Зачем покупать искусство на аукционах?
Там всегда дороже, там новичками манипулируют, там дилеры раскручивают «своих» — ведь все слышали такое? Каких только небылиц не бытует вокруг одной из самых прозрачных форм торговли искусством
Конечно, каждую из аукционных «страшилок» можно проиллюстрировать подтверждающими примерами. Вот только масштаб подобных бедствий сильно преувеличен. В противном случае аукционы быстро закрылись бы все. А это, к счастью, не так.
Чем хорошо покупать искусство на аукционах?
1. У коллекционера будет достаточно времени, чтобы убедиться или усомниться в подлинности произведения, выставленного на торги. Для этого есть все условия. Можно без спешки посоветоваться со знатоками, спокойно осмотреть работу — поезд никуда не уйдет. К тому же при публичной презентации каталога устроители торгов тоже смогут получить сигналы от знатоков и своевременно снять работу, если с ней что-то не так.
2. На руках у нового владельца останутся документы от аукциона, фактически подтверждающие его право собственности на купленную работу.
3. Вещь, приобретенную на аукционе, через какое-то время (лучше года через три) можно будет снова выставить на том же аукционе. И устроители наверняка ее возьмут.
4. На аукционе можно купить произведение дешевле, чем просят галереи или частные дилеры. И происходит это не так уж редко. То, что на аукционах ты покупаешь всегда по максимальной цене, — это миф.
Для продавцов (то есть сдатчиков) аукционы удобны по другим причинам:
1. Понятен горизонт планирования. С аукционом заранее известно, в какой именно день станет известен результат: либо продано, либо нет. В то время как в случае, скажем, с галереей сроки не понятны: картина может продаваться и полгода и год запросто.
2. Появляется выход на широкую аудиторию покупателей. Личные связи продавцы уже наверняка отработали. А до новых покупателей иначе как через аукцион и не добраться. Еще есть вариант с ярмарками, но они бывают редко.
Впрочем, есть у аукционной формы купли-продажи искусства и такие особенности, которые понравятся не всем. Итоги аукционов публикуются в базах данных аукционных результатов (у нас в том числе). Это удобно покупателям и устроителям торгов, так как помогает ориентироваться в реальных рыночных ценах. Но, например, записи о непроданных лотах тоже попадают в базы данных аукционных результатов. Это провоцирует разные гадания на тему «почему не продано». Может, слишком дорого выставили? Или, что хуже, с работой что-нибудь не так? Даже если с картиной все в порядке (что скорее всего), то все равно за ней начинает тянуться некий негативный шлейф. И продать ее будет сложнее: владельцу придется снижать резервную цену или дать «отвисеться» несколько лет. В случае же с галереей, в отличие от аукциона, такой нежелательной огласки можно не опасаться.
Для тех, кто ранее ни разу не участвовал в торгах, у нас есть несколько рекомендаций:
1. Посетите несколько аукционов живописи, чтобы понять, как все устроено и что происходит в зале. Сходите туда, даже если не собираетесь ничего покупать в этот раз. Стесняться не стоит. Покупать никто не заставляет, а сами аукционные мероприятия по форме весьма демократичны. Дресс-код отсутствует. Никаких строгих ритуалов нет. Вплоть до того, что если вы не взяли табличку и внезапно решили поучаствовать — поднимайте руку, ставку примут, а табличку принесут вам потом. Смысл присутствия на торгах — почувствовать темп, понять правила и лично убедиться в том, что любые попытки жульничества в зале сразу становятся заметны.
2. Принимайте решение о покупке только после того, как предварительно осмотрите предмет. Лично. Не по фото. Даже если аукцион технически проходит в режиме онлайн, без торгов в зале, то съездить на предаукционную выставку все равно нужно. К нам, на Гороховский, 7, в том числе. Чтобы не было разочарований. Замечено, что крупные эффектные вещи при фотографировании многое теряют, а средние, наоборот, выигрывают. Кроме того, объяснения «я не видел такого дефекта», «я не знал» и тому подобные после окончания торгов уже не принимаются.
3. Если вещь нравится, но предварительная оценка аукционного дома (эстимейт) слишком высока для вас, то все равно имеет смысл сделать минимальную ставку. Бывает так, что другие претенденты «прозевают» этот лот или решат, что борьба за него безнадежна. В таких случаях возможно, что выиграет даже минимальная ставка.
С базовыми вещами, будем считать, закончили. А теперь перейдем, пожалуй, к самому важному. Дело в том, что все перечисленное выше касается только добропорядочных аукционов. И не надо думать, что все аукционы хорошие, — это далеко не так. Есть топовые аукционы (сотбисы-кристисы), покупка на которых уже сама по себе обеспечивает для вещи хороший провенанс (историю бытования). Есть середняки — например, локальные аукционы, заботящиеся о репутации (таково большинство московских аукционов). А есть мелкие и средние зарубежные аукционы, которые пускаются во все тяжкие. На них вроде бы дешево, но за подлинность никто не переживает, фальшивки выставляются пачками, а на жалобы знатоков никто не реагирует. Например, каталоги отдельных небольших европейских аукционов просто-таки пестрят «русским авангардом». В особой группе риска — мелкие американские аукционы, на которых десятками продаются русские «зверевы», «яковлевы», «краснопевцевы» и другие подделки. Обычно это подделки низкосортные, но бывают и вполне умелые, которые тяжело распознать.
Казалось бы, обнаружив подделку, покупатель вправе потребовать свои деньги, а аукцион обязан их вернуть, ведь покупка оформляется не в подворотне, а официально на американском аукционе. Как бы не так! Мелкие аукционы вносят в правила своей работы такие условия, чтобы возврат денег оформить было почти невозможно. Например, объявляют срок гарантии около месяца. За это время привезти работу в Россию, сделать экспертизу и обратиться с претензией невозможно. На то и расчет. Вообще, ARTinvestment.RU категорически не советует начинающим коллекционерам покупать картины и рисунки на малых западных интернет-аукционах. Да, среди них есть порядочные дома, у которых бывают хорошие вещи, но до тех пор, пока сами не начнете хорошо разбираться в предмете, эти площадки не для вас: риск купить подделку и с самого начала разочароваться в коллекционировании слишком высок.
У больших аукционов, грандов, и с подлинностью все на порядок лучше, и срок гарантии составляет несколько лет, например три года. Если случаются проколы, то этого срока достаточно, чтобы успеть аргументировать претензию. Но с возвратом денег все равно придется повозиться — это не как в магазине.
Напоследок еще раз важное. При любых сомнениях в подлинности или происхождении вещи стоит воздержаться от ставок. Бейтесь, торгуйтесь и даже переплачивайте (это не беда) только за то, в чем уверены на 100 процентов. Хорошие варианты, поверьте, еще появятся. А вот разбираться с сомнительными ситуациями после торгов и портить настроение — себе дороже.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/collector/20161103_why_auction.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20161103_why_auction.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.