ИШИН Александр Владимирович (1941–2015) После бани. 2010
Текущая ставка
19 500 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00
ПОВЗНЕР Лев Александрович (1939) Без названия (Ангел). 1992
Текущая ставка
21 500 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00
ПРОКОФЬЕВ Алексей Матвеевич (1859–1925) Первый снег. 1906
Текущая ставка
65 000 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00

Инвестиции в русскую концептуальную фотографию
ARTinvestment.RU   18 ноября 2010

В поисках новой художественной формы концептуалисты расширили рамки иллюзорного пространства, соединив изображение и слово в одном кадре

Русская концептуальная фотография — уникальное направление, появившееся в 1980-е годы. В поисках новых средств выражения, фотографы поняли невероятную силу визуального ряда, прокомментированного словом: предметы на фотографическом снимке должны восприниматься не как объекты реальности, но как понятия об этих предметах. В появляющихся смысловых связях и заключается значимость той или иной работы.

В 1980-х фотография обратилась к городской культуре, а с ней — к уличным вывескам, лозунгам, плакатам и рекламным щитам, в которых слово решает особую задачу — комментирует не сюжет, а идею произведения, концепцию автора. Поэтому за такими фотоснимками закрепилось название «концептуальная фотография».

На снимке фотохудожника Владимира Куприянова (род. 1954) «Не отвержи мене от лица Твоего» конкретный кадр сопоставляется с отвлеченной подписью. Фотография разделена прямыми линиями на несколько частей, фраза расположена под фотоснимком и так же разделена на фрагменты. Изображение соотносится с подписью, между ними появляется смысловое пространство, зрителю предлагается некий концепт автора, в котором можно увидеть обращение к истории, сопоставление прошлого и настоящего этих людей. Стоит обратить внимание, что снимок сделан в 1990 году — в то время, когда страна выбирала свой путь. Значимость фотоработы была оценена по достоинству: в 2008 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне фотография была продана за 70 100 фунтов стерлингов.

Разделение на фрагменты — характерная черта концептуальной фотографии. Зрителю предлагается рассматривать фотографию от частного к целому и наоборот. К примеру, серия известного современного фотографа Игоря Мухина (род. 1961) «Фрагменты советской наглядной агитации» состоит из фотоснимков памятников и досок почета СССР. Серия повествует об угасающей советской пропаганде. На фотоснимках мы видим преисполненные гордости лица людей, но сами доски почета выглядят устаревшими и обветшалыми, что говорит об истинном положении в стране, заставляя домысливать несказанное.

В 1980-е годы фотографы начинали снимать реальную, неидеализированную жизнь в стране; в поиске сюжета стали обращаться к различному материалу, который раньше был под запретом. Во время перестройки произошел переворот в сознании. Люди начинали анализировать действительность в истинном, неприкрашенном виде. Это не могло не отразиться на фотографии.

Известным мастером концептуальной фотографии и летописцем угасания советской империи считается Борис Михайлов (род. 1938). С 1970-х он снимал повседневную жизнь людей. В концептуальных сериях фотографий «Лурики», «Красная серия» и «Соц-арт» Михайлов с помощью подкрашивания снимков красным цветом создавал контекст ситуации. Концептуализм просматривается и в ранних работах Михайлова, в частности в фотосерии «Наложения». Автор соединяет не связанные между собой текст из школьных тетрадей и изображение. В результате фотоснимок приобретает новую художественную форму, а вместе с ней и особый смысл.

Ярким представителем концептуализма можно считать художника Вадима Захарова (род. 1959). Основой его творчества стали инсталляции и перформансы. К примеру, «Пять фотографий, документирующих перформансы художника» составляют фотоснимки с подписями автора, в которых произведение представляет действия художника. На аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2008 году эта фоторабота была продана за 7 500 долларов. В 2009 году Вадим Захаров стал лауреатом Премии Кандинского в главной номинации конкурса, «Проект года», за инсталляцию «Гарнитур Святой Себастьян».

В серии фотохудожника Вадима Гущина (род. 1963) «Страницы армейского дневника» основной темой является будничная воинская жизнь. Но автор показывает ее специфическим способом: отрывки служебных инструкций составляют словесное сопровождение снимков. Тем самым в фотоизображении человеческие фигуры контрастируют с текстом о жестком армейском распорядке. Любительские кадры включены в технический текст. Автор пытается показать не героев страны, а обычных парней, несущих службу, о чем свидетельствуют различные надписи, например «Гарик, Серега и Шафиков». В данном случае надписи, знаки и символы, как слово в концептуализме в целом, создают некую ситуацию, в которой существует изображение.

Снимок художника Александра Косолапова (род. 1943) из серии «Мать-Россия» также можно считать хорошим примером концептуализма в русской фотографии. Косолапов — представитель соц-арта; прежде всего он известен своими скульптурами, объектами и инсталляциями на тему стереотипов социализма («Ленин Coca Cola», «Микки-Ленин» и т.д.). Эта фотография появлялась на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2008 году. Хотя она и не была продана, предлагалась с эстимейтом 10–15 тысяч долларов.

Фотография другого концептуалиста и художника Игоря Макаревича (род. 1943) «Метаморфозы (Автопортрет)» была также оценена в 10–15 тысяч долларов и при этом продана в 2007 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 30 тысяч долларов.

Русская концептуальная фотография занимает особое место в истории русского фотоискусства. Фотоснимки известных концептуалистов все чаще появляются на аукционах. Если вы собираетесь пополнить коллекцию произведениями концептуальной фотографии, покупая их на открытых торгах, следует планировать бюджет из расчета 4–40 тысяч фунтов за произведение. Фотографии Бориса Михайлова в 2009–2010 годах предлагались на различных аукционах (Phillips de Pury, «Золотое Сечение» и др.) в диапазоне 3–7 тысяч фунтов стерлингов. Аукционные продажи Владимира Куприянова можно пересчитать по пальцам одной руки: три предложения, из которых два не завершились продажей (тем не менее фотографии были оценены в 4–6 тысяч и 30–50 тысяч фунтов стерлингов в 2009 году) и рекордная цена фотоснимка «Не отвержи мене от лица Твоего», превысившая эстимейт почти в два раза.

Пока можно сделать вывод, что русская концептуальная фотография имеет большой потенциал. Значительная часть фоторабот инвестиционного класса находится в зоне высокой ценовой доступности и может стать весомой частью коллекции русского концептуального искусства.

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20101118_conseptual__photo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20101118_conseptual__photo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх