Art Investment

Лишние вещи из запасников музеев собираются распродавать? Мы только за

Идея полезная, но коррупционноемкая. Мы сами в числе первых крикнем «Караул!», если правильный, по сути, процесс приобретет мутность и закрытость

В прошедшую пятницу коллеги из русской The Art Newspaper огорошили новостью: в структуре музейно-выставочного центра «РОСИЗО» может появиться отдел музейного фонда, который займется, в частности, работой по исключению и списанию части предметов государственного музейного фонда. Об этом сообщил 28 января директор департамента культурного наследия министерства Михаил Брызгалов на заседании коллегии министерства культуры России под председательством Мединского. Вопрос должен быть проработан в течение месяца.

Формулировка мутная, истинные намерения из нее не понятны. Поэтому мы предположили в меру своей испорченности: лишние предметы из музейного фонда начнут исключать, списывать, а потом продавать в каком-то формате. Слова «продавать» в тексте нет, но не на дачу же они их станут отвозить?

Представим, что действительно решили распродавать.

Если этот так, то начинает сбываться то, о чем мы твердим уже много лет: для придания импульса русскому рынку искусства было бы полезно вывести на рынок тиражные, пусть и авторские, работы и второстепенные вещи из музейных запасников. Распродать лишнее, то, что в музеи попало в процессе экспроприации экспроприаторов, то, что неизбежно пропадет без заботливых рук.

Несмотря на здравый смысл такого шага, вопрос этот всегда был сложным, требующим политической воли и взятия на себя ответственности. Тот, кто на это решится, сразу окажется под шквалом «критики» буквально такого сорта: «Караул! Жулики распродают национальное достояние из наших музеев! Уничтожают культурное наследие! Разрушают историческую память!» и т.д. Держать такой удар не так-то просто. Это как с уголовным наказанием за продажу советских орденов: ситуация, положа руку на сердце, лицемерная, но исправлять ее никто не берется. Тут же найдутся горлопаны, которые станут напирать на историческую память. Это ж проще и дешевле, чем квартирами обеспечивать и пенсией достойной. Ладно, не отвлекаемся.

Мы и сами в числе первых крикнем «Караул!», если правильный, по сути, процесс приобретет мутность и закрытость. Ключевых проблемы мы видим две:

1. Кто будет принимать решение об исключении из фонда? Другими словами, кто будет решать, что одна вещь — шедевр, не подлежащий продаже, а другая — второстепенный пятый или шестой авторский повтор?

2. Кто и в какой форме будет реализовывать списанные из музейного фонда предметы?

Обе проблемы — коррупционноемкие. Обе упираются в развилки. Самая очевидная опасность состоит в том, что жулики под видом второстепенных вещей спишут шедевры и сами завладеют ими через мутную систему торгов для своих. Наподобие того, как происходило с «конфискатом». Возможно такое? Да о чем речь!

Словом, от выбора пути зависит, будет от этого процесса польза или дискредитирующее все набивание карманов приближенного круга людей.

Как построить процесс по справедливости? ARTinvestment.RU считает, что подступиться к вопросу нужно так:

1. На открытой основе сформировать комиссию по работе с фондами. Причем не из одних только музейных работников, но и из сторонних экспертов и коллекционеров. И что самое важное, в ее состав необходимо включить общественных деятелей и людей с репутацией неподкупных. Пусть даже эти люди будут негативно настроены к арт-рынку. Пусть глава комиссии будет злой, как Рогозин на НАТО. Пусть. Это даже лучше. В этой комиссии честность и доверие со стороны общества — куда более важный критерий, чем профессиональные компетенции. Нужна не столько экспертиза, сколько эффективный защитный механизм от возможных злоупотреблений.

2. Обеспечить продажу через публичные аукционные торги с заблаговременным оповещением потенциальных покупателей. Главное, чтобы это были публичные аукционы с равным доступом. А уж конкретный формат (поручить это существующим аукционным домам или создать новую структуру) — это уже технические детали.

3. Третий момент: куда пойдут вырученные деньги? В этом вопросе тоже должна быть полная ясность. Вариантов несколько:

— На зарплаты сотрудникам музеев. Это можно только приветствовать. Повышение зарплат хоть кому-то нуждающемуся всегда (тем более сегодня, после очередного кризисного обрушения рубля и неминуемого повышения цен на всё как минимум вдвое) вызывает одобрение и понимание, а музейных подвижников можно считать нуждающимися безусловно.

— На ремонт самих музеев, чтобы оставшиеся предметы хранились и экспонировались на самом высоком международном уровне. Тоже дело хорошее. И в свою очередь, потенциально может привести к увеличению посещаемости и даже к увеличению туристического потока в русские города, не избалованные вниманием.

— На пополнение музейных коллекций, что потенциально может благотворно повлиять и на исполнение первых двух пунктов. Потому что улучшение коллекций музеев приведет к увеличению туристических потоков и естественно к увеличению доходов музеев, которые можно будет пустить и на зарплаты, и на ремонты.

На наш взгляд, предпочтительней третий пункт, тем более что международная практика именно такова. Обычно средства, вырученные от продажи ненужных или непрофильных предметов из музейных запасников, разрешено тратить только на улучшение коллекций, чтобы не было соблазна решать сиюминутные проблемы за счет обеднения коллекций. Музейные собрания могут только улучшаться, а сиюминутные проблемы с зарплатами и ремонтом должны решаться в рабочем порядке в рамках бюджета правительства.

Если удастся сделать весь процесс максимально контролируемым, идея с реализацией предметов из запасников может привести к очень серьезным положительным результатам. Страна у нас огромная и богатая, причем богатая не только ресурсами в земле, но и культурой. Если есть трудности с быстрым развитием новых технологий, то как раз вложения в развитие культурной инфраструктуры способны дать быстрый положительный эффект. Развивая культурные центры на базе музеев, как старых так и новых, мы создаем новые рабочие места, увеличиваем доходы от туризма, улучшаем имидж страны. Одни плюсы. Но. Только при условии полной и безупречной прозрачности процедур и абсолютного доверия людям, претворяющим их в жизнь.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20150203_zapasniki.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20150203_zapasniki.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».