СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Ваулин
  • Воуба
  • Захаров
  • Корсакова
  • Мерабишвили

Художник недели: Александр Ситников
ARTinvestment.RU   22 марта 2021

Творчество, ценовые и маркетинговые показатели одного из ключевых художников поколения семидесятников, Александра Григорьевича Ситникова, автора красочных полотен-фантасмагорий

Год рождения: 1945

Направление: символизм, сюрреализм, абстракция

Вид искусства: живопись, графика

Жизнь и творчество

В истории отечественного искусства 1970-х годов фигура Александра Григорьевича Ситникова занимает особое место. Принятый в официальный сонм современных советских художников, допущенный к международным выставкам, Ситников, однако, всегда следовал по собственному творческому пути, не пересекавшемуся ни с магистральным курсом соцреализма, ни с бурлящей контркультурой нонконформистов.

Работы Ситникова, изобилующие мифологическими отсылками и культурными кодами, ловят непосвященного зрителя в лабиринт своих наслаивающихся форм, линий и ярких красок и оставляют его разгадывать философские шарады их создателя. Рассматривание холстов Александра Ситникова искусствовед Александр Якимович уподобляет барахтанию в колючем кустарнике, откуда каждому смотрящему выпутываться предстоит самостоятельно. Один увидит в картинах Ситникова математическую выверенность и услышит пифагорейскую музыку сфер. Другой узнает в лицах героев лики с православных икон, а в позах разглядит древнеегипетский изобразительный канон. Третий вспомнит пикассовскую «Гернику» и «Минотавра». Четвертый проведет параллель с органическим разрастанием «аналитических» картин Павла Филонова. И каждый воспримет искусство Александра Ситникова по-своему.

Александр Григорьевич Ситников родился 20 февраля 1945 года в деревне Ива Пензенской области. Получил академическое художественное образование в Суриковском институте, на графическом отделении, в мастерской политического плаката Николая Пономарева и Олега Савостюка. Еще в годы учебы (1966–1972) начал участвовать в выставках. В 1975-м вступил в Союз художников СССР. В 1980-х стал лауреатом триеннале и биеннале современного искусства в Нью-Дели (Индия) и Кошице (Чехословакия). Член-корреспондент Российской Академии Художеств (2007), действительный член РАХ (2012). Александр Ситников живет и работает в Москве.

Становление художника приходится на конец 1960-х — 1970-е. Свои ранние работы сам Ситников определяет как наивно-иронические. Это «озорные арабески и идеограммы», в которых угадываются даже мотивы африканского искусства («Кассандра», «Цыганка», «Парень и Афродита» и др.). 

В совсем другой манере написана работа «Студентки» 1972 года: в ней уже отчетливо просматриваются элементы узнаваемого авторского стиля. Общий тон, настроение картины пока еще проникнуты «оттепельным» лиризмом и оптимизмом. Три девушки собрались в комнате для разговоров о прекрасном. Словно музы, они окружены символами искусств. Одна из девушек держит в руках модель храма — образ, будто списанный с древнерусской иконы.

Но «оттепель» сменилась эпохой застоя, а в работах Ситникова на смену наивно-лирическому настроению пришли драма, трагедия, хаос. К концу 1970-х краски сгущаются, палитра взрывается красным цветом, а полотна заполоняют звери, люди, мистические существа. Они закручиваются в подобие сюрреалистического сновидения, наполненного аллегориями и символами. Эти фантасмагории далеки от действительности, но в них сквозит предчувствие апокалипсиса, трагедии, погружения в хаос. «Мои полотна — словно крик отчаяния, ибо войны и боль захлестнули 20 век», — говорил художник.

На авансцену выходит красный бык — символ столь же древний, сколь и многозначный. От крито-микенских быков до пикассовских, от серовского «Похищения Европы» до красных быков Ситникова. Образ быка в картинах Александра Григорьевича проходит собственную эволюцию — от миролюбивого в «Прогулке» (1977) до давящего, топчущего в «Триумфе красного быка» (1979), и после — покоренного, укрощенного и страдающего (серия «Укрощение»). Быки стали не только одной из самых узнаваемых тем в творчестве Ситникова, но и одним из главных символов для поколения художников-семидесятников.

Творчество Ситникова невозможно рассматривать в отрыве от творчества его супруги — художницы Ольги Булгаковой (1951). Ситников и Булгакова десятилетиями влияли на художественные и мировоззренческие установки друг друга. Каждый работал в собственной манере, но темы и проблематика работ зачастую перекликались и дополняли друг друга. Так, в середине 1980-х Ситников и Булгакова задумалась о взаимосвязи живописи с другими видами искусства. И если Ольга Булгакова обратилась к литературе, образам Гоголя, Пушкина, то Александр Ситников искал способ выразить музыку через живопись. В картинах, посвященных композиторам Альфреду Шнитке и Дмитрию Шостаковичу, нарастающая жесткость и геометричность линий и форм будто вторит музыкальному ритму; пятна краски выплескиваются, как нотные пассажи, на рояль, за которым сидит напряженная, изломанная фигура композитора.

В 2000-х Ситников работал над трехмерными ассамбляжами, навеянными исканиями супрематистов и авангардистов начала предыдущего века (цикл «Родная речь»). В этих лаконичных по колориту ассамбляжах центральное место занимают атрибуты ушедшей советской эпохи — звезды, пилы, молотки.

В разгар пандемии, в мае прошлого года, Александр Ситников поделился своим опытом самоизоляции с «Радио Культура». Художник проживал этот период в своей мастерской — в герметичном пространстве, ставшем местом размышлений о настоящем и будущем: «Предметы есть, суть, лишь копии чисел, и только окно в небо и небо в окне есть чистый свет и красота. Там проходят, как известно, небесные оси, на которых кое-как держится наша с вами гармония или дисгармония». Так и работы Александра Ситникова подобны замкнутым, герметичным мирам, наполненным предметами-символами, хаосом и гармонией.

Работы художника экспонировались в Московском музее современного искусства, Государственной Третьяковской галерее, в Художественном музее Челси (Нью-Йорк), Музее современного искусства Кракова и более 40 других музейных и коммерческих площадках в странах Европы и США. За рубежом Александра Ситникова и Ольгу Булгакову представляет, в частности, нидерландская Galerie de Twee Pauwen (Гаага).

Творчество Александра Ситникова представлено в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Московского музея современного искусства и многих региональных музеев, в Музее Циммерли в Нью-Брансуике (США), Музее Людвига в Пекине (Китай), Музее современного искусства в Нюрнберге (Германия) и других зарубежных институциях.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Александра Ситникова входит живопись, проданная зарубежными аукционными домами в различные периоды. Третий текущий результат был достигнут нью-йоркским Habsburg еще в 1990 году: работа «Шостакович» (1986, холст, масло) ушла с торгов за $49 549. Вторую позицию в ценовом рейтинге художника занимает живопись «Сон. Похищение Европы» (1978, холст, масло), за которую летом 2008 года на лондонском Sotheby's заплатили $53 735. Ныне действующий рекорд также был установлен на Sotheby’s, но полугодом ранее: на «русских торгах» 2007-го «Искушение» (1985, холст, масло) купили за $63 126 при эстимейте $41 394–51 743.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 52 раза были выведены на аукционные торги, из них живопись — 36 работ, коллаж — 6 работ, смешанная техника и тиражная продукция — по 5 работ. Средняя стоимость проданных работ — $21,9 тыс., медианная стоимость — $12,5 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $593,1 тыс. Имеет баланс проданных и непроданных работ 27 к 25 (52 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
1990–2008 18 12 67 6
2009–2014 21 9 43 12
2015–2021 13 6 46 7

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
США 18 12 67 6
РФ 14 6 43 8
Великобритания 12 7 58 5
Германия 4 1 25 3
Канада 2 1 50 1
Нидерланды 1 0 0 1
Швеция 1 0 0 1

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом, город Прибыль, $ CAGR, %
Год Цена, $ Год Цена, $
1 Художница 2019 5 436 2020 4 860 1 Литфонд, Москва –576 –10,6
2 Музы 2007 28 367 2011 23 412 4 Sotheby’s, Лондон –4 955 –4,4

Работы Александра Ситникова к моменту публикации материала имеют всего 2 повторные продажи с отрицательным среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR). В подобных случаях аналитиками рынка искусства статистика в расчет не принимается, однако выскажем два очевидных утверждения (верных и для рынка художника в целом, по внутренним данным частных продаж, которые обязан изучать коллекционер перед совершением сделки). Сделка № 1: спекулятивная продажа после одного года владения, очевидно, не лучший вариант с произведениями Ситникова для российского аукциона, тем более — посреди карантина, где за внимание коллекционера спорили давно не выставлявшиеся на торги работы классиков и молодых авторов. Сделка № 2: приобрести работу на пике рынка в 2007-м, а продать в самом начале его восстановления после кризиса в 2011-м в Лондоне — рискованный шаг, стоивший владельцу потери чуть более 10 % стоимости, не считая комиссии аукционного дома. Средняя стоимость всех проданных работ художника составляет 301 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались в три раза выше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта — до 281 % — зафиксировано при 31 % продаж.

Александр Ситников из тех редких художников неофициального искусства СССР, которые на протяжении трех десятилетий сохраняли узнаваемость, но при этом всегда были разными — и затем перешагнули в художественный мир новой России, сохранив идентичность и желание исследовать новые темы в своем творчестве. Что характерно — без его работ не обходится, пожалуй, ни одна из престижных частных коллекций советского искусства позднего периода, которые сформировали иностранцы-экспаты, работавшие в Москве в 1990-е — 2000-е годы. Интересом коллекционеров, в частности, объясняется и относительно небольшая аукционная статистика художника, включая повторные продажи: поклонники его таланта предпочитают активнее работать на первичном рынке, а если выпадает возможность побороться за качественные предметы на аукционах — превышают эстимейт в разы. При этом вся аукционная статистика Александра Ситникова очень «стройная», без спекулятивных перепадов цен.

Кстати, самая первая аукционная продажа, датированная 1990-м годом и входящая в тройку самых крупных сделок с работами Ситникова, говорит о фокусировке рыночного внимания вокруг академических заслуг художника — начиная от собрания Нортона Доджа (впоследствии ставшего основой Музея Циммерли) до признания в Западной Европе и Китае. Скорее всего, именно вокруг «выставочно-музейного» капитала и будет формироваться новый виток рыночной активности художника. Прогнозируем, что со следующего сезона работы Александра Ситникова появятся в обойме нонконформистов на октябрьских тематических торгах Sotheby’s. А там и до собрания Гуггенхайма недалеко.

Источники: tg-m.ru, bulgakova-sitnikov.com, didigallery.com, artrussia.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210322_sitnikov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210322_sitnikov_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 01.10.2021 Арт-рынок произведений Альбрехта Дюрера Обзор арт-рынка произведений Альбрехта Дюрера, включающий в себя ключевые факторы известности мастера, анализ его живописного наследия, стоимость рисунков и гравюр
  • 27.09.2021 Открыт 85-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Анелии Алиповой, Сергея Бордачёва, Марины Венедиктовой, Ильи Евдокимова, Анастасии Захаровой, Натальи Захаровой, Владимира Коркодыма, Виктора Крапошина, Владислава Моргунова, Нины Поляковой, Ольги Пушкарёвой, Ирины Раковой, Янины Ческидовой
  • 22.09.2021 Sotheby’s: $3,2 млн за нонконформистов Каталог онлайн-аукциона Escape Artists был распродан на 79 % по лотам и 122 % по деньгам. Лучше всего продавались работы Рабина, Краснопевцева, Целкова, Плавинского, Пивоварова. Обновились рекорды Чуйкова, Пятницкого и не только
  • 20.09.2021 Открыт 84-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Семёна Агроскина, Азама Атаханова, Юрия Бабича, Константина Батынкова, Анатолия Горяинова, Ильи Комова, Виктора Крапошина, Андрея Криволапова, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Кати Филипповой, Николая Фурсова, Дмитрия Шорина, Татьяны Ян
  • 14.09.2021 Открыт 83-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Михаила Дронова, Михаила Ермолова, Александра Захарова, Александра Кацалапа, Виктора Крапошина, Виктора Кротова, Людмилы Кылыч, Ирины Раковой, Тимофея Смирнова, Игоря Снегура, Елены Суровцевой
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх