СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Красношлыков
  • Мунц
  • Жерновская
  • Дронов
  • Максютин





Art & Law. Добросовестное приобретение и право собственности на предметы искусства
ARTinvestment.RU   12 марта 2020

Коротко рассказываем о том, какие нюансы следует учитывать и каких споров можно избежать при передаче коллекции предметов искусства по наследству

Коллекционирование — занятие индивидуальное. Нередко приобретенные предметы искусства переходят из инвестиционного актива в чисто эмоциональный, к планированию наследования которого коллекционер может подходить не так тщательно, как к наследованию бизнеса или недвижимости. При этом большинство вопросов могут быть урегулированы еще при жизни наследодателя с тем, чтобы обеспечить своим наследникам (1) беспрепятственное и исключительно эстетическое наслаждение, включая отсутствие текущих или будущих дорогостоящих судебных разбирательств, в том числе осложненных иностранным элементом (когда одной из сторон является физическое или юридическое лицо — нерезидент РФ.AI.), а также (2) возможность распоряжения коллекцией предметов искусства (для целей статьи мы будем использовать слово «коллекция», что подразумевает как индивидуальные предметы искусства, так и коллекцию в целом. — Ю. В.) как по своему усмотрению, так и в соответствии с пожеланиями наследодателя. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (статья 209 ГК РФ).

Как коллекционер может доказать право собственности на коллекцию? Рассмотрим положения российского законодательства в отношении физических лиц. Основания возникновения права собственности регулируются ГК РФ, перечислим основные, а именно:

• непосредственное создание вещи (применительно к арт-рынку — картин, входящих в коллекцию предметов искусства);
• право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества;
• наследование по завещанию или закону, включая наследование в рамках наследственного фонда, учрежденного наследодателем;
• приобретение права собственности в результате приобретательной давности (лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим собственным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество, статья 234 ГК РФ).

Цепочка смены владельцев или лиц, в чьих руках находится коллекция в определенный момент, зачастую может быть достаточно длинной, поэтому желательно, чтобы коллекционер имел полное представление об истории владения художественным произведением (провенанс) и располагал соответствующим документами, подтверждающими правовой титул (т. е. признание права собственности), подлинность и состояние коллекции. В соответствии с доминирующим на рынке искусства принципом Caveat emptor («Пусть покупатель остерегается»), юридические и финансовые риски, связанные с приобретением, несет покупатель, что возлагает на него бремя проведения полной юридической экспертизы и установления всех аспектов потенциальной сделки. Поэтому и будущий потенциальный покупатель вашей коллекции будет находиться в той же ситуации, и вам следует максимально предоставить информацию и документы, чтобы сделка состоялась.

Если основанием возникновения права собственности является договор или приобретение титула возникает в ходе наследования, помимо прочих существенных условий, о которых мы будем впоследствии говорить, важно обратить внимание на передачу исключительных прав автора: переходят ли они к новому владельцу в полном объеме вместе с материальными предметами, коллекцией?

О вопросах добросовестного владения1 более детально мы будем говорить в статье о сделках с предметами искусства. Для целей же настоящей статьи стоит отметить следующее: российское гражданское законодательство предполагает добросовестность участников правоотношений и разумность их действий (статья 10 ГК РФ). Предполагает, но никак не гарантирует. Однако рынок искусства часто рассматривается покупателем как чрезмерно секретный и непрозрачный, на котором отсутствие документального оформления сделки — общепринятая норма. Этим могут воспользоваться недобросовестные игроки (преступники, скупщики краденого). В рамках гражданского судопроизводства требования законного владельца к добросовестному приобретателю о возврате находящейся у последнего коллекции не редкость. Российское законодательство в отношении статуса добросовестного приобретателя аналогично ряду европейских законодательств, которые в определенной степени защищают права добросовестного покупателя в зависимости от обстоятельств, о которых приобретатель должен был знать и догадываться при совершении сделки.

В настоящее время увеличивается число судебных споров об истребовании произведений искусства, насильственным образом отнятых у частных владельцев во время Второй мировой войны (т. н. nazi-looted art)2, а также о возвращении по требованиям государств3 трофейного искусства. Проблема заключается в том, что коллекционер может долгое время хранить дома коллекцию, которая нигде никогда не экспонировалась, но если он сам либо его наследники решат ее продать, то может оказаться, что она является объектом претензий истинных владельцев, которые разыскивают ее по всему миру. В подтверждение вашего законного владения при отсутствии документов о правовом титуле рекомендуется хранить расписки, фотографии, каталоги резоне, каталоги выставок, историческую домашнюю опись — все то, что поможет подтвердить ваше правомерное открытое владение.

Передача коллекции может производиться при жизни коллекционера: (1) к примеру, коллекции могут быть подарены одному или нескольким наследникам при жизни наследодателя, но если дарение не оформлено документально, это впоследствии безусловно вызовет спор; (2) коллекция может быть передана музею для экспонирования, дабы перевести ее из достояния частного в достояние общественное, — и это также необходимо правильно оформить, чтобы исключить спор, были ли такие действия даром музею или только передачей на временное экспонирование.

Регистрационные действия

Переход права собственности на коллекцию, как и передача самой коллекции, не требует каких-либо обязательных регистрационных действий. Соответственно, на государственном уровне не существует каких-либо инструментов либо институтов, которые бы гарантировали право собственности конкретного лица на конкретную коллекцию. Другими словами, о собственной защите должен в первую очередь думать сам покупатель — причем еще до момента сделки: перепроверяя происхождение работы и оформляя передачу документально. О сделках собственников музейных предметов, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда, мы поговорим в отдельной статье.

Заключение

Сделки с предметами искусства требуют оценки юридических рисков, в том числе связанных с подтверждением права собственности, что возлагает на покупателя бремя проведения экспертизы как истории владения художественным произведением (провенанс), так и наличия документов, подтверждающими правовой титул.

Отсутствие какого-либо надлежащего документального подтверждения вашего права может быть последствием существующей до определенного времени на арт-рынке «культуры рукопожатия» — сделки без договора, неосмотрительности в оценке последствий бездокументарного владения и иное. Секретность большинства транзакций сокращает объем информации, на которую может рассчитывать покупатель. Это оставляет правовую неопределенность и наряду с отсутствием подтвержденного провенанса может негативно сказаться на последующей продаже предметов искусства, в том числе наследниками.



1 Добросовестным считается приобретатель, который не знал и не мог знать, что он приобрел имущество у лица, которое не вправе его отчуждать.

2 (1) В феврале 2020 года в Метрополитен-музее (Нью-Йорк) было начато расследование в отношении картины XVII века, хранящейся в коллекции музея. Вероятно, она принадлежала еврейскому торговцу произведениями искусства Зигфриду Араму, и он оставил работу в Германии, когда бежал из страны в 1933 году. Согласно отчету «Нью-Йорк Таймс», музей начинает расследование истории произведения (nytimes.com); (2) Лувр нанял искусствоведа и специалиста по искусству времен оккупации Франции в период Второй мировой войны Эммануэль Полак для уменьшения и снятия каких-либо потенциальных претензий со стороны наследников. Об этом см. на AI: artinvestment.ru.

3 Польша потребовала у России вернуть картины, вывезенные во время Второй мировой войны (golos-ameriki.ru).


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/law/20200312_law.html
https://artinvestment.ru/en/invest/law/20200312_law.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх