В преддверии Paris Tableau. Интервью с основателями Салона живописи старых мастеров
ARTinvestment.RU   08 октября 2014

Основатели Международного Салона живописи старых мастеров Paris Tableau («Пари Табло») ответили на вопросы нашего портала

13 ноября 2014 года во французской столице стартует четвертый Международный Салон живописи старых мастеров ParisTableau («Пари Табло», http://www.paristableau.com/). В этом году 26 галерей из Парижа, Лондона, Рима, Нью-Йорка, Цюриха и Амстердама представят на суд покупателей исключительную европейскую живопись, ограниченную периодом создания от средних веков до 1870-х годов. Французский Салон уже успел полюбиться российским коллекционерам. В этом году в Париж полетят целые группы из России. А пока завершается подготовка, ARTinvestment.RU задал ряд вопросов основателям ParisTableau Маурицио Канессо, Клоду Витте, Бобу Хабольду и Габриэлю Террадесу.

ARTinvestment.RU: В мире есть несколько профильных ярмарок старых мастеров. Почему вы решили создать именно свой Салон? В чем его ключевое отличие от конкурентов?

Mаурицио Канессо: Cоздавая Салон старых мастеров, мы задались целью показать всю важность и ценность работы маршана старого искусства. Мы хотели создать салон человеческих размеров. Наша особенность — это наличие на салоне исключительно живописи.

Клод Витте: На сегодняшний день, учитывая успех трех предыдущих мероприятий, можно сказать, что Салон достиг зрелой стадии. Посетители Paris Tableau поняли, что речь идет не об очередном арт-событии, а о Салоне, который организован, чтобы показывать исключительные произведения, редкие — в отличие от крупных мероприятий, ориентированных на то, чтобы представить максимальное количество вещей. Организаторы Paris Tableau считают общей задачей предоставить наилучший выбор для самой требовательной публики, будь то частные коллекционеры, музеи или государственные учреждения.

AI: Как сегодня чувствует себя рынок старых мастеров? Бытует мнение, что если на рынке модернизма и послевоенного искусства сегодня бум, то у старых мастеров цены растут плавно, а то и вовсе наблюдается затишье. По данным artprice.com, ценовой индекс старых мастеров и вовсе снизился в прошлом году на 20 %. Насколько это соответствует вашим ощущениям?

К. В. : Я не согласен с подобным утверждением. На самом деле стагнирует рынок вторичных и среднего уровня работ, в то время как спрос на знаковые работы высокого качества растет. Следует учитывать, что предложение картин высокого уровня уменьшается и не может ни при каких обстоятельствах понижать котировки, а наоборот. В статистике Artprice не учитываются такие критерии, как сохранность работы, подлинность, внутренняя ценность произведения. Бывает, что на десять работ одного и того же автора приходится, возможно, лишь одна, достойная внимания. И цель нашего салона представить именно эти лучшие вещи.

M. К.: На сегодняшний день существует тенденция разыскивать картины все более ценные, важных авторов, в отличие от менее знаковых художников. И все же рынок остается стабильным, несмотря на то, что некоторые музеи выложили невиданные ранее суммы за старых мастеров. Paris Tableau избрал для себя принцип играть только в высших эшелонах рынка. И об этом заботится наш особенно строгий экспертный совет.

AI: В России одна из проблем национального рынка искусства — дефицит качественного предложения. А насколько на вашем рынке чувствуется дефицит предложения?

M. К.:  Действительно, качественные работы редки. Нужно потратить немало времени и средств, чтобы их отыскать. Это долгосрочная работа маршана.

К. В. : Во Франции находится много коллекций, но наши галереи также много приобретают за рубежом в поисках исключительных работ. Этот рынок международный.

AI: Звучит, пожалуй, странно, но есть ли внутри рынка старых мастеров сегодня особо «модные» направления и художники, которые пользуются повышенным спросом?

M. К.: Я бы сказал, что да. В данный момент клиент ищет произведение с сильной энергетикой, скорее экспрессионистское, как, например, вещи караваджистов.

К. В. : Понятно, что с течением времени эволюционируют и вкусы. Вкусы коллекционеров XIX века или начала ХХ века не соответствуют сегодняшним. Но так же верно и то, что в целом рынок старой живописи не особо подвластен течениям моды.

