Литература: Филипп Хук. Завтрак в галерее аферистов
Две книги канадского экономиста и писателя AI объединил в одной рецензии
Автор: Филипп Хук
Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я (оригинальное название: BreakfastatSotheby's: AnA-ZoftheArtWorld)
Год издания: 2014
Объем: 368 страниц
Издательство: PenguinBooks, Великобритания
ISBN: 9780718192457
Галерея аферистов. История искусства и тех, кто его продает (оригинальное название: Rogues' Gallery: A History of Art and its Dealers)
Год издания: 2017
Объем: 288 страниц
Издательство: Profile Books, Великобритания
ISBN: 9781781255704
Знали ли вы, что через хранилище одного из крупнейших аукционных домов проходит основная труба городской канализации? И эту проблему юристы и страховые компании не могут решить уже более полувека. А о том, что поп-звезда предлагала другому аукционному дому любые деньги за то, чтобы накануне торгов тайно побыть наедине со скульптурами античных мальчиков? Возможно, вы слышали о любимом приеме менеджеров топ-галерей по увеличению клиентской базы: позвонить чужим клиентам и сообщить, что их коллега умер, — и тут же договориться с коллекционером о продаже, в то время как «покойный» вышел за кофе в ближайший «Старбакс».
Вполне допускаем, что вы могли об этом знать и раньше, но точно не из книг Филиппа Хука, призванных показать изнанку аукционных домов и частного рынка галерейных продаж. Несмотря на претенциозные названия — «Завтрак у Sotheby’s» и «Галерея аферистов» — информация в них юридически причесана и корпоративно-безобидна. В жизни Хука случилось два ключевых поворота: в молодости он перешел из частного арт-дилерства в мир публичных продаж Christie’s, а спустя 20 лет сменил аукционный дом на его главного конкурента, Sotheby’s, и проработал в нем в должности одного из директоров более 40 лет. Последнее место работы британец и вынес в заглавие, хотя правильнее было бы написать: завтрак у Christie’s, ужин у Sotheby’s.
После кризиса 2008–2009 годов арт-рынок заново набирал обороты, руководствуясь методичкой Дона Томпсона о том, как одновременно ненавидеть и любить современное искусство. При этом регуляторы (топ-продавцы) рынка ясно понимали, что одной «маринованной акулой» покупатель долго сыт не будет и ему нужно подбросить очередной бестселлер. Эту роль блестяще исполнила книга Филиппа Хука, который был идеальной кандидатурой для «разоблачителя» закулисных маневров и интриг: достаточно вспомнить, что в качестве главы отдела искусства XIX века Christie’s в 1987 году британец осуществил рекордную на тот момент сделку с искусством — продал «Подсолнухи» Ван Гога за $39,9 млн (вскоре после этого Sotheby’s его и пригласил. Повторения рекорда, впрочем, пришлось ждать долго: «Шагающий человек» Джакометти за $103,7 млн был продан под пристальным взглядом Хука аж в 2010 году).
«Завтрак у Sotheby’s» — это почти идеальная энциклопедия арт-рынка: каждая из пяти логических частей содержит свои мини-статьи в алфавитном порядке. Однако и общая теория рынка, и карьера художника, и экспертиза в книге Хука изложены с единой целью — рассказать, за счет каких приемов аукционные дома играют на тонких струнах души коллекционера, заставляя того расставаться с деньгами. При этом искренняя любовь автора к предмету (Филипп Хук прежде всего искусствовед) заставляет верить написанному, а дозированные «разоблачения» рынка делают его в глазах читателя лишь привлекательнее. Вторая книга — «Галерея аферистов», вышедшая спустя 3 года, — построена уже по-другому: это хронология создания частного арт-рынка в Европе с последующей миграцией в США. Тем не менее главный герой у Филиппа Хука во второй книге не поменялся — это по-прежнему предметы искусства, а не их продавцы.
В идеале читателю необходимо прочесть оба издания, чтобы понимать структуру арт-рынка и его деление на публичный и частный сегменты. А читая, держать в голове, что главное соперничество происходит не между компаниями-продавцами, а внутри них, между сотрудниками. Но об этой стороне правды ему никто и никогда не расскажет.
P. S. Обе книги доступны и в русском переводе, но AI рекомендует читать их в оригинале.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20200902_literature.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20200902_literature.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.