Лучшие художники граффити в Москве. Гигантские росписи у площади Курского вокзала
Звезды современного стрит-арта говорят о космосе, дружбе, мире, новых смыслах и будущем. Сейчас на здании торгового центра «Атриум» в Москве создано уже пять монументальных граффити — муралов. И будут еще
В арт-пространство уличного искусства под открытом небом на наших глазах за лето превратился торговый центр «Атриум» напротив Курского вокзала. Известные граффити-райтеры работают в рамках проекта ARTRIUM. Уже сейчас, к первой половине августа, на фасадах появились работы шести известных граффити-райтеров: Покраса Лампаса (куратор проекта, Россия), Фелипе Пантоне (Felipe Pantone, Аргентина — Испания), Тристана Итона (Tristan Eaton, США), Бена Эйна (Ben Eine, Великобритания), Харифа Гузмана (Венесуэла — США) и WK Interact (Франция — США). Позже свои росписи создадут американские художники Futura (Futura 2000), группа стрит-художников FAILE и знаменитый британец D*Face. Ранее среди художников проекта был заявлен Шепард Фейри (Shepard Fairеy) — автор плаката Barack Obama-HOPE, но на сегодняшний день его участие вызывает сомнение. Стоит отметить, что ни один из райтеров не публикует эскизы будущих росписей ТЦ, но зато жители и гости столицы могут воочию наблюдать этапы создания крупномасштабных произведений.
Для привязки к местности, глядя со стороны Садового кольца, примем условно за начало осмотра левый фасад «Атриума», расписанный Фелипе Пантоне, и дальше обойдем здание «Атриума» по часовой стрелке.
Филипе Пантоне (Felipe Pantone — Pant1)
Аргентино-испанский художник Фелипе Пантоне начал рисовать граффити с двенадцати лет. Сейчас ему немного за тридцать. Он не самоучка: окончил Валенсийский университет (Испания) по программе «Изобразительное искусство». В международном сообществе граффити-художников Пантоне получил известность под псевдонимом Pant1. Сегодня его работы можно найти по всему миру. Одна из самых известных — роспись большого моста через реку Гуадальмедина, сделанная в 2015 году для фестиваля «Maus» в Малаге (Испания).
Пантоне считается представителем новой культуры стрит-арта, художники которой больше не ограничиваются открытыми пространствами, они переросли романтику улиц и площадей. Современные известные граффити-райтеры выполняют фрески внутри помещений, создают станковые работы (картины и скульптуры), а также делают монументальные инсталляции.
Пантоне создает свои произведения — футуристические с психоделическими акцентами, активно пользуясь современными высокими технологиями и возможностями Сети.
Двигаемся дальше по часовой стрелке. Первая на задней стене торгового центра — большая роспись Тристана Итона.
Тристан Итон (Tristan Eaton)
Тристан Итон родился в Лос-Анджелесе в 1978 году. Как большинство стрит-арт художников, рисовать на улице начал еще подростком. В 18 лет разработал свою первую игрушку для известного бренда Fisher-Price (неожиданный поворот, да?). Международную известность в качестве дизайнера детских игрушек получил, сотрудничая с компанией Kidrobot — производителем авторских игрушек и одежды. Тринадцать игрушек Kidrobot (совместная разработка с Полом Будницем) в конце 2007 года были приобретены Нью-Йоркским MoMA.
Известность в стрит-среде Тристану Итону принес проект L.I.S.A. (Little Italy Street Art) на Манхэттене. В 2004 году Тристан Итон открыл в Нью-Йорке агентство Thunderdog Studios. В числе клиентов и покупателей художника упоминаются Nike, Versace и даже Барак Обама.
Крупномасштабные граффити Тристана Итона можно увидеть в десятках городов по всему миру: от Парижа до Шанхая. А теперь и в Москве. Выходящих с «Курской кольцевой» или из здания вокзала встречает исполинский космонавт в скафандре с подписью: «Продолжать бороться».
Космонавт Итона — портрет-шарада, коллаж поп-образов, надписей, фактур. Там можно разглядеть русское слово ПРАВДА и английское STRIKE («забастовка»). А еще там есть монохромная Мэрилин, золотые цепи, старые орбитальные станции, стилизация логотипа советской космической программы «Интеркосмос» и третий глаз.
Как это понимать? В одном интервью художник говорит, что этой работой он хотел посодействовать дружбе между США и Россией, поэтому перед ним стояла задача найти общее и прекрасное у двух стран. Нашел. В космической программе. Отсюда — образ космонавта, в контуре головы которого размещены символы двух стран. Одни считываются сразу, а другие надо еще разглядеть и разгадать. По ощущениям, символов Америки в изображении меньше, чем русских. Тема космоса раскрыта сполна, а вот «дружбы» если и звучит, то как-то очень отдаленно. Скорее, там можно увидеть Человека Будущего, пока что сдерживаемого цепями, но следящего за нами и мысленно повторяющего: «Продолжать бороться»…
Хариф Гузман (Harif Guzman — HACULLA)
Харифу Гузману, рисунками которого расписана въездная группа подземной парковки «Атриума», сейчас 40. Родители привезли его из Венсуэлы в США в пятилетнем возрасте. Так что Нью-Йорк для него суть родной. Город, по словам Гузмана, стал для него холстом и вдохновением. Художник слывет кутилой, знатоком ночной жизни. В его мастерской собирается богема, художники, модели. Любит собак, использует их фото в своих коллажах, да и сам растит мопса. Его уличным псевдонимом Haculla назван модный бренд городской одежды (в ее дизайне используются его персонажи и рисунки). В общем, известный человек не только в пределах Садового кольца. В граффити-стиле Гузмана есть несколько «фишек». Первая — использование техники фотоколлажа в своих работах. У граффитчиков это редкость, а у Гузмана — излюбленный прием. Возможно, страсть к коллажу и использованию репродукций обусловлена его долгой работой в типографии. Его отец занимался издательским делом, и художник хорошо знает производственные процессы в печати. Как бы то ни было, но теперь в его композициях тут и там появляются дамы в неглиже — то ли из глянцевых журналов, то ли из фильмов для взрослых. Вторая «фишка» Гузмана — использование стилизованных изображений вымышленных персонажей (например, вампиров) и городских неформалов (скейтеров, панков и пр.). Их можно увидеть не только на стенах, но и на футболках, худи, кепках и другой одежде марки Haculla.
Что-то подобное, гузмановские узнаваемые рожицы мы видим теперь и у въезда на подземную парковку «Атриума». А внутри — еще веселее. Там прямо Мексика, праздник Дня мертвых: черепа, маски, смеющиеся толпы. Жаль, в Москве Гузман не применил фотоколлаж. Но и без него получилось забавно.
Бен Эйн (Ben Ein — EINE)
Граффити от британца Бена Эйна (он известен под тэгом EINE) можно найти на задней стене «Атриума», в той части, где стена стыкуется с асфальтом.
Известный уличный художник из Лондона родился в 1970 году, и ему принадлежит, возможно, самая большая роспись в мире — Create площадью 17 500 кв. м в лондонском районе Hackney Wick.
В середине 1980-х Бен Эйн писал граффити на стенах и вагонах. Постепенно он выработал свой узнаваемый стиль. Целью художника было выделить свое текстовое сообщение на фоне городских вывесок и логотипов. Яркие и красочные послания райтера Eine часто написаны с использованием целых слов и предложений, расположенных через стены или чем-то разделенных — например, воротами или дверьми. Его шрифтовые работы можно увидеть на улицах Токио, Парижа, Лондона, Лос-Анджелеса и многих других городов. На Google Maps есть даже маршрут по лондонскому району Шордич — карта «писем» Эйна, на которой отмечены около 30 посланий художника. В 2000-е годы Эйн впервые разработал и выпустил ряд дизайнерских моделей одежды под брендом EINE London, сегодня под этой маркой выпускаются и продаются футболки и свитшоты с его принтами. В 2010 году картину Эйна «Город двадцать первого века» премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон вручил президенту Бараку Обаме в качестве официального подарка.
В Москве этим летом появилось сразу два шрифтовых рисунка Бена Эйна. Первый по порядку — THE GREATER GOOD: вероятно, имеется в виду по смыслу «Большее благо». Надпись, как часто бывает у Эйна, состоит из двух частей: THE отделяется от последующих слов въездом на подземную парковку торгового центра. Олдскульный рисунок, как и все работы художника, выполнен в духе 1970–80-х годов. В те времена райтеры оставляли именно текстовые послания, а фигуративные изображения практически не использовались. Силы художников граффити 1970-х были направлены главным образом на передачу смыслов средствами собственного фантазийного шрифта. И Эйн справился с этим лучше многих: за счет раздвоения и ярких цветовых соотношений его буквы получаются сочными и объемными, словно выступающими из единого черного фона. Очень запоминающийся стиль.
В нарушении очереди отмечу, что дальше, через один, есть и второй шрифтовой объект Эйна. Его красочное восклицание MOSCOW — MOSCOW расположено на фасаде торгового центра.
Но перед ним остался еще гигантский фигуративный монохромный мурал авторства WK Interact.
WK Interact
Француз WK Interact, работающий в Америке (настоящее имя он не афиширует) известен черно-белыми работами с особой спецификой подачи материала: его герои словно замерли в стоп-кадрах во время бега, прыжка, или каких-то других движений. При подготовке росписи, чтобы добиться нужной проекции на плоскости и монохромной палитры фигур, художник, как пишут, использует ксерокс. Лист с оригинальным изображением или фото он располагает нужным образом над стеклом копира и «прогоняет» его до требуемого результата. Есть еще один нюанс: до того как создать граффити, он тщательно подбирает место для конкретного изображения. Это необходимо, чтобы лаконично вписать его в городскую среду и подтолкнуть к взаимодействию с ним проходящих мимо людей. Видимо, это и есть главная цель художника, которая также отразилась и в его псевдониме: в переводе с английского «Interact» означает «взаимодействовать».
WK родился в 1969 году во Франции, а с 1990-х годов живет и работает в Нью-Йорке. В конце 1990-х его муралы начали появляться на фасадах зданий в центре Манхэттена. Он сотрудничал с такими компаниями, как Nike, Reebok и Adidas. Одной из самых известных его работ стала Brave — стометровая роспись 2011 года в Бруклине, посвященная 10-й годовщине терактов 11 сентября (проект осуществлен совместно с пожарным департаментом Нью-Йорка).
Работа WK Interact — единственная из нынешних росписей «Атриума», у которой есть прямое авторское название — «4peace» (фонетически «За мир»), сильно сужающее возможные трактовки авторского замысла. С крыши торгового центра устремился вниз человек. Изображения этого героя WK Interact можно встретить во многих городах. Но здесь из метафорического следа-тени, что за ним остается, зарождаются птицы и устремляются ввысь — одна черная, а остальные белые. Человек одет в гражданское, но — из камуфляжа, как любят носить в городах. Вряд ли это случайно. А монохромный колорит рисунка дополнительно усиливает общее впечатление, акцентируя его взаимодействие с архитектурой.
Заканчиваем наш осмотр у центрального входа в «Атриум» со стороны Садового кольца. Входная группа украшена каллиграффити Покраса Лампаса — русской звезды уличного искусства и куратора всего проекта ARTRIUM.
Покрас Лампас (Pokras Lampas)
Когда-то его звали Арсением Пыженковым. Но теперь уже давно все зовут Покрасом Лампасом. Это имя стало настолько известно в кругах искусства и моды, что проще было сменить паспортные данные, чем объяснять, кто есть кто. Кстати, по информации СМИ, художник уже так и сделал. Покрас начинал в подмосковном Королёве (Подлипках), потом переехал в Питер, а сейчас он и вовсе международная фигура. Его исполинские каллиграффити — шрифтовые узоры — украшают пространства «Квадратного Колизея» в Риме, «Красного Октября» в Москве и др. Художник успешно сотрудничает с мировым брендами. В списке его недавних коллабораций, о которых писал AI, есть сотрудничество с Levi’s, Reebok и др. В проекте ARTRIUM Pokras Lampas взял на себя центральный вход — сложное для граффити место, где много рекламных поверхностей и стекла. В итоге получилось очень тактично. Его каллиграффити не бьют по глазам и не конкурируют с рекламой. Они настолько вписались в архитектуру объекта, что некоторые зрители даже посчитали их частью оформления здания. Вообще, Покрас способен «вдарить» по цвету гораздо ярче, но тут, видно, задача стояла обратная.
Рынок и цены. Сколько сейчас стоят произведения художников жанра граффити?
Несмотря на негласный кодекс протестного неформального уличного искусства, сформировавшийся к середине 1970-х, граффити-художники XXI века активно сотрудничают с галереями, создают дизайн одежды и выставляются на аукционах.
Это поколение вполне искушено в вопросах коммерции.
Кроме коллабораций, у каждого из авторов, уже расписавших «Атриум», по меньшей мере есть личный онлайн-магазин на персональном сайте, где можно приобрести авторскую продукцию: тиражную графику, одежду с принтами, и т.д. Цены вполне посильные для разношерстной армии поклонников. Например, средне- и крупнотиражные принты WK Interact можно купить за $75. Футболки Бена Эйна — от $40.
Но это больше массовое искусство.
Коллекционные вещи, понятно, стоят дороже.
Хотя тоже не умопомрачительных денег.
На аукционах к этому моменту продавались работы Фелипе Пантоне, Бена Эйна, Харифа Гузмана и WK Interact. Тристана Итона и Покраса Лампаса на торгах пока не было, но так бывает, поэтому не стоит делать далеко идущих выводов.
Из всех вышеперечисленных авторов развитый ликвидный аукционный рынок пока сложился только у Бена Эйна. В аукционных базах содержатся сведения о том, что произведения его появлялись на открытых торгах более 90 раз и большинство работ были проданы. С галерейной ликвидностью у него тоже очень неплохо: в 2011 году его персональная выставка в White Walls gallery в Сан-Франциско была полностью распродана еще до своего открытия. Аукционный рекорд стоимости произведения Бена Эйна был установлен весной 2016 года. Большая картина 2011 года «Большой Черный Цирк от A до Z» ушла за $15 000 на аукционе Jullen’s в Бэверли-Хиллз. Впрочем, это именно рекорд — исключительный случай. Обычный же ценовой диапазон на живопись этого известного граффити-райтера составляет $1500–4500. Лишь в редких случаях цены достигают отметки $9 000. Тиражная графика (принты и шелкографии) Эйна стоят на аукционах примерно $200– 600, в зависимости от размера и года создания.
Метровая живопись Фелипе Пантоне оценивается сейчас на аукционах приблизительно в $3000–6000. А самая высокая цена — $8 912 — была заплачена за работу 2017 года «Хромодинамика 16» на французском аукционе Tajan в апреле 2018.
У Харифа Гузмана — Haculla — пока зарегистрирована только одна аукционная сделка. В 2015 году его большая шелкография была продана на Phillips примерно за $1 200.
Работы райтера WK Interact стали появляться на зарубежных аукционах с 2008 года. Чаще всего это живопись, довольно много встречается графики и тиражных произведений, а иногда даже скульптура. Правда, в части ликвидности сильно есть куда расти: пока заметная часть лотов остается непроданной. Обычный ценовой диапазон для живописи WK Interact составляет $4 500–8 000. Аукционный рекорд на сегодняшний день — $12 204. В декабре 2017 года на французском аукционе Artcurial такую сумму устроители выручили за монументальную работу «Скейт» 1997 года. Ценовой ориентир для тиражных вещей WK Interact на аукционах составляет около $300. Ликвидность — средняя. У этого художника есть работы в соавторстве с Шепардом Фейри и D*Face, которые также по плану сделают росписи на стенах «Атриума» ближе к осени. В частности, известно, что совместная работа WK с Фейри (шелкография, тушь, коллаж) была продана в октябре 2017 года на аукционе Villanfray & Associes во Франции за $3 275.
У Тристана Итона пока нет аукционных результатов — привязаться не к чему. Его принты продаются на персональном сайте художника. Подписанные плакаты выпускаются неограниченным тиoражом и не предназначены для перепродажи. Цены варьируются от $50 до $300. В частности, всего за $50 можно стать владельцем почти метрового плаката по мотивам огромного уличного портрета Одри Хепберн, выполненного в рамках проекта L.I.S.A и считающегося знаковым в его творчестве.
На этом пока все. Впрочем скоро на «Атриуме» появятся новые граффити. Так что продолжение следует…
Источники: felipepantone.com, tristaneaton.com, wkinteract.com, einelondon.com, artriummoscow.com, artinvestment.ru, harifguzman.com
Что ещё почитать по теме на AI:
«АТРИУМ» на площади Курского вокзала расписали граффити;
Русский художник оформил коллекцию Reebook CrossFit;
Покрас Лампас разрисовал куртку от Levi’s.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20180808_atrium_kursky_vokzal_graffiti_art_update.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20180808_atrium_kursky_vokzal_graffiti_art_update.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.