для тех, кто занимается арт-логистикой, заключается в том, что в США разрешены грузовые перевозки небольшим транспортом, однако работы по монтажу/демонтажу предметов (предполагающие присутствие нескольких человек в одном помещении, включая наблюдателей со стороны музея или заказчика) запрещены правилами социального дистанцирования. Следовательно, доставка по факту может быть, а развеска и пр. — нет.
Что делать, если ваша работа осталась в музее (или аукционном доме)?
Поскольку многие музеи остаются закрытыми, коллекционеры должны по возможности пересмотреть арендные соглашения, чтобы проверить два важных положения, касающихся сроков возврата.
Во-первых, если предоставленный предмет искусства должен был быть возвращен к определенному сроку, коллекционер должен требовать внесения изменений в соглашение об аренде с музеем. Внесенная поправка должна подтвердить исполнение обязанностей музея по страхованию и хранению произведения до тех пор, пока обе стороны не придут к соглашению о том, что произведение искусства можно безопасно вернуть владельцу. Во-вторых, если в отношении предмета искусства в договоре аренды предусмотрен иммунитет от конфискации (юридическая гарантия музея, что предметы, предоставленные для временной выставки, будут возвращены владельцу в конце срока аренды и не будут переданы третьему лицу, которое может заявить, что оно является законным владельцем. — AI.), арендодатель должен настоять, чтобы это положение также оставалось в силе, пока предмет искусства находится у арендатора, поскольку задержка произошла по независящим от сторон причинам.
Ситуация в целом и прогноз на будущее
Сегодня спрос на арт-логистические услуги, по нашим оценкам, упал на 98 %. Большинство транспортных компаний, как крупных, так и семейных, очень сильно пострадало от пандемии и международного кризиса. Работы, а соответственно и доходов, практически нет, но при этом остается необходимость оплачивать все операционные расходы, аренду, страхование и многое другое. Небольшие компании стараются держаться на плаву, продолжая обслуживать коллекционеров, художников, галереи и аукционные дома, насколько это сейчас возможно. Однако тут есть еще один нюанс. Чем сложнее становится процесс транспортировки предметов искусства, тем выше его стоимость. Эта услуга, как и многие другие в условиях кризиса, стала дороже. Разница небольшая, но и ее порой достаточно, чтобы клиент отказался от перевозки до лучших времен.
Логистические компании, которые до сих пор работают, делают это не из стремления заработать, а скорее, проявляя лояльность по отношению к клиентам в попытке сохранить привычный для арт-сообщества уклад жизни. Что касается прогноза на будущее, то о нем пока рано говорить: активно развивающийся сегмент онлайн-продаж искусства в перспективе должен вывести арт-логистику на качественно новый (быстрый, удобный и недорогой) уровень. Ясно лишь одно: мир искусства не скоро оправится от кризиса, многие транспортные компании так и останутся закрытыми, а сумма в $ 2,1 млрд, потраченная продавцами и покупателями искусства на его логистику в 2019 году, какое-то время будет оставаться недостижимой.
В следующих материалах мы остановимся на основных проблемах логистики предметов искусства, с которыми коллекционер непременно столкнется в «мирное» время.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/law/20200527_Logistics.html
https://artinvestment.ru/en/invest/law/20200527_Logistics.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.