AI: Можете ли назвать трех художников, работы которых, на ваш взгляд, недооценены и хороши для инвестиций?

M. К.: Среди итальянцев: Джакомо Черути, Алессандро Маньяско или же XVI век в целом.

Боб Хабольд: Среди французских: Николя Ренье, Франсуа де Номе и Луиз Муайон. Среди северных школ: Франс Снейдерс, Бартоломеус ван дер Гельст и Якоб Йорданс.

AI: По данным artprice.com, аукционный сегмент графики старых мастеров по объему в деньгах уже превзошел сегмент живописи старых мастеров. Почему графика вырывается вперед?

Габриэль Террадес: Сегодня существует большое количество коллекционеров (и частных собирателей, и музеев) старинного рисунка, а качественные вещи встречаются все реже. Ценителям, ищущим знаковые работы, приходится биться за них, и, таким образом, цены на них повышаются. В то же время, поскольку на сегодняшний день практически невозможно найти картины великих мастеров, в частности, итальянского ренессанса (Рафаэля, Микеланджело или Леонардо да Винчи), их редкие графические работы, оказавшись на рынке, становятся предметом ожесточенной битвы как коллекционеров рисунка, так и ценителей живописи старых мастеров.

M. К.: Это просто объяснить тем, что рисунков было создано гораздо больше.

AI: Как на вашем салоне организован экспертный отбор? В части подлинности вы полностью полагаетесь на галереи? Кто у вас в экспертном совете?

M. К.: У нас полнейшее доверие к нашим участникам и есть очень строгий экспертный совет, состоящий из хранителей музеев и историков искусства первой величины.

К. В. : В экспертный совет Paris Tableau входят хранители музеев, историки искусства, каждый из которых признан как специалист в своей области и не связан с Салоном. Ни один из участников рынка не участвует в экспертном совете, что обеспечивает полную прозрачность и беспристрастность решений. Что же касается участников Салона — к ним полное доверие, так как они отбираются на основе требовательности к своей работе. Наш экспертный совет — это гордость и ценность Салона.

AI: Если русский клиент хочет сделать экспертизу своего Брейгеля (одного из), то к кому ему стоит обратиться?

Б.Х.: Ни в коем случае не стоит полагаться на мнение лишь одного эксперта. Необходимо обратиться как минимум за двумя-тремя мнениями. К тому же это зависит от того, о котором из Брейгелей идет речь.

К. В. : Среди участников Салона есть несколько экспертов, способных дать такое заключение.

AI: Ваш Салон специализируется только на старых мастерах. Тем не менее у вас был опыт с Кунсом. Не думали ли вы о том, чтобы на принципиальном уровне перебросить мостик к современному искусству? Показать аудитории, что старые мастера — это стильно даже в сочетании с контемпорари?

M. К.: Мы показали коллекцию картин старых мастеров Джеффа Кунса. Он очень интересуется старой живописью в качестве источника вдохновения для собственного искусства, но также для образования своих детей. Таким образом, наш основной интерес — это старое искусство, но впоследствии мы не исключаем возможностей аналогичного сотрудничества.

К. В. : Подобный ход уже был использован не раз в большинстве существующих арт-мероприятий. Наша же цель сохранить уникальность и специфику Paris Tableau. Задача не в том, чтобы показать, что современная живопись хорошо сочетается со старинной (в этом нет сомнения), а в том, чтобы представить лучшее в нашей области специализации.

AI: Знаете ли вы русских специалистов и экспертов, чье мнение пользуется безусловным авторитетом в Европе?

M. К.: Мы знаем двух хранителей Эрмитажа в Санкт-Петербурге: Сергей Андросов и Ирина Артемьева.

AI: Чувствуете ли вы кризис, сказываются ли политические события на рынке? Какой вы даете прогноз на развитие ситуации?

M. К.: Из за кризиса клиенты стали еще более разборчивыми и требовательными.

К. В. : Рынок старой живописи без помех преодолевает все периоды и все кризисы. Работы, которые мы представляем на Салоне, были знаковыми уже в свою эпоху и в будущем останутся предметом вожделения и интереса со стороны будущих поколений коллекционеров. Мода не влияет на данный рынок, что делает его серьезным и здоровым.

AI: Есть ли на Салоне китайские покупатели? Насколько серьезен их интерес?

M. К.: На данном этапе мы не предпринимаем особых усилий для продвижения нашего Салона на китайском рынке.

К. В. : Китайские покупатели стали появляться на рынке старой живописи всего лишь в последние несколько лет. Насколько я знаю и слышал, они очень достойные клиенты.

AI: Какой вы дадите совет коллекционерам, впервые приезжающим на Салон? Как им спланировать визит? Сколько отвести времени на осмотр?

M. К.:  Paris Tableau — Салон человеческих размеров, который просто найти. Здесь невозможно потеряться. На мой взгляд, полдня будет достаточно, чтобы сделать первый круг по стендам.

AI: Есть ли VIP-прием и как на него попасть?

M. К.:  Да, мы организуем вернисаж, куда в основном приглашаем представителей музеев и наших клиентов.

К. В. : VIP-вернисаж состоится 12 ноября. Если российский клиент захочет его посетить, он может обратиться к нашему представителю в России Екатерине де Рошамбо — Лимонад, чьи контакты есть на нашем сайте paristableau.com.

AI: С какими минимальными деньгами стоит приезжать на ваш Салон?

M. К.: Я бы сказал, начиная от 10 000 евро.

К. В. : Очевидно, что качественная картина не может стоить дешево, но покупатели могут что-то найти начиная от 15 000–20 000 евро.

AI: Посоветуйте, какие еще выставки посетить в Париже в дни работы Салона?

M. К.: В музее Конде в Шантийи пройдет выставка «Фра Анджелико, Боттичелли. Найденные шедевры» (до 4 января 2015 года). Кроме того, нашим посетителям наверняка будут интересны следующие выставки:

  • «Перуджино, учитель Рафаэля» до 19 января в Музее Жакмар-Андре в Париже;
  • «Пармиджанино-рисовальщик» в Лувре;
  • «Борджиа и их времена. От Леонардо да Винчи до Микеланджело» в Музее Майоля.

К. В. : Недавно открывшиеся залы в Лувре, посвященные французской мебели XVII — XVIII веков, восхитительны. Ярмарка Paris Photo проходит в Париже в те же даты, что и наш Салон. Будет множество других выставок в дни проведения нашего Салона — например, крупная ретроспектива японского художника Хокусая.

AI: Почему именно Париж? Мы слышали, что во Франции существуют недружественные условия для ведения бизнеса, высокие налоги, избыточное регулирование со стороны государства? Или все неправда?

M. К.: Мы сделали ставку на Париж — самую посещаемую в мире художественную столицу. Исторически Париж был местом, где рождались и работали художники и антиквары. Иностранцы любят сюда приезжать, находить новые произведения и покупать. Большая часть приобретенных на Салоне работ идет на экспорт. Мы, таким образом, не платим НДС, что нам очень помогает.

К. В. : Париж, благодаря своей традиции города искусств, остается своего рода постоянным маяком для различного рода арт-событий. Страсть французов к коллекционированию является их второй натурой. И нам показалось очевидным, что организовать Салон следует в Париже, который остается увлекательным местом, полным достопримечательностей, и привлекает коллекционеров со всего мира.

AI: Почему старые мастера стоят намного дешевле Уорхола?

Б.Х.: Отчасти это можно объяснить тем, что сегодня многие покупатели искусства ищут в первую очередь инвестиционную привлекательность, приобретая громкие и ставшие широко известными имена. Ценность работы старого мастера менее очевидна — для того чтобы ее распознать, требуется потратить немало времени на изучение данной области. Это увлекательнейшее занятие, но сегодня время большая роскошь. Это влияет и на менее высокую стоимость старых мастеров, хотя, конечно, и здесь существуют исключения.

M. К.: Еще раз отмечу, что рынок старой живописи более стабилен и менее подвержен колебаниям и спекуляциям, чем рынок современного искусства.

К. В. : Старые мастера стоят дешевле Уорхола? Так пусть же коллекционеры этим воспользуются!

AI: Вопрос от шеф-редактора: не поменялось ли отношение французов к русским после взаимных санкций и событий, связанных с войной на Украине?

M. К.: Боже упаси! Искусство не имеет границ и позволяет, особенно во времена конфликтов и кризисов, объединять народы.

К. В. : Наши российские друзья — это одно, а политика — совсем другое!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/interviews/20141008_paristableau.html
https://artinvestment.ru/en/invest/interviews/20141008_paristableau.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх