- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Фильмы: «Последний Вермеер»
ARTinvestment.RU 12 марта 2021
Псевдодокументальный фильм, который сделал стрит-арт из маргинального течения частью мирового рынка современного искусства
«Последний Вермеер» (Оригинальное название: TheLastVermeer)
Режиссер: Дэн Фридкин
год выхода: 2020
118 мин.
кинокомпания: SonyPictures, США
Из сотен тысяч предметов искусства, реквизированных (то есть отобранных у законных владельцев) нацистами в одной только Европе в годы оккупации, к сегодняшнему дню найдено и возвращено порядка 70 %. Оставшиеся работы — поле для исследований, поиска, дискуссий, восстановления справедливости… и афер. Счастливая семья, получив по реституции случайно обнаруженную работу, порой забывает не только о памяти предков, но и о проверке подлинности, относит на ближайший аукцион и — пополняет мировой оборот подделок. На этом злоключения неаутентичной работы не заканчиваются: новый владелец, сомневаясь в ее происхождении, не рискует обращаться в экспертную лабораторию — затаив дыхание, он ждет, когда представится возможность продать ее самому. Увы, это правда: в большинстве случаев коллекционеры знают о подделках предметов искусства в своих собраниях, но молчат, чтобы те не потеряли ценности, а сам владелец — своего статуса. (В отдельных случаях выявленная коллекционером подделка занимает место в дальнем пыльном углу без шансов выбраться оттуда при жизни владельца, однако дальнейшая ее судьба непредсказуема.)
Однако бывает, что в подделке предметов искусства признаются добровольно, причем именно их создатели. «Последний Вермеер», основанный по большей части на реальных событиях, рассказывает как раз о таком историческом разоблачении. Поруганный критиками талантливый живописец Хан ван Меегерен официально забросил творчество, сосредоточившись на арт-дилерстве, и стал продавать работы старых мастеров. Ни у кого не возникло сомнений, что автором большинства произведений был он сам: художник не копировал существующие полотна, а создавал новые, в стиле фламандских мастеров. Затем при помощи друзей-искусствоведов работы уверенно проходили атрибуцию (благо подлинное фламандское искусство в Нидерландах середины XX века обнаруживалось на каждом втором чердаке и пристального внимания не вызывало) и продавались. Особого совершенства ван Меегерен достиг в подражании Яну Вермееру — некоторые из шести его полотен в стиле живописца до сих пор находятся в собраниях ведущих мировых музеев, выставляясь в качестве образца идеальной подделки (правда, музеи, в частности Национальная галерея Вашингтона, заплатили за них немалые деньги, считая подлинниками).
С началом нацистской оккупации Нидерландов ван Меегерен своего занятия не прекратил — наоборот, сформировал несколько коллекций для высоких чинов Третьего Рейха. В том числе продал Герману Герингу «своего» Вермеера за сумасшедшие в то время деньги — 1,6 миллиона гульденов ($1,82 млн в 1943 году или чуть более $27 млн сегодня). Для сравнения: на момент продажи работы самой высокой ценой, уплаченной за предмет искусства на аукционах, были $385 тыс. за работу Pinkie Томаса Лоуренса — и состоялась эта продажа еще в 1926 году! Факт сотрудничества с режимом плюс полученный доход, размещенный в виде более полусотни домов по всей стране, заботливо переписанных на бывшую жену, стал причиной внимания к ван Меегерену-дилеру по окончании оккупации — власти не замедлили прийти к нему за объяснениями. Тогда-то и выяснилось, что перед ними — ван Меегерен-художник, самоотверженно боровшийся с нацистами с помощью своих подделок, ослабляя кассу Рейха, так сказать. «Ну, это другое дело!» — заявил суд, и вместо причитающейся смертной казни за коллаборационизм дал художнику 12 месяцев за фальсификацию. Собственно, это и весь сюжет: «Последний Вермеер» воспроизводит исторические события достаточно точно (с отдельными незначительными отклонениями). Правда, забыли упомянуть о реакции Национальной галереи Вашингтона на обнаруженную подделку. А она была весьма громкой и нецензурной, следует сказать.
Если вы думаете, что, рассказав канву фильма, мы убиваем для читателя интригу, — вы ошибаетесь: одним фильм покажется нудным и без пересказа содержания, другим — вполне интересным из-за исторической подоплеки, связанной с миром искусства. Правда, Хан ван Меегерен в исполнении сбрившего брови Гая Пирса получился уж очень картинным и восковым — совсем как Пуаро у Кеннета Браны в последнем варианте «Убийства в Восточном экспрессе». Право же, истинные гении любят искусство чуть больше, чем самих себя. Тем не менее картину в очередной раз спасают цитаты. Традиционно для рецензий AI приведем несколько из них:
Все что ты видишь — было украдено. Я должен выяснить, кто украл искусство и продал его нацистам. Главное — чтобы не влезло министерство юстиции: у них свои цели.
Я бывал на открытии выставок: шампанское, форель, ужасные картины.
В этом письме владелец галереи сообщает, что Вы подтвердили провенанс картины Вермеера — и тогда Геринг согласился ее купить.
Война была к Вам милостива. Мне посчастливилось продать серию фламандских примитивов до начала столкновения.
Это доказывает, что иногда и у свиней есть вкус. И слишком много денег.
Вы думаете, что ведете <уголовное> дело об искусстве — но его суть в деньгах и власти.
Каждая из картин Вермеера стоит состояние, и знаете почему? Все решает так называемый эксперт, критик. Он объявляет: это гениально, это важно, это — искусство. Так рождается легенда, и далее она растет.
Богатые купцы желают стать культурными и покупают искусство, а музеи — борются за право повесить его на свою стену. Это бесконечный процесс.
На полотно я перенес свою душу, вырвав совершенство у богов!
<Перед первой выставкой> Все гудели от предвкушения: родился новый художник, появился новый голос… Но критики были непреклонны: они заявили, что моя глубинная попытка лишена чувства, не оригинальна и совершенно бездушна. Они хотели не просто уничтожить меня — а смолоть мои кости в муку. Почему? Я не сумел должным образом выслужиться перед ними.
Это человек — самый ничтожный из всех критиков. И одновременно — директор художественного музея в Роттердаме. До сих пор не пойму, как так вышло.
Нельзя говорить, что война пошла рынку на благо… но ведь могут найтись и другие старые шедевры!
— Что Вы пишете?
— Свою свободу. Мой предмет мне пока не ясен.
Эксперты проверяют подлинность спиртом. Этот процесс можно обмануть.
— Как вы отличаете подлинник от подделки?
— С помощью интуиции. И тщательного анализа техники, композиции и колористики.
Я изучил все мазки Вермеера, я прекрасно знаю, с какой силой он давит, как движется рука, из какого материала были его кисти. Я прекрасно знаю, как он смешивает пигменты и как интерпретирует свет.
Я должен сплести настоящее и прошлое, чтобы зритель стал моим соучастником. Не только обмануть разум — но ударить в самое сердце. Поэтому торговцы ценят искусство так высоко: они платят, чтобы обрести частичку неиспорченной души.
Все великие художники храбро прошли через костер критиков и не верящее в них стадо — а после заняли место в истории.
Бог дал вам величайший талант в мире. А вы растратили его впустую — потому что не осмелились пройти через костер.
В последнее десятилетие мы привыкли к тому, что любая кинокартина, получающая международный прокат, содержит в себе определенный скрытый посыл. «Сказка — ложь, да в ней намек»: что собирался транслировать Запад через неофициальный, но мощнейший, канал киноиндустрии? Печальный итог всех коллаборационистов, которых расстреливают в кадре при каждом удобном случае? Важность реституции как способа переписать историю, начав «мирную» главу с чистого листа? Последний вариант изрядно подпортили… власти самих Нидерландов, уже после выхода фильма отказавшие в реституции работы Василия Кандинского наследникам прежнего владельца. Официальная причина — подозрение в том, что живопись была продана оккупационному режиму добровольно с целью обогащения.
P.S. По статистике, за полгода, прошедших с момента выхода фильма, в мире создано около тридцати высококлассных подделок старых мастеров, а больше сотни ныне живущих художников дописали к своим успешным сериям новые работы, поставив дату задним числом. Что есть бóльшее зло — ответить затруднимся.
https://artinvestment.ru/invest/events/20210312_Movie_Vernmeer.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210312_Movie_Vernmeer.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"