Зачем покупать искусство на аукционах?
ARTinvestment.RU   03 ноября 2016

Там всегда дороже, там новичками манипулируют, там дилеры раскручивают «своих» — ведь все слышали такое? Каких только небылиц не бытует вокруг одной из самых прозрачных форм торговли искусством

Конечно, каждую из аукционных «страшилок» можно проиллюстрировать подтверждающими примерами. Вот только масштаб подобных бедствий сильно преувеличен. В противном случае аукционы быстро закрылись бы все. А это, к счастью, не так.

Чем хорошо покупать искусство на аукционах?

1. У коллекционера будет достаточно времени, чтобы убедиться или усомниться в подлинности произведения, выставленного на торги. Для этого есть все условия. Можно без спешки посоветоваться со знатоками, спокойно осмотреть работу — поезд никуда не уйдет. К тому же при публичной презентации каталога устроители торгов тоже смогут получить сигналы от знатоков и своевременно снять работу, если с ней что-то не так.

2. На руках у нового владельца останутся документы от аукциона, фактически подтверждающие его право собственности на купленную работу.

3. Вещь, приобретенную на аукционе, через какое-то время (лучше года через три) можно будет снова выставить на том же аукционе. И устроители наверняка ее возьмут.

4. На аукционе можно купить произведение дешевле, чем просят галереи или частные дилеры. И происходит это не так уж редко. То, что на аукционах ты покупаешь всегда по максимальной цене, — это миф.

Для продавцов (то есть сдатчиков) аукционы удобны по другим причинам:

1. Понятен горизонт планирования. С аукционом заранее известно, в какой именно день станет известен результат: либо продано, либо нет. В то время как в случае, скажем, с галереей сроки не понятны: картина может продаваться и полгода и год запросто.

2. Появляется выход на широкую аудиторию покупателей. Личные связи продавцы уже наверняка отработали. А до новых покупателей иначе как через аукцион и не добраться. Еще есть вариант с ярмарками, но они бывают редко.

Впрочем, есть у аукционной формы купли-продажи искусства и такие особенности, которые понравятся не всем. Итоги аукционов публикуются в базах данных аукционных результатов (у нас в том числе). Это удобно покупателям и устроителям торгов, так как помогает ориентироваться в реальных рыночных ценах. Но, например, записи о непроданных лотах тоже попадают в базы данных аукционных результатов. Это провоцирует разные гадания на тему «почему не продано». Может, слишком дорого выставили? Или, что хуже, с работой что-нибудь не так? Даже если с картиной все в порядке (что скорее всего), то все равно за ней начинает тянуться некий негативный шлейф. И продать ее будет сложнее: владельцу придется снижать резервную цену или дать «отвисеться» несколько лет. В случае же с галереей, в отличие от аукциона, такой нежелательной огласки можно не опасаться.

Для тех, кто ранее ни разу не участвовал в торгах, у нас есть несколько рекомендаций:

1. Посетите несколько аукционов живописи, чтобы понять, как все устроено и что происходит в зале. Сходите туда, даже если не собираетесь ничего покупать в этот раз. Стесняться не стоит. Покупать никто не заставляет, а сами аукционные мероприятия по форме весьма демократичны. Дресс-код отсутствует. Никаких строгих ритуалов нет. Вплоть до того, что если вы не взяли табличку и внезапно решили поучаствовать — поднимайте руку, ставку примут, а табличку принесут вам потом. Смысл присутствия на торгах — почувствовать темп, понять правила и лично убедиться в том, что любые попытки жульничества в зале сразу становятся заметны.

2. Принимайте решение о покупке только после того, как предварительно осмотрите предмет. Лично. Не по фото. Даже если аукцион технически проходит в режиме онлайн, без торгов в зале, то съездить на предаукционную выставку все равно нужно. К нам, на Гороховский, 7, в том числе. Чтобы не было разочарований. Замечено, что крупные эффектные вещи при фотографировании многое теряют, а средние, наоборот, выигрывают. Кроме того, объяснения «я не видел такого дефекта», «я не знал» и тому подобные после окончания торгов уже не принимаются.

3. Если вещь нравится, но предварительная оценка аукционного дома (эстимейт) слишком высока для вас, то все равно имеет смысл сделать минимальную ставку. Бывает так, что другие претенденты «прозевают» этот лот или решат, что борьба за него безнадежна. В таких случаях возможно, что выиграет даже минимальная ставка.

С базовыми вещами, будем считать, закончили. А теперь перейдем, пожалуй, к самому важному. Дело в том, что все перечисленное выше касается только добропорядочных аукционов. И не надо думать, что все аукционы хорошие, — это далеко не так. Есть топовые аукционы (сотбисы-кристисы), покупка на которых уже сама по себе обеспечивает для вещи хороший провенанс (историю бытования). Есть середняки — например, локальные аукционы, заботящиеся о репутации (таково большинство московских аукционов). А есть мелкие и средние зарубежные аукционы, которые пускаются во все тяжкие. На них вроде бы дешево, но за подлинность никто не переживает, фальшивки выставляются пачками, а на жалобы знатоков никто не реагирует. Например, каталоги отдельных небольших европейских аукционов просто-таки пестрят «русским авангардом». В особой группе риска — мелкие американские аукционы, на которых десятками продаются русские «зверевы», «яковлевы», «краснопевцевы» и другие подделки. Обычно это подделки низкосортные, но бывают и вполне умелые, которые тяжело распознать.

Казалось бы, обнаружив подделку, покупатель вправе потребовать свои деньги, а аукцион обязан их вернуть, ведь покупка оформляется не в подворотне, а официально на американском аукционе. Как бы не так! Мелкие аукционы вносят в правила своей работы такие условия, чтобы возврат денег оформить было почти невозможно. Например, объявляют срок гарантии около месяца. За это время привезти работу в Россию, сделать экспертизу и обратиться с претензией невозможно. На то и расчет. Вообще, ARTinvestment.RU категорически не советует начинающим коллекционерам покупать картины и рисунки на малых западных интернет-аукционах. Да, среди них есть порядочные дома, у которых бывают хорошие вещи, но до тех пор, пока сами не начнете хорошо разбираться в предмете, эти площадки не для вас: риск купить подделку и с самого начала разочароваться в коллекционировании слишком высок.

У больших аукционов, грандов, и с подлинностью все на порядок лучше, и срок гарантии составляет несколько лет, например три года. Если случаются проколы, то этого срока достаточно, чтобы успеть аргументировать претензию. Но с возвратом денег все равно придется повозиться — это не как в магазине.

Напоследок еще раз важное. При любых сомнениях в подлинности или происхождении вещи стоит воздержаться от ставок. Бейтесь, торгуйтесь и даже переплачивайте (это не беда) только за то, в чем уверены на 100 процентов. Хорошие варианты, поверьте, еще появятся. А вот разбираться с сомнительными ситуациями после торгов и портить настроение — себе дороже.

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/collector/20161103_why_auction.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20161103_why_auction.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 19.04.2019 В «Сокольниках» появится памятный знак Сергею Третьякову 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 Леонардо опять не настоящий? С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис — автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Эрик Булатов сделал этикетку для брютов «Абрау-Дюрсо» Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 В русские музеи собираются вернуть водку Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 Портрет Пикассо, украденный с яхты саудовского шейха, нашли 20 лет спустя «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 19.04.2019 «Боги, люди, герои»: выставка в Эрмитаже из Неаполя и Помпей Сегодня в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «”Боги, Люди, Герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», представляющая более 200 шедевров античного искусства
  • 18.04.2019 Музей Рерихов откроется на ВДНХ 27 апреля Филиал Музея Востока будет открыт в отреставрированном павильоне № 13. В постоянной экспозиции можно будет увидеть более 400 произведений Николая и Святослава Рерихов
  • 16.04.2019 Эдвард Мунк в Третьяковской галерее Завтра в Инженерном корпусе Третьяковской галереи откроется для посетителей выставка знаменитого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. В экспозиции около 70 живописных и 30 графических работ
  • 29.03.2019 Рим и античность в живописи Татьяны Ян Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 «Клад Нарышкиных» вошел в фонды музея «Царское Село» Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью — в том крыле дворца, где жил Николай I
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх