Художник недели: Александр Ситников
Творчество, ценовые и маркетинговые показатели одного из ключевых художников поколения семидесятников, Александра Григорьевича Ситникова, автора красочных полотен-фантасмагорий
Год рождения: 1945
Направление: символизм, сюрреализм, абстракция
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
В истории отечественного искусства 1970-х годов фигура Александра Григорьевича Ситникова занимает особое место. Принятый в официальный сонм современных советских художников, допущенный к международным выставкам, Ситников, однако, всегда следовал по собственному творческому пути, не пересекавшемуся ни с магистральным курсом соцреализма, ни с бурлящей контркультурой нонконформистов.
Работы Ситникова, изобилующие мифологическими отсылками и культурными кодами, ловят непосвященного зрителя в лабиринт своих наслаивающихся форм, линий и ярких красок и оставляют его разгадывать философские шарады их создателя. Рассматривание холстов Александра Ситникова искусствовед Александр Якимович уподобляет барахтанию в колючем кустарнике, откуда каждому смотрящему выпутываться предстоит самостоятельно. Один увидит в картинах Ситникова математическую выверенность и услышит пифагорейскую музыку сфер. Другой узнает в лицах героев лики с православных икон, а в позах разглядит древнеегипетский изобразительный канон. Третий вспомнит пикассовскую «Гернику» и «Минотавра». Четвертый проведет параллель с органическим разрастанием «аналитических» картин Павла Филонова. И каждый воспримет искусство Александра Ситникова по-своему.
Александр Григорьевич Ситников родился 20 февраля 1945 года в деревне Ива Пензенской области. Получил академическое художественное образование в Суриковском институте, на графическом отделении, в мастерской политического плаката Николая Пономарева и Олега Савостюка. Еще в годы учебы (1966–1972) начал участвовать в выставках. В 1975-м вступил в Союз художников СССР. В 1980-х стал лауреатом триеннале и биеннале современного искусства в Нью-Дели (Индия) и Кошице (Чехословакия). Член-корреспондент Российской Академии Художеств (2007), действительный член РАХ (2012). Александр Ситников живет и работает в Москве.
Становление художника приходится на конец 1960-х — 1970-е. Свои ранние работы сам Ситников определяет как наивно-иронические. Это «озорные арабески и идеограммы», в которых угадываются даже мотивы африканского искусства («Кассандра», «Цыганка», «Парень и Афродита» и др.).
В совсем другой манере написана работа «Студентки» 1972 года: в ней уже отчетливо просматриваются элементы узнаваемого авторского стиля. Общий тон, настроение картины пока еще проникнуты «оттепельным» лиризмом и оптимизмом. Три девушки собрались в комнате для разговоров о прекрасном. Словно музы, они окружены символами искусств. Одна из девушек держит в руках модель храма — образ, будто списанный с древнерусской иконы.
Но «оттепель» сменилась эпохой застоя, а в работах Ситникова на смену наивно-лирическому настроению пришли драма, трагедия, хаос. К концу 1970-х краски сгущаются, палитра взрывается красным цветом, а полотна заполоняют звери, люди, мистические существа. Они закручиваются в подобие сюрреалистического сновидения, наполненного аллегориями и символами. Эти фантасмагории далеки от действительности, но в них сквозит предчувствие апокалипсиса, трагедии, погружения в хаос. «Мои полотна — словно крик отчаяния, ибо войны и боль захлестнули 20 век», — говорил художник.
На авансцену выходит красный бык — символ столь же древний, сколь и многозначный. От крито-микенских быков до пикассовских, от серовского «Похищения Европы» до красных быков Ситникова. Образ быка в картинах Александра Григорьевича проходит собственную эволюцию — от миролюбивого в «Прогулке» (1977) до давящего, топчущего в «Триумфе красного быка» (1979), и после — покоренного, укрощенного и страдающего (серия «Укрощение»). Быки стали не только одной из самых узнаваемых тем в творчестве Ситникова, но и одним из главных символов для поколения художников-семидесятников.
Творчество Ситникова невозможно рассматривать в отрыве от творчества его супруги — художницы Ольги Булгаковой (1951). Ситников и Булгакова десятилетиями влияли на художественные и мировоззренческие установки друг друга. Каждый работал в собственной манере, но темы и проблематика работ зачастую перекликались и дополняли друг друга. Так, в середине 1980-х Ситников и Булгакова задумалась о взаимосвязи живописи с другими видами искусства. И если Ольга Булгакова обратилась к литературе, образам Гоголя, Пушкина, то Александр Ситников искал способ выразить музыку через живопись. В картинах, посвященных композиторам Альфреду Шнитке и Дмитрию Шостаковичу, нарастающая жесткость и геометричность линий и форм будто вторит музыкальному ритму; пятна краски выплескиваются, как нотные пассажи, на рояль, за которым сидит напряженная, изломанная фигура композитора.
В 2000-х Ситников работал над трехмерными ассамбляжами, навеянными исканиями супрематистов и авангардистов начала предыдущего века (цикл «Родная речь»). В этих лаконичных по колориту ассамбляжах центральное место занимают атрибуты ушедшей советской эпохи — звезды, пилы, молотки.
В разгар пандемии, в мае прошлого года, Александр Ситников поделился своим опытом самоизоляции с «Радио Культура». Художник проживал этот период в своей мастерской — в герметичном пространстве, ставшем местом размышлений о настоящем и будущем: «Предметы есть, суть, лишь копии чисел, и только окно в небо и небо в окне есть чистый свет и красота. Там проходят, как известно, небесные оси, на которых кое-как держится наша с вами гармония или дисгармония». Так и работы Александра Ситникова подобны замкнутым, герметичным мирам, наполненным предметами-символами, хаосом и гармонией.
Работы художника экспонировались в Московском музее современного искусства, Государственной Третьяковской галерее, в Художественном музее Челси (Нью-Йорк), Музее современного искусства Кракова и более 40 других музейных и коммерческих площадках в странах Европы и США. За рубежом Александра Ситникова и Ольгу Булгакову представляет, в частности, нидерландская Galerie de Twee Pauwen (Гаага).
Творчество Александра Ситникова представлено в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Московского музея современного искусства и многих региональных музеев, в Музее Циммерли в Нью-Брансуике (США), Музее Людвига в Пекине (Китай), Музее современного искусства в Нюрнберге (Германия) и других зарубежных институциях.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Александра Ситникова входит живопись, проданная зарубежными аукционными домами в различные периоды. Третий текущий результат был достигнут нью-йоркским Habsburg еще в 1990 году: работа «Шостакович» (1986, холст, масло) ушла с торгов за $49 549. Вторую позицию в ценовом рейтинге художника занимает живопись «Сон. Похищение Европы» (1978, холст, масло), за которую летом 2008 года на лондонском Sotheby's заплатили $53 735. Ныне действующий рекорд также был установлен на Sotheby’s, но полугодом ранее: на «русских торгах» 2007-го «Искушение» (1985, холст, масло) купили за $63 126 при эстимейте $41 394–51 743.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 52 раза были выведены на аукционные торги, из них живопись — 36 работ, коллаж — 6 работ, смешанная техника и тиражная продукция — по 5 работ. Средняя стоимость проданных работ — $21,9 тыс., медианная стоимость — $12,5 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $593,1 тыс. Имеет баланс проданных и непроданных работ 27 к 25 (52 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1990–2008 | 18 | 12 | 67 | 6 |
2009–2014 | 21 | 9 | 43 | 12 |
2015–2021 | 13 | 6 | 46 | 7 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
США | 18 | 12 | 67 | 6 |
РФ | 14 | 6 | 43 | 8 |
Великобритания | 12 | 7 | 58 | 5 |
Германия | 4 | 1 | 25 | 3 |
Канада | 2 | 1 | 50 | 1 |
Нидерланды | 1 | 0 | 0 | 1 |
Швеция | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ | CAGR, % | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | |||||||
1 | Художница | 2019 | 5 436 | 2020 | 4 860 | 1 | Литфонд, Москва | –576 | –10,6 | |
2 | Музы | 2007 | 28 367 | 2011 | 23 412 | 4 | Sotheby’s, Лондон | –4 955 | –4,4 |
Работы Александра Ситникова к моменту публикации материала имеют всего 2 повторные продажи с отрицательным среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR). В подобных случаях аналитиками рынка искусства статистика в расчет не принимается, однако выскажем два очевидных утверждения (верных и для рынка художника в целом, по внутренним данным частных продаж, которые обязан изучать коллекционер перед совершением сделки). Сделка № 1: спекулятивная продажа после одного года владения, очевидно, не лучший вариант с произведениями Ситникова для российского аукциона, тем более — посреди карантина, где за внимание коллекционера спорили давно не выставлявшиеся на торги работы классиков и молодых авторов. Сделка № 2: приобрести работу на пике рынка в 2007-м, а продать в самом начале его восстановления после кризиса в 2011-м в Лондоне — рискованный шаг, стоивший владельцу потери чуть более 10 % стоимости, не считая комиссии аукционного дома. Средняя стоимость всех проданных работ художника составляет 301 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались в три раза выше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта — до 281 % — зафиксировано при 31 % продаж.
Александр Ситников из тех редких художников неофициального искусства СССР, которые на протяжении трех десятилетий сохраняли узнаваемость, но при этом всегда были разными — и затем перешагнули в художественный мир новой России, сохранив идентичность и желание исследовать новые темы в своем творчестве. Что характерно — без его работ не обходится, пожалуй, ни одна из престижных частных коллекций советского искусства позднего периода, которые сформировали иностранцы-экспаты, работавшие в Москве в 1990-е — 2000-е годы. Интересом коллекционеров, в частности, объясняется и относительно небольшая аукционная статистика художника, включая повторные продажи: поклонники его таланта предпочитают активнее работать на первичном рынке, а если выпадает возможность побороться за качественные предметы на аукционах — превышают эстимейт в разы. При этом вся аукционная статистика Александра Ситникова очень «стройная», без спекулятивных перепадов цен.
Кстати, самая первая аукционная продажа, датированная 1990-м годом и входящая в тройку самых крупных сделок с работами Ситникова, говорит о фокусировке рыночного внимания вокруг академических заслуг художника — начиная от собрания Нортона Доджа (впоследствии ставшего основой Музея Циммерли) до признания в Западной Европе и Китае. Скорее всего, именно вокруг «выставочно-музейного» капитала и будет формироваться новый виток рыночной активности художника. Прогнозируем, что со следующего сезона работы Александра Ситникова появятся в обойме нонконформистов на октябрьских тематических торгах Sotheby’s. А там и до собрания Гуггенхайма недалеко.
Источники: tg-m.ru, bulgakova-sitnikov.com, didigallery.com, artrussia.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210322_sitnikov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210322_sitnikov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.