О контрабанде культурных ценностей
ARTinvestment.RU   16 июля 2008

Верховный Суд РФ разъяснил спорные вопросы квалификации дел о контрабанде, в т. ч. об ответственности за незаконное перемещение через границу культурных ценностей. Новая публикация ARTinvestment.RU в рубрике «Закон для коллекционера»

Верховный Суд РФ разъяснил спорные вопросы квалификации дел о контрабанде, в т. ч. об ответственности за незаконное перемещение через границу культурных ценностей.

В Постановлении № 6 от 27.05.08 Пленум ВС РФ, в частности, разграничил уголовные и административные правонарушения. ВС РФ напомнил, что в отличие от правонарушений в области таможенного дела, за которые предусмотрена ответственность по КоАП РФ, уголовная ответственность по ст. 188 УК РФ наступает:

  • при незаконном перемещении через таможенную границу РФ товаров или иных предметов в крупном размере (более 250 тысяч рублей). При определении размера контрабанды правоприменителям предписано исходить из регулируемых государством цен на товары либо устанавливать его исходя из фактической (рыночной) стоимости товаров на момент совершения преступления. Если таких сведений о цене товара нет, его стоимость может быть установлена на основании заключения экспертов;
  • если незаконное перемещение товаров или иных предметов совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов, средств таможенной идентификации, либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием;
  • при незаконном перемещении культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения, вне зависимости от их стоимости или количества. При этом важно, чтобы перемещение культурных ценностей происходило помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо было сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.

Под перемещением помимо таможенного контроля следует понимать любые умышленные действия по ввозу/вывозу товаров и иных предметов вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ, вне мест нахождения таможен, таможенных постов, вне времени их работы либо без разрешения таможенного органа, если международным договором России или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров без таможенного контроля.

Сокрытие от таможенного контроля — это любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение товаров либо утаить их подлинные свойства, количество. Например, когда под видом одного товара ввозится другой или при использовании тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды. Такие тайники могут как находиться в предметах багажа, одежды, так и оборудоваться на транспортных средствах. Сокрытием от таможенного контроля также является сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела.

Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации понимается:

  • предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения товаров, предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы;
  • использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации (указаны в ст. 83 Таможенного кодекса) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Недекларирование — умышленное незаявление при декларировании (например, в таможенной декларации) сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

Недостоверное декларирование — заявление заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и пр.

Рассмотрим уголовное дело, возбужденное по ч. 2 ст. 188 УК РФ в отношении гражданина, который не указал в декларации перевозимые из России на Украину церковные предметы, медали XIX — XX веков и монеты XVIII — XX веков. По приговору районного суда этот гражданин был признан виновным в контрабанде, осужден, а культурные ценности были конфискованы и обращены в доход государства.

Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены или изменения приговора. В надзорной жалобе осужденный просил отменить судебные решения, утверждая, что его действия не являются преступными, поскольку, во-первых, ограничение вывоза культурных ценностей касается только предметов, созданных более ста лет назад, и, во-вторых, стоимость вывозимых товаров не должна превышать 10 тысяч долларов США, а по заключению экспертизы историческая ценность перевозимых им предметов не превышает 500 долларов США. Надзорная инстанция эти доводы отклонила, указав, что денежная оценка незаконно перемещаемых предметов имеет значение при наступлении ответственности по ч. 1 ст. 188 УК РФ, в то время как гражданин был «осужден по ч. 2 ст. 188 УК РФ — за контрабанду культурных ценностей, не требующих оценки, для которых законодатель предусмотрел особый порядок перемещения в связи с их количественными и качественными показателями»1.

Но приговор был все-таки изменен. В материалах дела не было сведений, а в приговоре не было указано, что культурные ценности, изъятые у осужденного, являются орудием преступления и были добыты преступным путем. Президиум облсуда постановил возвратить осужденному культурные ценности как не подлежащие конфискации.

Отдельно ВС рассмотрел вопросы о контрабанде культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ. Суд подчеркнул, что к таковым относятся только движимые предметы художественного, исторического и археологического достояния народов России, указанные в Законе о вывозе и ввозе культурных ценностей. Сюда же включены и культурные ценности, не подлежащие вывозу. Их перечень установлен ст. 9 указанного Закона.

При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам предписано учитывать, что основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную границу РФ является свидетельство, выданное на основании решения уполномоченного федерального органа. Вопрос о принадлежности товаров или иных предметов, незаконно перемещенных через таможенную границу, к категории культурных ценностей должен решаться с учетом заключения экспертов и в соответствии с федеральным законодательством в области охраны объектов культурного наследия и контроля за их ввозом/вывозом. Кроме того, следует принимать во внимание, что заявленные к вывозу, временному вывозу, а также возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе. Эта экспертиза должна проводиться специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иными специалистами, уполномоченными на осуществление такой деятельности в соответствии с Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей.

ВС РФ напомнил, что по смыслу ст. 5 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей допускается временный вывоз таких ценностей (перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу с обязательством их обратного ввоза в установленный срок). Неисполнение обязанности возвратить на территорию РФ культурные ценности, составляющие художественное, историческое и археологическое достояние народов России и зарубежных стран, не является контрабандой (ведь культурные ценности вывозятся на законном основании), но образует состав другого преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ.

Источник: ARTinvestment.RU


1Постановление президиума Курского областного суда от 07.02.07. Возврат



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх