СВЕШНИКОВ Борис Петрович (1927–1998) Эхо. 1990
Текущая ставка
100 000 RUB
Окончание торгов
27 Янв. 2017 12:00:00
ГАПОНОВ Илья Владимирович (1981) Терриконовая пустынь. 2016. Ассамбляж
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
27 Янв. 2017 12:00:00
ФИРСОВ Алексей Валентинович (1966) Без названия (Зимний пейзаж с домом). Ок. 1994
Текущая ставка
1 500 RUB
Окончание торгов
27 Янв. 2017 12:00:00

Концептуалист Андрей Монастырский. Аукционные цены
ARTinvestment.RU   22 сентября 2015

Впервые на нашем AI Аукционе № 96 выставлена работа из серии «Золотые линии» ключевой фигуры московского концептуализма

Андрей Монастырский — это легендарные «Коллективные действия», «поездки за город», Клуб авангардистов (КЛАВА), Московский архив нового искусства (МАНИ), «Каширское шоссе», литература, авангардные объекты и акции.

Андрей Викторович Сумнин (1949, Монастырский — псевдоним) — ключевая фигура московского концептуализма — новаторского философского и художественного движения, возникшего в СССР в 1970-х годах. Концептуализм тогда жил в режиме сугубо «для своих», для узкого круга подготовленных людей. Тем более удивительно, что именно концептуализм, впервые после русской иконы и русского авангарда начала XX века, стал одним из редких направлений, получивших признание на Западе — в качестве важного вклада нашего искусства в историю искусства мирового.

В последние лет десять в России была проведена колоссальная работа по популяризации идей и наследия московского концептуализма 1970–80-х годов. Благодаря издателю Герману Титову в серии «Библиотека московского концептуализма» были опубликованы ключевые теоретические работы самого Монастырского и его коллег по «Коллективным действиям». Был перезапущен выставочный процесс. В 2010 году в Московском Музее современного искусства прошла ретроспективная выставка «Андрей Монастырский». А 2011 году Андрей Монастырский был выбран художником русского павильона 54-й Венецианской биеннале. Казалось бы, вот оно признание, что еще нужно? Но, увы, просветительской работы осталось все еще непочатый край. Уж больно сложный материал для понимания публики. А для рыночного оборота и подавно.

Объясню, в чем дело. Новаторство философских идей, теоретические разработки и их документация — это архиважно. Но циничный рынок работает не с идеями и смыслами, а с физическим «материалом». Для продажи нужны артефакты: объекты, инсталляции, рисунки, картины. А с этим у концептуалистов оказалось туго. Существуют, конечно, опорные объекты музейного уровня — например, «Пушка» Монастырского 1975 года или «Палец» 1978 года. Но подобные вещи можно пересчитать по пальцам. А нужно много, очень много. Вообще, многие новаторы философского склада не создали богатого массива артефактов, не включили «фабрику», не запаслись «тиражкой». Парадокс: имена есть, а продавать нечего. Например, много ли вы видели продаваемых работ Олега Кулика? Днем с огнем не найти. А уж Монастырского — и подавно. Для сравнения: у Йозефа Бойса (тоже художник сильно «не для всех») зарегистрировано почти 6 000 аукционных событий. А аукционная статистика по Монастырскому насчитывает всего лишь три эпизода. Три! Так что перечислить их все много времени не займет.

Аукционный дебют состоялся в 2006 году. Одна из самых известных инсталляций Монастырского, «Ветка», была выставлена на Sotheby’s с оценкой $30 000–40 000. К сожалению, «музыкальный инструмент одноразового использования для получения звука разматывающегося скотча» в тот раз не был продан. Что для меня необъяснимо и пусть не разрушает, но подмывает версию о признании на Западе. Может, просто тогда было рано? Да вроде нет: до венецианской биеннале оставалось всего 5 лет. Рационального объяснения нет, всякое бывает. И вообще по одному эпизоду выводы делать опрометчиво.

Тем более что дальше все пошло уже результативно. В 2008 году фотоколлаж «Верблюд» на «Совкоме» ушел за $5 900 — втрое выше эстимейта.

И наконец, в 2013 году на Sotheby’s эстамп «Фонтан» (по мотивам известной инсталляции Монастырского) был продан за внушительные $20 180.

Надеюсь, в конце этой недели к перечисленным аукционным результатам прибавится еще один. На нашем AI Аукционе № 96 выставлена работа из серии «Золотые линии» 2006 года с авторской подписью. Работы этой серии находятся в музейных коллекциях (я видел их в Московском музее современного искусства) и неоднократно экспонировались на выставках.

В финале традиционно рассмотрим плюсы и минусы приобретения работ Монастырского.

В пользу покупки работают международное значение, известность на Западе, включенность в аукционный оборот (национальный и международный), доступные цены (на бешеные сотбисовские рекорды внимания не обращайте), а также большое количество русскоязычной и англоязычной литературы, благодаря которой изучение философской природы покупки принесет особое удовольствие.

Ну, а среди ограничителей для коллекционирования стоит отметить недостаточное предложение, малый выбор работ, концентрацию на тексте и отсюда обычно низкую визуальную привлекательность коллекционного материала. В целом концептуализм — это по-прежнему тема для знатока, не массовая, материал для особо прогрессивных коллекционеров. Впрочем, а когда с авангардом было легко?

Что рекомендуем почитать:

Андрей Монастырский на сайте «Московский концептуализм»;

«Персональная выставка Андрея Монастырского в ММСИ»;

«Ретроспектива Андрея Монастырского на Гоголевском, 10». Фоторепортаж на форуме AI.

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20150922_monastyrsky.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20150922_monastyrsky.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

Наверх