Навстречу ярмарке BRAFA-2014. Советы коллекционерам из России
ARTinvestment.RU   19 ноября 2013

Интервью с президентом бельгийской ярмарки BRAFA Харольдом Т'Кинтом де Роденбеке и представителем BRAFA в России Екатериной Лимонад — де Рошамбо

Предстоящая 59-я ярмарка искусства BRAFA в Брюсселе, основанная Бельгийской ассоциацией антикваров, официально стартует 25 января 2014 года и продлится до 2 февраля. Но планировать поездку опытные люди советуют заранее. Искушенным коллекционерам лучше бы попасть на стенды на пару дней раньше. О том, какой в этом смысл и как это сделать, ARTinvestment.RU расскажут уже знакомые нашим читателям Харольд Т'Кинт де Роденбеке, бельгийский галерист и президент ярмарки BRAFA, а также представитель BRAFA в России Екатерина Лимонад — де Рошамбо.

ARTinvestment.RU: Прочитал, что с 2014 года вы решили переименоваться: BRAFA из Brussels Antiques and Fine Arts Fair стала просто Brussels Arts Fair. Почему вы избавились от слова «антикварная» в названии? Неужели предвидите сильный крен в сторону современного искусства? Вижу, что у вас там даже Баскию продают.

Харольд Т'Кинт де Роденбеке: С точки зрения разнообразия предложения никаких изменений не произошло. Наша ярмарка универсальная, поэтому современное искусство было в достаточной степени представлено и раньше. Просто предыдущее полное название было слишком длинным, с ним сложнее было работать в маркетинговом плане. А теперь стало коротко и ясно: BRAFA и все. А Брюссель в рекламе не нуждается. Галерей же, специализирующихся непосредственно на современном искусстве, на ярмарке совсем не много. Просто у нас распространена ситуация, когда «классические» галереи предлагают также и современное искусство.

AI: Как в этот раз обстоят дела с галереями, предлагающими русское искусство? Помню, ваша галерея в прошлом году продавала Сержа Полякова. А как в этот раз?

Х.Т.: Да, в прошлом году в моей галерее был очень хороший Поляков, я его быстро продал. Но вообще я продаю русское искусство по ситуации, когда нахожу что-то интересное. Например, в этом году у меня будет хороший Ланской. Что касается галерей с русским искусством в ассортименте, то будет, например, немецкая BRENSKE Gallery, которая предлагает очень хорошие иконы. На стендах других галерей также встречаются русские авторы Парижской школы.

AI: В списке достоинств ярмарки часто встречается упоминание о карте BRAFA Privilege? Что это за карта и какой пакет привилегий она предоставляет?

X.Т.: Физически это пластиковая карта, к которой прилагается специальный путеводитель. Он поможет людям не только посмотреть BRAFA, но и оценить богатейшее культурное наследие Бельгии. Эта карта дает преимущества при посещении музеев, публичных коллекций, ресторанов, проживании в отелях. Каждая галерея получает определенное количество таких карт для своих клиентов. Часть карт распространяют организаторы. BRAFA ведь каждый год заключает партнерские договоры с разными компаниями, чтобы посетителям выставки было приятно. Например, Брюссельские авиалинии предлагают 20 % скидки специально для посетителей BRAFA. У ярмарки есть специальные соглашения также и с отелями. Мы многое предусмотрели. В целом, максимум информации о скидках для приезжающих посетителей ярмарки есть на сайте brafa.ru, в том числе на русском языке.

AI: В 2013 году стенд стоил около 30 тысяч евро. А сколько будет стоить участие в BRAFA-2014? Подорожало?

Х.Т.: Цены не поменялись. При этом мы увеличили собственные траты для повышения комфорта приезжающих. Хочу напомнить, что BRAFA — некоммерческая организация, как и TEFAF, и Парижская Биеннале. Поэтому прибыль для нас не является целью. Наша цель — предоставить максимальное качество услуг в рамках нашего бюджета.

AI: Как часто русские галереи хотят участвовать в BRAFA?

Х.Т.: В 2014 году у нас участвуют две швейцарско-русские галереи: Kunstberatung и Fine Arts SVB. Обе специализируются на старых мастерах. Партнером и консультантом Kunstberatung является российский антиквар Андриан Мельников. А учредителем фонда Fine Arts SVB является Валерий Бабкин, который открыл сейчас в Петербурге очень серьезную выставку «Царство флоры», посвященную флористике во фламандской живописи.

В этот раз мы рассматривали несколько заявок от русских галерей. И можно сказать, отговорили их от участия. При этом дело было не в качестве предлагаемого ими материала, а сомнениях, что такие вещи у нас продадутся. А наша задача — создать условия, чтобы галерист на нашей ярмарке нормально наторговал, чтобы максимум галеристов остались довольны. Если мы видим, что представляемый материал вряд ли пойдет на нашем рынке, то мы галерею об этом честно предупреждаем и оставляем заявку без удовлетворения.

AI: Растут ли требования к уровню предлагаемых произведений в последние годы?

Х.Т.: BRAFA славится и без того очень жестким экспертным советом. Но на протяжении последних 4–5 лет качество представляемых экспонатов выросло настолько, что у экспертов на самом деле стало меньше работы. Но при этом по-прежнему есть сложные области, как, например, археология, с которой все гораздо сложнее, чем с современным искусством. Я думаю, что рост качества связан с тем, что каждый год мы отбираем лучшие галереи. И через рост уровня участников происходит рост класса предлагаемых на BRAFA вещей.

AI: Как европейский финансовый кризис сказывается на арт-рынке? Вы на себе его чувствуете? Стали ли коллекционеры меньше покупать?

Х.Т.: Я сам как галерист замечаю, что рынок поменялся. Клиенты не то чтобы меньше покупают, но они стали гораздо более привередливыми и требовательными. Им все чаще нужен только лучший период только первых имен. Но при всем при этом оборот моей галереи каждый год увеличивается, невзирая на кризис.

AI: Многие специалисты отмечают на рынке аномально высокую активность китайских покупателей. Удивительно, но даже в России за китайскими артефактами на том же Антикварном Салоне идет охота. А как на BRAFA? Замечаете наплыв покупателей из Поднебесной?

Х.Т.: На ярмарке всегда было представлено декоративно-прикладное искусство из Китая: предметы из драгоценных металлов, посуда, фарфор XVII — XIX веков, предметы археологии. Но не могу сказать, что китайских предметов на ярмарке становится больше. Скорее — индийских. Но вы правы: китайских посетителей на ярмарке становится больше. Знаю, что мы даже даем немного рекламы для китайского рынка. Но сказать, что мы развиваем отношения как-то стратегически, вряд ли можно. В частности, там у нас нет представителя, как в России. Вообще это очень большая и сложная по процессам страна. К слову, многие китайские покупатели зачастую предпочитают не приезжать на ярмарку, а совершать покупки через дилеров. Вот их приезжает много. Ну а и интерес китайцев вполне конкретный: они скупают произведения национального культурного наследия.

AI: Бытует мнение, что в последние 2–3 года, после резонансных историй от Pussy Riot до Arctic Sunrise, отношение к России в мире стало заметно хуже. И все это переносится и на отношение к русскому искусству. Есть такое?

Х.Т.: От политики я далек и никакого охлаждения к русским не чувствую. Если же говорить об отношении европейцев к русскому искусству, о каких-то тенденциях, то я могу отметить изменение отношения к русскому авангарду. После серии инцидентов клиенты стали побаиваться этого периода и требуют «железобетонных» доказательств подлинности. Особенно это актуально и оправданно в отношении вновь открытых и раскручиваемых имен в русском авангарде. Я не хочу называть этих имен, потому что с этим материалом работают другие галереи. Но, как абстрактный пример: появляются коллажи художника 1920-х годов, который стал известен на Западе относительно недавно, после падения берлинской стены. Коллажи — это такая вещь, которую теоретически можно изготовить и позднее. И покупателям разобраться с таким наследием, недавно появившимся на рынке, бывает довольно непросто. Им нужно время, а до тех пор отношение будет естественно настороженное. Но все это, конечно же, не относится к первым именам русского авангарда, к вещам с хорошим, документированным провенансом. Такие вещи крайне редки, и на них, как и раньше, сразу выстраивается очередь из покупателей.

AI: Рассказывали, что на TEFAF коллекционеры чуть ли не бегут к стендам галерей, как только перерезается ленточка. На BRAFA тоже есть такое?

Х.Т.: На TEFAF я тоже не помню, чтобы бежали. Но у нас коллекционеры так же приходят где-то за час до открытия, чтобы первыми попасть на интересующие их стенды.

AI: А разве до официального открытия у VIP-клиентов нет возможности посмотреть экспозицию?

Х.Т.: Под открытием я понимаю как раз тот самый вернисаж, который происходит в формате гала-ужина. Это мероприятие для избранных, самое престижное. На гала-ужин галерея-участник может пригласить лишь до 10 человек. Поэтому каждый год коллекционеры созваниваются со своими галереями и заранее договариваются о приглашении. Другой способ попасть туда — это быть представителем прессы и быть включенным в пресс-тур. Вообще же открытию выставки для широкой публики предшествует три уровня мероприятий. Самый узкий круг — это гала-ужин, на который галереи приглашают только по 10 своих клиентов. В этом году он состоится 22 января, и его участники первыми ознакомятся с экспозицией. Второй день перед официальным открытием, 23 января, отводится на предварительный показ для коллекционеров (collectors preview). Туда тоже приглашают только галереи, и обычно зовут тех своих клиентов, кого не смогли включить в список для гала-ужина. 24 января, пятница, — это вернисаж. Вернисаж — светское мероприятие, куда приходят, кстати, политики, известные бизнесмены, и главное — художники. 25 января состоится открытие для публики. На один из вернисажей всегда приходят представители королевского двора, потому что ярмарка находится под патронажем Королевы Бельгии. И не просто приходят, а сами покупают на BRAFA — для своих коллекций и для музеев.

AI: А что покупали представители королевской семьи? Есть какая-то открытая информация?

Х.Т.: Нынешняя королевская чета любит ювелирные украшения, они их покупают. Но какие именно предметы и у кого — обычно не афишируется. Несколько лет назад полотно бельгийского автора начала ХХ века было приобретено для музея Пятидесятилетия в Брюсселе.

AI: Как обстоят дела с тиражной графикой? Насколько широко представлен этот сегмент на BRAFA? И есть ли к нему рост интереса, которого мы ждем, но пока не дождались в России?

Х.Т.: На BRAFA предлагается довольно много тиражной графики. Этот сегмент довольно стабильный, я не сказал бы, что он растет. Все же на нашей ярмарке покупатели ищут в первую очередь оригинальные рисунки, а не тиражные вещи.

AI: С какими деньгами стоит приходить на BRAFA? На какой уровень цен можно рассчитывать?

Х.Т.: Могу рассказать на примере своей галереи, которая, конечно, тоже участвует в BRAFA. Например, у меня можно найти работы современных авторов и даже модернистов стоимостью от 1 000 евро. При этом основная масса работ на стенде будет в диапазоне 3 000–30 000 евро. Хотя, конечно, у меня и у многих коллег будут и работы, которые стоят от ста тысяч до полумиллиона евро. Словом, предложение — под любые запросы и на любой кошелек. Отмечу, что на BRAFA всегда бывают вещи и по несколько миллионов евро. Но даже если у коллекционера есть бюджет всего в 1 000–2 000 евро, то на BRAFA он найдет массу интересных предложений в ДПИ, фотографии и других сегментах.

AI: Чем отличается нынешняя BRAFA от предыдущей?

Х.Т.: В этот раз будет больше галерей, предлагающих произведения старых мастеров. Фламандцы, Золотой век — это ведь исторически наша тема, и в этом сегменте есть особенно качественное предложение. Поэтому неудивительно, что в этом году BRAFA приняла в свои ряды несколько сильных галерей, работающих на этом рынке. Кроме того, в этот раз будет сильнее, чем обычно, представлен дизайн XX века и стиль ар-деко.

AI: Если вы обычный коллекционер издалека и не приглашены на гала-ужин, то в какой день пошли бы на ярмарку?

Х.Т.: Можно приехать запросто и на неделе, уже после открытия ярмарки, спокойно походить по стендам, пообедать, получить удовольствие. Потому что в первый уикенд у нас конечно толпы народа. Но честно говоря, будь я на месте зарубежного коллекционера, обязательно постарался бы попасть на вернисаж. Напомню, что для этого нужно получить приглашение либо от галереи, либо написав письмо представителю BRAFA в России Екатерине Лимонад (у нее есть небольшой запас приглашений). И третий способ попасть на вернисаж — купить билет. Билеты очень дорогие, их мало, поэтому их можно рассматривать как вариант на самый крайний случай. Например, если приехал ваш гость издалека, а приглашения на него не оказалось. То есть покупка билета — это исключение из правил на случай, если нужно кого-то «спасти».

AI: Что еще в дни BRAFA посоветуете посмотреть в Брюсселе?

Екатерина Лимонад — де Рошамбо: Всего не перечислить. Но я бы советовала сходить на выставку частного фонда современного искусства в Брюсселе, который основали французские коллекционеры Солаж (maisonparticuliere.be). Еще 6 декабря в Брюсселе открывается новый музей искусства модерна fin de siecle (fine-arts-museum.be). В дни ярмарки, 29 января в центре искусств Bozar (bozar.be) откроется ретроспектива испанского художника Франсиско Сурбарана. Те, кто приедут на BRAFA заранее, успеют на выставку нидерландского живописца XV века Рогира Ван дер Вейдена, которая 26 января закрывается в Королевском музее Бельгии (fine-arts-museum.be). А в Museum Leuven (mleuven.be) в эти дни можно будет посмотреть выставку «фламандского Рафаэля» — художника эпохи Возрождения Михиля Кокси. Это, конечно, лишь малая часть возможной программы для планируемого визита, в Бельгии очень насыщенная культурная жизнь.

Кстати, непосредственно на площадке BRAFA будет представлена очень любопытная экспозиция. Почетный гость ярмарки в этом году — Королевский Музей Центральной Африки, лучший в мире в своей области. Несмотря на то что примитивное искусство в нашей стране не популярно, проследить его влияние на знаковые произведения ХХ века всегда интересно и познавательно.

AI: Подведем итог. Правильно я понимаю, что последовательность действий для русского коллекционера, собравшегося на BRAFA, должна быть следующей: зайти на сайт, прочитать информацию о скидках на отели и билеты, зарегистрироваться, потом связаться с галереей или представителем в России на предмет получения приглашения на вернисаж?

Х.Т.: Да, верно. Еще на сайте можно купить билет на BRAFA в режиме онлайн. Речь идет о билете на обычный день, а не на вернисаж. На сайте в любом случае он стоит дешевле.

AI: Коллекционеры во всем мире — люди рачительные, им будет полезно знать. Спасибо за добрые советы, и удачи вам на ярмарке.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх