СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея XXI век ARTinvestment.RU

  • Ваулин
  • Воуба
  • Захаров
  • Корсакова
  • Мерабишвили




Art & Law. Bona fide acquisition and ownership of the artwork
ARTinvestment.RU   12 марта 2020

Briefly talk about what nuances should be considered and any disputes can be avoided when transferring a collection of art objects by inheritance

collectables — occupation of the individual. Often purchased objects of art are transferred from the investment asset in a purely emotional, to the succession-planning which the collector might not fit as well as to inherit a business or estate. However, most issues can be resolved during the life of the testator to provide for his heirs (1) smooth and purely aesthetic enjoyment, including the lack of current or future costly litigation, including complicated by a foreign element (when one of the parties is a natural or legal person — resident of the Russian Federation.AI.), and (2) the possibility of disposal of the art collection (for the purposes of this article we will use the word "collection" that includes both the individual art objects and the collection as a whole. — Yu) as in its sole discretion, and in accordance with the wishes of the testator. The owner has the right at its discretion to make in respect of property belonging to it any actions not contradicting the law and other legal acts and not violating the rights and legally protected interests of other persons (article 209 of the civil code).

As the collector can prove ownership of the collection? Consider the provisions of the Russian legislation in relation to individuals. the Foundation of the emergence of property rights regulated by the civil code, we list the main, namely:

• direct creation of things (for art-рынку — of the paintings included in the art collection);
• the ownership of the property which has the proprietor, can be acquired other person on the basis of contract-продажи, exchange, donation or other transaction about alienation of this property;
• inheritance by will or the law including inheritance under genetic Fund established by the testator;
• the acquisition of property by acquisitive prescription (a person who is not the owner of the property, but in good faith, openly and continuously owning them as their own property within five years, acquires the right of ownership of the property, article 234 of the civil code).

Chain of changing owners or persons in whose hands is collection at a certain moment can often be quite long, so it is desirable that the collector had a complete picture of the history of ownership of artwork (provenance) and had the corresponding documents confirming the legal title (i.e., the recognition of ownership), authenticity and the status of the collection. In accordance with the dominant art market in the principle of Caveat emptor ("Let the buyer beware"), legal and financial risks associated with the acquisition, the buyer is responsible, which imposes on him the burden of having to complete due diligence and verify all aspects of the potential transaction. Therefore, a future potential buyer of your collection will be in the same situation, and you should be possible to provide information and documents to the transaction took place.

If the basethe emergence of property rights agreement or the acquisition of title arises in the course of inheritance, among other essential conditions, which we shall later speak, it is important to pay attention to the transfer of exclusive rights of the author: go to the new owner in full, together with material objects collection?

On the issues of bona fide possession1 more details will be discussed in the article deals with works of art. For the purposes of this article it should be noted that Russian civil law is the good faith of the parties involved and the reasonableness of their actions (article 10 of the civil code). Suggests, but does not guarantees. However, the art market is often considered by the buyer as overly secret and opaque, where no documentation of the transaction — common norm. This could be used by unscrupulous players (criminals, fences). In civil proceedings the requirements of the legal owner to bona fide purchaser on the return in the latest collection are not uncommon. The Russian legislation regarding the status of a bona fide purchaser similar to a number of European legislations that to some extent protect the rights of bona fide purchaser depending on the circumstances that the purchaser should know, and guess in the transaction.

currently, an increasing number of legal disputes for the recovery of works of art forcibly taken from private owners during the Second world war (the so-called nazi-looted art)2, and the return requirements of the States3 trophy art. The problem is that the collector can long time to keep the house collection, which has never been exhibited, but if he or his heirs decide to sell it, it may be that it is the subject of the claims of the true owners who are searching for her around the world. To confirm your legal ownership in the absence of documents of title it is recommended to store receipts, photos, catalogues raisonné, exhibition catalogues, historical home inventory @all mdas that will help confirm your lawful possession of open.

Transfer of collections can be made during the life of the collector: (1) for example, the collection may be donated to one or more heirs during the life of the testator, but if the gift is documented, subsequently it will certainly cause a [email protected] semicolon (2) the collection may be donated to the Museum for display, in order to transfer it from the private domain into the public domain, — and it is also necessary to properly arrange, to exclude the dispute, whether such actions are a gift to the Museum or just transfer to temporary exhibition.

Registration steps

the Transfer of ownership of the collection, as well as the transfer of the collection itself, does not require any-либо mandatory registration actions. Accordingly, at the state level there are no-либо instruments or institutions which would guarantee the right of ownership of a specific person for a specific collection. Otherwords, about their own protection should first to think the buyer — and even to the time of the transaction: double-checking the origin of the work and making the transfer of documents. Transactions of owners of Museum objects that are included in the non-state part of the Museum Fund, we will discuss in a separate article.

Conclusion

Deals with art objects require the evaluation of legal risks, including those associated with proof of ownership, which imposes on the buyer the burden of examination as the history of ownership of artwork (provenance) and the availability of documents confirming the legal title.

the Lack of any-либо appropriate documentary evidence of your right could be the consequence of existent until a certain time on the art-рынке "cultural handshake" — deals without contract, negligence in the evaluation of the consequences of non-possession and otherwise. The confidentiality of most transactions, it reduces the amount of information which can be received by the buyer. This leaves legal uncertainty and, together with the absence of a confirmed provenance may adversely affect the subsequent sale of works of art, including heirs.



1 is considered a bona fide purchaser, who did not know and could not know that he purchased the property from a person who is not entitled to alienate it.

2 (1) In February 2020, at the Metropolitan-музее (new-Йорк), an investigation was initiated in relation to paintings of the XVII century, stored in the Museum's collection. She probably belonged to Jewish art dealer Siegfried Aram, and he left his job in Germany when he fled the country in 1933. According to the report "new-Йорк times", the Museum is launching an investigation into the history of the work (nytimes.com); (2) Louvre Museum hired art historian and specialist on the art of the occupation of France during world war II Emanuel Polak to reduce and remove any-либо potential claims by heirs. On this, see AI: artinvestment.ru.

3 Poland asked Russia to return the paintings, removed during the Second world war (golos-ameriki.ru).



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Красношлыков
  • Мунц
  • Жерновская
  • Дронов
  • Максютин





Art & Law. Добросовестное приобретение и право собственности на предметы искусства
ARTinvestment.RU   12 марта 2020

Коротко рассказываем о том, какие нюансы следует учитывать и каких споров можно избежать при передаче коллекции предметов искусства по наследству

Коллекционирование — занятие индивидуальное. Нередко приобретенные предметы искусства переходят из инвестиционного актива в чисто эмоциональный, к планированию наследования которого коллекционер может подходить не так тщательно, как к наследованию бизнеса или недвижимости. При этом большинство вопросов могут быть урегулированы еще при жизни наследодателя с тем, чтобы обеспечить своим наследникам (1) беспрепятственное и исключительно эстетическое наслаждение, включая отсутствие текущих или будущих дорогостоящих судебных разбирательств, в том числе осложненных иностранным элементом (когда одной из сторон является физическое или юридическое лицо — нерезидент РФ.AI.), а также (2) возможность распоряжения коллекцией предметов искусства (для целей статьи мы будем использовать слово «коллекция», что подразумевает как индивидуальные предметы искусства, так и коллекцию в целом. — Ю. В.) как по своему усмотрению, так и в соответствии с пожеланиями наследодателя. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (статья 209 ГК РФ).

Как коллекционер может доказать право собственности на коллекцию? Рассмотрим положения российского законодательства в отношении физических лиц. Основания возникновения права собственности регулируются ГК РФ, перечислим основные, а именно:

• непосредственное создание вещи (применительно к арт-рынку — картин, входящих в коллекцию предметов искусства);
• право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества;
• наследование по завещанию или закону, включая наследование в рамках наследственного фонда, учрежденного наследодателем;
• приобретение права собственности в результате приобретательной давности (лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим собственным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество, статья 234 ГК РФ).

Цепочка смены владельцев или лиц, в чьих руках находится коллекция в определенный момент, зачастую может быть достаточно длинной, поэтому желательно, чтобы коллекционер имел полное представление об истории владения художественным произведением (провенанс) и располагал соответствующим документами, подтверждающими правовой титул (т. е. признание права собственности), подлинность и состояние коллекции. В соответствии с доминирующим на рынке искусства принципом Caveat emptor («Пусть покупатель остерегается»), юридические и финансовые риски, связанные с приобретением, несет покупатель, что возлагает на него бремя проведения полной юридической экспертизы и установления всех аспектов потенциальной сделки. Поэтому и будущий потенциальный покупатель вашей коллекции будет находиться в той же ситуации, и вам следует максимально предоставить информацию и документы, чтобы сделка состоялась.

Если основанием возникновения права собственности является договор или приобретение титула возникает в ходе наследования, помимо прочих существенных условий, о которых мы будем впоследствии говорить, важно обратить внимание на передачу исключительных прав автора: переходят ли они к новому владельцу в полном объеме вместе с материальными предметами, коллекцией?

О вопросах добросовестного владения1 более детально мы будем говорить в статье о сделках с предметами искусства. Для целей же настоящей статьи стоит отметить следующее: российское гражданское законодательство предполагает добросовестность участников правоотношений и разумность их действий (статья 10 ГК РФ). Предполагает, но никак не гарантирует. Однако рынок искусства часто рассматривается покупателем как чрезмерно секретный и непрозрачный, на котором отсутствие документального оформления сделки — общепринятая норма. Этим могут воспользоваться недобросовестные игроки (преступники, скупщики краденого). В рамках гражданского судопроизводства требования законного владельца к добросовестному приобретателю о возврате находящейся у последнего коллекции не редкость. Российское законодательство в отношении статуса добросовестного приобретателя аналогично ряду европейских законодательств, которые в определенной степени защищают права добросовестного покупателя в зависимости от обстоятельств, о которых приобретатель должен был знать и догадываться при совершении сделки.

В настоящее время увеличивается число судебных споров об истребовании произведений искусства, насильственным образом отнятых у частных владельцев во время Второй мировой войны (т. н. nazi-looted art)2, а также о возвращении по требованиям государств3 трофейного искусства. Проблема заключается в том, что коллекционер может долгое время хранить дома коллекцию, которая нигде никогда не экспонировалась, но если он сам либо его наследники решат ее продать, то может оказаться, что она является объектом претензий истинных владельцев, которые разыскивают ее по всему миру. В подтверждение вашего законного владения при отсутствии документов о правовом титуле рекомендуется хранить расписки, фотографии, каталоги резоне, каталоги выставок, историческую домашнюю опись — все то, что поможет подтвердить ваше правомерное открытое владение.

Передача коллекции может производиться при жизни коллекционера: (1) к примеру, коллекции могут быть подарены одному или нескольким наследникам при жизни наследодателя, но если дарение не оформлено документально, это впоследствии безусловно вызовет спор; (2) коллекция может быть передана музею для экспонирования, дабы перевести ее из достояния частного в достояние общественное, — и это также необходимо правильно оформить, чтобы исключить спор, были ли такие действия даром музею или только передачей на временное экспонирование.

Регистрационные действия

Переход права собственности на коллекцию, как и передача самой коллекции, не требует каких-либо обязательных регистрационных действий. Соответственно, на государственном уровне не существует каких-либо инструментов либо институтов, которые бы гарантировали право собственности конкретного лица на конкретную коллекцию. Другими словами, о собственной защите должен в первую очередь думать сам покупатель — причем еще до момента сделки: перепроверяя происхождение работы и оформляя передачу документально. О сделках собственников музейных предметов, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда, мы поговорим в отдельной статье.

Заключение

Сделки с предметами искусства требуют оценки юридических рисков, в том числе связанных с подтверждением права собственности, что возлагает на покупателя бремя проведения экспертизы как истории владения художественным произведением (провенанс), так и наличия документов, подтверждающими правовой титул.

Отсутствие какого-либо надлежащего документального подтверждения вашего права может быть последствием существующей до определенного времени на арт-рынке «культуры рукопожатия» — сделки без договора, неосмотрительности в оценке последствий бездокументарного владения и иное. Секретность большинства транзакций сокращает объем информации, на которую может рассчитывать покупатель. Это оставляет правовую неопределенность и наряду с отсутствием подтвержденного провенанса может негативно сказаться на последующей продаже предметов искусства, в том числе наследниками.



1 Добросовестным считается приобретатель, который не знал и не мог знать, что он приобрел имущество у лица, которое не вправе его отчуждать.

2 (1) В феврале 2020 года в Метрополитен-музее (Нью-Йорк) было начато расследование в отношении картины XVII века, хранящейся в коллекции музея. Вероятно, она принадлежала еврейскому торговцу произведениями искусства Зигфриду Араму, и он оставил работу в Германии, когда бежал из страны в 1933 году. Согласно отчету «Нью-Йорк Таймс», музей начинает расследование истории произведения (nytimes.com); (2) Лувр нанял искусствоведа и специалиста по искусству времен оккупации Франции в период Второй мировой войны Эммануэль Полак для уменьшения и снятия каких-либо потенциальных претензий со стороны наследников. Об этом см. на AI: artinvestment.ru.

3 Польша потребовала у России вернуть картины, вывезенные во время Второй мировой войны (golos-ameriki.ru).


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/law/20200312_law.html
https://artinvestment.ru/en/invest/law/20200312_law.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх