Художник недели: Лев Кропивницкий
История, ценовые и маркетинговые показатели художника-нонконформиста Льва Кропивницкого, который одним из первых в своем поколении обратился к абстракции, а от нее перешел к своего рода мистическому экспрессионизму
Годы жизни: 1922–1994
Направление: нонконформизм
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Лев Евгеньевич Кропивницкий — художник, график и поэт, один из важнейших мастеров Лианозовской группы, первого из художественных центров московского неофициального искусства, рожденных эпохой «оттепели».
В начале 1950-х в подмосковном Долгопрудном жил художник и поэт Евгений Леонидович Кропивницкий, представитель художественной культуры 1920-х, и его художническая семья — жена Ольга Потапова, сын Лев и дочь Валентина, зять Оскар Рабин. С наступлением политического «потепления» этот семейный круг притягивал все больше творческих единомышленников — вскоре к Кропивницким стали все чаще приезжать художники Николай Вечтомов, Владимир Немухин и его жена Лидия Мастеркова, поэты Игорь Холин, Генрих Сапгир и Всеволод Некрасов. Позже дружеские встречи переместились на станцию Лианозово, где в одноэтажном бараке поселился Оскар Рабин с семьей, а затем и в Москву. С группой так или иначе была связана фактически вся культурная жизнь советского андеграунда, в Лианозове бывали литераторы, философы, музыканты, в том числе Илья Эренбург, Святослав Рихтер.
Так называемая «Лианозовская школа» не подразумевала единства художественной системы или эстетических ценностей, ее участники не выдвигали громких лозунгов или манифестов. Понятие группы возникло вовсе не в рядах художников — оно впервые всплыло в 1963 году, когда Евгения Кропивницкого исключали из Союза художников «за организацию “Лианозовской группы”». Евгению Кропивницкому даже пришлось писать в МОСХ официальное объяснение: «Лианозовская группа состоит из моей жены Оли, моей дочки Вали, моего сына Льва, внучки Кати, внука Саши и моего зятя Оскара Рабина»1.
Участников этих встреч объединял, скорее, общий и в то же время сугубо индивидуальный для каждого поиск нового художественного языка современности, вбиравшего постепенно восполняемые «оттепельной» порой прежние утраты: живопись бубнововалетцев и импрессионистов, современное западное искусство и авангард, примитив и русскую икону. В доме Рабина периодически устраивались экспозиции, где встречались и знакомились друг с другом самые разные представители творческой интеллигенции. Показывали здесь изнаночную оболочку советского мифа — социальную «барачную» живопись самого Рабина, лирическую графику Валентины Кропивницкой и абстракцию: Мастеркову и Немухина, Потапову, Льва Кропивницкого.
Лев Кропивницкий стал одним из первых художников, обратившихся к беспредметному искусству в годы, когда само слово «абстракция» казалось ругательством. Он пришел к ней через войну, лагеря и ссылку — искусство было для художника способом выплеска колоссального внутреннего напряжения, постижения своего внутреннего эмоционального и духовного мира и одновременно способом запечатлеть драматическое чувство современности: «акт живописи стал для меня актом познания»2.
Со второй половины 1960-х в творчестве Кропивницкого все больше преобладают фигуративные произведения, соединяющие в себе опыт беспредметности и экспрессионизма, авангарда и примитива. Мифологизм Кропивницкого апеллирует к народной культуре и библейской истории. Сохраняя богатую, сложную фактуру холста своей бепредметной живописи, напоминающую об американской лирической абстракции, художник населяет произведения мистическими символами — масками, фантастическими животными и человеческими персонажами, часто расставленными в динамичные, неуравновешенные композиции.
Первые уроки искусства Лев Кропивницкий вынес из работ родителей, Евгения Кропивницкого и Ольги Потаповой. В 1939 году юноша поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), но, проучившись два года, отправился на фронт. Во время войны Кропивницкий был дважды ранен. Второе ранение оказалось крайне тяжелым: немного оправившись, Кропивницкий получил инвалидность, был демобилизован и отправлен в Москву.
В 1945 году художник продолжил образование в МИПИДИ. В институте в то время преподавали многие «нежелательные персоны», в том числе Владимир Фаворский и Александр Дейнека. Кропивницкий учился у последнего и приобрел навыки не только живописи, но и работы в скульптуре, керамике, исследовал взаимодействие разных видов искусства. Однако не прошло и полугода учебы, как в январе 1946-го он вместе с группой студентов был арестован по сфабрикованном делу и следующие девять лет провел в сталинских лагерях в Коми АССР и в Казахстане.
После освобождения из лагерей Кропивницкий руководил изостудией в городе Балхаше Карагандинской области, занимался живописью, сценографией и режиссурой. Именно в Балхаше, где он несколько лет жил без права выезда, он создал первые беспредметные композиции. Но по-настоящему новым этапом его творчества ознаменовалось возвращение в Москву. Художник писал: «После реабилитации в 1956 г. — я в Москве. Но я не тот — позади фронт, лагеря, ссылка. В 34 года начинаю жизнь заново. Потому и поэзия, и живопись не те, не довоенные»3.
В столице закипала новая творческая жизнь, еще полная надежд на грядущую свободу художественного высказывания: вышло постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий», в ГМИИ им. А. С. Пушкина прошла экспозиция Пикассо. На следующий год — VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957), а вскоре и Выставка произведений американских художников XVIII—XX веков в ГМИИ (1959), открывшая лианозовцам творчество абстрактных экспрессионистов.
Кропивницкий принимал в этой жизни самое деятельное участие. С конца 1950-х он работал на Комбинате декоративно-оформительского искусства, делал афиши, разрабатывал дизайн экспозиций для выставок и музеев (Литературного музея и Музея А. С. Пушкина в Москве, Музея Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, Т. Г. Шевченко в Киеве, Музея А. Н. Островского в Щелыкове и др.). Занимался книжной графикой и художественной критикой, двенадцать его статей были опубликованы в журнале «Декоративное искусство». В 1961 году прошли первые персональные выставки Кропивницкого — на квартире у А. Гинзбурга и в салоне В. Кожинова.
После разгрома Хрущевым выставки «30 лет МОСХ» (1962) все ожидания на поддержку властью мастеров молодого, порожденного «оттепелью» искусства, разбились в пух и прах. Атмосфера резко изменилась, произошло разделение художников на официальных и неофициальных. Неожиданной жертвой скандала в Манеже оказался Евгений Кропивницкий, чьи работы (как и большинства других членов кружка) даже не участвовали в экспозиции: в 1963 году за «организацию группы» он был исключен из МОСХа, и лианозовцам не оставалось ничего, кроме как «уйти в подполье».
В конце 1966 года произошло знакомство лианозовцев с Александром Глезером. Под его началом была организована знаменитая выставка двенадцати художников лианозовского круга в клубе «Дружба» (1967), закрытая властью через два часа после открытия. Впоследствии работы Кропивницкого экспонировались на основных выставках неофициального искусства как в Советском Союзе (выставка живописи и графики из собрания А. Глезера в Тбилиси (1967), выставка «на открытом воздухе» во дворе особняка Э. Стивенса (1970)), так и за рубежом (проекты Музея русского искусства в изгнании в Монжероне, Nuove correnti a Mosca в Museo Belle Arti, Лугано, Швейцария (1970), Progressive Strömungen in Moskau 1957–1970 в Музее Бохум, ФРГ (1974) и многих других); были показаны на Диссидентской биеннале в Венеции (1977).
В 1973 году Кропивницкий вступил в Союз художников СССР, стал членом Горкома графиков на Малой Грузинской. Художник продолжал много работать в живописи и графике, теперь, однако, особое внимание уделялось последней, в частности офорту. В 1980 году он создал цветные офорты по мотивам романа Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества», опубликованного в журнале «Иностранная литература». С середины 1980-х приоритеты художника вновь сместились в область живописи — художественный язык Кропивницкого значительно обновился, а его произведения обогатились мотивами парадоксальности и абсурда.
В 1980–90-е годы работы художника много экспонировались на родине и за границей, участвовали в наиболее значимых выставках неофициального искусства после перестройки. В 1988-м состоялись персональные проекты художника в Костромском областном музее изобразительных искусств, в Центральном доме художника в Москве (1990). Лев Кропивницкий умер в 1994 году в Москве. В 1995 году в Музее В. А. Тропинина прошла посмертная экспозиция творчества художника.
Искусство Льва Кропивницкого представлено в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Новом музее Аслана Чехоева в Санкт-Петербурге, Музее Циммерли в Нью-Брансуике, США, и др., в частных коллекциях в России и за рубежом.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Льва Кропивницкого входят живописные произведения, проданные западными аукционными домами в различные периоды. Третий текущий результат был достигнут на американском Ford Art Auctions (Льюис, штат Дэлавер) в 2019 году: картина «Логика вне галактик» ушла с торгов за $75 000. На второй позиции в ценовом рейтинге художника находится работа из той же серии «Логика вне галактик», за который на каннском аукционе Cannes Encheres в 2011 году заплатили $90 915. Ныне действующий рекорд был установлен в 2007-м на осенних «русских неделях» в ходе торгов MacDougall's в Лондоне: картину «Пресвятая дева с младенцем Христом» купили за $91 419 при эстимейте $30 843–$41 124.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 188 раз были выведены на аукционные торги, из них тиражная продукция — 94 работы, живопись — 77 работ, графика — 10 работ, смешанная техника — 5 работ, книга и коллаж — по 1 работе. Средняя стоимость проданных работ — $8,8 тыс., медианная стоимость — $1,7 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $884,1 тыс. Имеет баланс проданных и непроданных работ 100 к 88 (53 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
2001–2008 | 27 | 18 | 67 | 9 |
2009–2014 | 37 | 25 | 68 | 12 |
2015–2021 | 124 | 57 | 46 | 67 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 111 | 59 | 53 | 52 |
США | 25 | 13 | 52 | 12 |
Великобритания | 17 | 9 | 53 | 8 |
Франция | 16 | 10 | 63 | 6 |
Швеция | 6 | 4 | 67 | 2 |
Германия | 6 | 5 | 83 | 1 |
Латвия | 5 | 0 | 0 | 5 |
Бельгия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Швейцария | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Бешенство | 2018 | 1 113 | 2018 | 699 | 0 | Литфонд, Москва | –414 | –37,2 |
2 | Бешенство | 2016 | 1 152 | 2018 | 1 113 | 2 | Антиквариум, Москва | –39 | –1,7 |
3 | Прогулка (со свиньей) II | 2015 | 2 500 | 2016 | 5 775 | 1 | AI Аукцион, Москва | 3 275 | 131,0 |
Работы Льва Кропивницкого имеют всего 3 повторные продажи со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 30,7 %. Медианный CAGR составляет –1,7 %. Небольшая выборка не позволяет полноценно судить о качестве повторных сделок с работами художника, тем более что все три раза предметом продажи была графика — не основная, знаковая техника Кропивницкого. Средняя стоимость всех проданных работ художника составляет 149 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались вполовину выше первоначальных оценок аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано в 45 % сделок.
Если собрать вместе все учебные пособия по инвестициям в искусство, можно вывести универсальное определение его ценности. Звучать оно будет так: ценность предмета искусства в том, что он сделан руками человека с историей. В этой фразе важно каждое слово. «Руки» — это элемент ремесла, натуральной сущности созданной вещи. «Человек» отвечает за сопричастность коллекционера процессу творчества: вместе с создателем искусства они люди, не машины. «История» — наиболее многогранное слово, вмещающее в себя кучу факторов. Это история и самого художника, и его предшественников, которых автор выбрал своими незримыми наставниками, это история искусства в широком смысле и отдельного направления или жанра — в более узком. История стран, в которых он учился, вдохновлялся и творил, стран, которые помогали или мешали ему в творческом развитии. И чего греха таить, это же касается и рыночной истории художника.
История Льва Кропивницкого — это симбиоз истории всего неофициального советского искусства и персональной истории художника, связанной с его заключением и переосмыслением художественного языка. Одновременно это история «бульдозерной выставки», первых покупок Нортона Доджа, сделанных через советские госучреждения «Экспортный салон» и «Международная книга» (а позднее — в мастерских самих художников), и первых выставок нонконформистов в странах Западной Европы и США. И на этом история не заканчивается — в наши дни в ней пишутся новые страницы, в частности аукционным домом Sotheby’s, предоставившим неофициальному искусству СССР отдельные торги. К этой истории может присоединиться и любой из нас — вписав себя в одну из глав собственным приобретением отдельной работы отдельного художника.
В случае Льва Кропивницкого у коллекционера есть преимущество: свою историю коллекционеру не нужно будет писать с чистого листа.
Источники: «Другое искусство»: Москва, 1956-76 ; к хронике художественной жизни. М., 1991; Кропивницкий Л. Е. Капризы подсознания. Стихи и рисунки. М., 1990.
1 "Другое искусство": Москва, 1956-76 ; к хронике художественной жизни. М., 1991. Т. 1. С. 111.
2 Цит. по: Другое искусство. М: Галарт, 2005. С. 17.
3 Кропивницкий Л. Е. Капризы подсознания. Стихи и рисунки. М., 1990. С. 108.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210329_kropivnitsky_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210329_kropivnitsky_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.