Художник недели: Александр Родченко
ARTinvestment.RU 19 января 2021
История, ценовые и маркетинговые показатели Александра Родченко, чья многосторонняя практика выступает символом творческого эксперимента в эпоху авангарда
Годы жизни: 1891–1956
Направление: кубофутуризм, геометрическая абстракция, конструктивизм
Виды искусства: живопись, графика, пространственные конструкции, сценография, фотография, дизайн
Жизнь и творчество
Александр Родченко — ключевая фигура в художественной жизни 1920–30-х годов, живописец авангарда, родоначальник советского дизайна и рекламы, пионер русской авангардной фотографии. В каждой из сфер, к которым Родченко обращался в своей творческой практике, он сказал новое слово, заложив фундамент советской визуальной культуры.
Александр Михайлович Родченко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге, в здании театра на Невском проспекте, где его отец работал бутафором. В 1901 семья переехала в Казань. Здесь Родченко начал учиться на зубного техника, но быстро оставил эту затею, устроившись вольнослушателем в Казанскую художественную школу. Он увлекся искусством Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Обри Бёрдслея, японской гравюрой и поэзией Серебряного века. Переломным моментом оказался приезд в 1914 году в Казань футуристов Владимира Маяковского, Давида Бурлюка и Василия Каменского — посетив их вечер, Родченко всерьез заинтересовался новейшими тенденциями в искусстве. В том же году в училище он познакомился с будущей женой Варварой Степановой. В конце 1915 года пара художников переехала в Москву.
По приезде в Москву начал обучение в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище и познакомился с Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным. К последнему художник проникся огромным уважением. Он участвовал в организованной Татлиным выставке «Магазин» (1916), на которой нашел свое отражение кубофутуристический период творчества Родченко. Впоследствии его работы экспонировались на важнейших выставках конца 1910-х — начала 1920-х годов, в том числе «Беспредметное творчество и супрематизм» (1919, Москва) и «5 × 5 = 25» (1921, Москва).
Следуя за общим направлением развития искусства авангарда, художник обратился к беспредметной живописи, последовательно разрабатывал проблему взаимоотношения плоскости и пространства, цвета и света, фактуры и формы в станковой картине. В противопоставление «Белому на белом» Малевича создал композицию «Черное на черном», где фактура поверхности картины выступила основным объектом живописного эксперимента. Кроме того, Родченко утвердил линию как самоценную форму в искусстве, придав ей значение символа конструкции. Свои теоретические находки художник изложил в текстах манифестов «Все — опыты» и «Линия» (1920). В 1921 году Родченко подытожил свою живописную практику триптихом «Гладкий цвет», состоявшим из трех монохромных холстов — красного, желтого и синего.
Плотная работа с фактурой, использование «нехудожественных» инструментов (циркуля, линейки, валика) для создания живописных работ, вычленение универсальных геометрических принципов построения композиции наметили основу для формирования конструктивизма в изобразительном искусстве. Циклы пространственных конструкций, над которыми Родченко работал с 1918 по 1921 год («Складывающиеся и разбирающиеся», 1918; «Плоскости, отражающие свет», 1920–1921; «По принципу одинаковых форм», 1920–1921) послужили основами для конструктивистского метода.
С большим энтузиазмом встретив Октябрьскую революцию, Родченко во многом сформировал и направил художественную жизнь молодого государства. Он стоял у истоков Профессионального союза художников-живописцев Москвы (1918), был его секретарем, в 1920 году стал одним из создателей РАБИСа (советского профсоюза работников искусства). Работал в отделе ИЗО Наркомпроса и заведовал Музейным бюро (1918–1921). Вел активную преподавательскую деятельность: с 1920 года на живописном факультете, а затем, с 1922 по 1930, на производственном металлообрабатывающем факультете ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа. С 1920 был членом президиума ИНХУКа, с 1921 возглавлял институт, деятельность которого сосредоточилась на теоретической разработке проблем конструктивизма и производственного искусства. Художники-производственники, поставившие искусство на пользу быту, во главе с Родченко создавали функциональную мебель, предметы быта, рабочие костюмы. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже был представлен интерьер рабочего клуба Родченко, где воплотились его главные идеи создания среды для «нового» советского человека.
С начала 1920-х Родченко, с самого детства завороженный искусством театральных представлений, работал для театра. В 1920 году он создал эскизы костюмов для неосуществленной постановки А. М. Гана «Мы» (1920), оформил спектакли «Клоп» по пьесе В. В. Маяковского в театре Всеволода Мейерхольда (1929) и «Шестая мира» для Московского мюзик-холла (1931).
Свои находки в живописи Родченко перенес на проектирование рекламного и агитационного плаката, плодотворно сотрудничая в этой сфере с Владимиром Маяковским. Выразительность и убедительность рекламы Родченко строилась на четкой графической схеме изображения, в которую вплетались понятийно-знаковые элементы (стрелки и восклицательные знаки), а также выразительном рубленом шрифте. В плакат, как и в книжную графику («Про это», 1923), Родченко включал элементы фотомонтажа, что добавляло ощущение реальности, вещественности демонстрируемого образа.
Через фотомонтаж в середине 1920-х Родченко пришел к фотографии. Сначала он создавал психологические портреты родственников, друзей и знакомых, а затем сконцентрировался на документальной фотографии, став главным фотографом советского режима. Работал фотокорреспондентом для множества журналов, запечатлевал новую архитектуру, советский быт, празднества. И здесь, как и в остальных областях своей практики, Родченко выступил как новатор — в первую очередь в опытах с неожиданными ракурсами (в частности, «снизу вверх» и «сверху вниз») и динамикой композиции, построенной на диагональной линии.
В конце 1920-х новатор Родченко впервые подвергся критике за формализм. В 1930 году он на базе фотосекции творческого объединения «Октябрь» создал одноименную фотогруппу. В числе ее участников были мастера авангарда в фотографии: Борис Игнатович, Елеазар Лангман, Владимир Грюнталь, Михаил Кауфман. В 1931 году на выставке группы в Доме печати художник экспонировал ряд снимков, композиционная смелость которых повлекла за собой обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. В результате Родченко вышел из состава «Октября» (1932) и начал работать фотокорреспондентом по Москве «Изогиза», а затем отправился на съемки строительства Беломорско-Балтийского канала (1933).
В целом во второй половине 1930-х годов Родченко переживал некий творческий кризис, который привел его к возвращению к станковой картине. В произведениях конца 1930-х — 1940-х годов он внезапно обратился к фигуративной живописи, перемежая ее с полуабстрактными декоративными работами на тему цирка, портретами, пейзажами, отмеченными динамикой быстрых и легких мазков, экспрессией колорита и фактуры. Художник не переставал экспериментировать и в области абстракции — ряд его работ конца 1940-х годов приближается к абстрактному экспрессионизму, другие наталкивают на ассоциации с зарождавшимся тогда неофициальным искусством. В 1952-м он был исключен из МОСХ, но благодаря усилиям Варвары Степановой восстановлен в 1955 году. Умер 3 декабря 1956 года от инсульта в Москве, незадолго до открытия своей первой фотовыставки.
Персональные выставки великого мастера авангарда прошли в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1971, 1994, 1998), Музее Людвига в Кёльне (1978), Центре Помпиду в Париже (1981), Венском музее прикладного искусства (1991, 2005) и многих других ведущих зарубежных институциях. В России в последние годы состоялось несколько крупных экспозиций творчества художника (преимущественно его фотографии) — «В гостях у Родченко и Степановой» (2015, Музей личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина), «Александр Родченко. Опыты для будущего» (2016, Мультимедиа Арт Музей), «Александр Родченко. Из коллекции фонда Still Art Foundation» (2020, Центр фотографии братьев Люмьер).
Работы Родченко находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина, Мультимедиа Арт Музее, Музее Людвига в Кёльне, Музее современного искусства в Нью-Йорке и других собраниях в России и за рубежом.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Александра Родченко входит как живопись, так и графика, проданная Sotheby’s за пределами России в разные периоды. Третий по стоимости результат был достигнут нью-йоркским офисом аукционного дома: живопись «Клоун. Сцена в цирке (Жонглер)» (1935, холст, масло) была продана за $528 000. Обновления рекорда пришлось ждать девять лет: графика «Круговая и линейная композиция» (1917, бумага, акварель, гуашь, карандаш, чернила) ушла с торгов на Sotheby’s в Нью-Йорке осенью 2015 года за $646 000. Ныне действующий рекорд был установлен в 2016-м, и место действия перенеслось в Лондон: на осенних «русских неделях» живопись «Построение № 95» (1919, холст, масло) ушла с молотка за $4 554 531.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 745 раз были выведены на аукционные торги, из них фотографии — 625 работ, графика — 54 работы, живопись и тиражная продукция — по 21 работе, коллаж — 8 работ, скульптура — 6 работ, книги — 5 работ, смешанная техника — 2 работы. Средняя стоимость проданных работ — $31,4 тыс., медианная стоимость — $5,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $14,23 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 453 к 292 (61 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1989–2003 | 275 | 190 | 69 | 85 |
2004–2008 | 191 | 127 | 66 | 64 |
2009–2014 | 147 | 71 | 48 | 76 |
2015–2020 | 132 | 65 | 49 | 67 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
США | 288 | 192 | 67 | 96 |
Великобритания | 157 | 101 | 64 | 56 |
Германия | 138 | 79 | 57 | 59 |
Франция | 45 | 22 | 49 | 23 |
РФ | 43 | 26 | 60 | 17 |
Австрия | 25 | 11 | 44 | 14 |
Монако | 12 | 2 | 17 | 10 |
Италия | 11 | 7 | 64 | 4 |
Бельгия | 8 | 6 | 75 | 2 |
Швейцария | 8 | 3 | 38 | 5 |
Израиль | 3 | 2 | 67 | 1 |
Испания | 2 | 0 | 0 | 2 |
Нидерланды | 2 | 2 | 100 | 0 |
Армения | 1 | 0 | 0 | 1 |
Украина | 1 | 0 | 0 | 1 |
Чехия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Untitled | 2016 | 4 406 | 2017 | 686 | 1 | The Bru Sale, Брюссель | –3 720 | –84,4 |
2 | Untitled | 2017 | 686 | 2017 | 327 | 1 | The Bru Sale, Брюссель | –359 | –52,3 |
3 | История Коммунистической партии | 2012 | 7 912 | 2013 | 4 485 | 1 | The Bru Sale, Брюссель | –3 427 | –43,3 |
4 | Копание червей для наживки | 1996 | 3 360 | 1997 | 2 160 | 1 | Swann Galleries, Нью-Йорк | –1 200 | –35,7 |
5 | Студентка/ Художник Шевченко/ В. Маяковский | 2000 | 251 | 2001 | 201 | 1 | Nagel, Штутгарт | –50 | –19,9 |
6 | Untitled | 2017 | 1 424 | 2017 | 1 252 | 1 | The Bru Sale, Брюссель | –172 | –12,1 |
7 | Колонна «Динамо» | 1992 | 24 006 | 2002 | 16 800 | 10 | Christie's, Нью-Йорк | –7 206 | –3,0 |
8 | Антракт | 2008 | 11 113 | 2012 | 9 932 | 4 | Phillips de Pury, Нью-Йорк | –1 181 | –2,7 |
9 | Колонна спортивного общества «Динамо», направляющаяся к Красной площади | 2004 | 17 925 | 2006 | 17 405 | 2 | Sotheby's, Амстердам | –520 | –1,5 |
10 | Lestnitsa (Steps) | 2014 | 275 000 | 2019 | 281 250 | 5 | Christie's, Нью-Йорк | 6 250 | 0,5 |
11 | Девушка с фотоаппаратом «Лейка» | 1996 | 5 040 | 2002 | 9 600 | 6 | Swann Galleries, Нью-Йорк | 4 560 | 15,1 |
12 | Пионер | 1992 | 32 008 | 2013 | 143 000 | 21 | Sotheby's, Нью-Йорк | 110 992 | 16,5 |
13 | Lestnitsa (Steps) | 1993 | 56 015 | 2014 | 275 000 | 21 | Sotheby's, Нью-Йорк | 218 985 | 18,6 |
14 | Пионер-горнист | 2001 | 2 514 | 2002 | 3 196 | 1 | Lempertz, Кельн | 682 | 27,1 |
15 | Стадион «Динамо», спортивный парад | 2004 | 9 000 | 2006 | 14 504 | 2 | Sotheby's, Амстердам | 5 504 | 30,6 |
16 | Композиция | 2002 | 13 617 | 2003 | 25 184 | 1 | Ketterer Kunst, Мюнхен | 11 567 | 84,9 |
17 | Клоун. Сцена в цирке (Жонглер) | 1988 | 30 800 | 2006 | 528 000 | 18 | Sotheby's, Нью-Йорк | 497 200 | 89,7 |
18 | Из серии «Музей Родченко». Портфолио № 2: Портреты | 2010 | 23 055 | 2011 | 52 683 | 1 | Phillips de Pury, Лондон | 29 628 | 128,5 |
19 | Эсфирь Шуб | 2001 | 553 | 2002 | 1 422 | 1 | Christie's, Лондон | 869 | 157,1 |
Работы Александра Родченко имеют 19 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 16,5 %. Медианный CAGR составляет 0,5 %. При этом 5 неудачных для владельцев результатов были показаны на торгах небольших европейских аукционных домов, где покупку и продажу разделял один год. Другими словами, к чему коллекционеры стремились — то и получили. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 136 %: продавцы ушедших с аукциона работ в среднем получили сумму на треть больше первоначальной оценки аукционных домов. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 33 % продаж.
745 продаж — серьезный «улов» для любого арт-аналитика, работающего с рынком русского искусства: подобные показатели аукционной активности среди отечественных художников встречаются нечасто и позволяют (на первый взгляд) сделать анализ более подробным, а выводы — более обоснованными. Тем не менее существуют некоторые подводные камни, о которых пришло время рассказать читателям AI, еженедельно получающим свежие материалы серии «Художник недели».
В случае Александра Родченко первым из таких камней является диверсификация лотов: 625 фотографий из 745 всех проданных на вторичном рынке работ — это 84 %, тогда как доля живописи и графики вместе взятых составляет всего 10 %. Исходя из этого исследователю рынка правильно считать каждый вид искусства, к которому обращался Александр Михайлович, по отдельности.
Однако на этом работа не заканчивается: далее следует отделение инвестиционных «арт-зерен» от «арт-плевел» — проверка работ, по возможности — с привлечением экспертов. У подписчиков сервисов AI такая возможность имеется: речь идет об индикаторах инвестиционного риска, которыми сопровождается статистика продаж на нашем ресурсе. Кратко напомним его суть: на регулярной основе члены экспертного совета AI анализируют наиболее значимые из проданных работ (на основании имеющихся экспертиз, данных о провенансе, а также личных знаний) и присваивают им маркеры — от красного до зеленого. Основными критериями в процессе присвоения маркеров являются (список неполный): спрос на произведения данного художника в настоящее время, соотношение «цена/качество» представленного произведения, ясность в отношении атрибуции работы и др. Важно понимать, что индикаторы инвестиционного риска являются не заключениями о подлинности, но выражением мнения рынка (того самого, в котором новым владельцам приобретенных работ отныне вращаться, а другим коллекционерам — сталкиваться с этими работами) о связанных с ними рисках инвестиций при последующем их выведении на продажу. Так, среди 21 живописной работы Александра Родченко зеленый индикатор (самый низкий риск, единогласный положительный отзыв экспертов) имеют всего три предмета! Что приятно, два из них — включены в топ-3 продаж художника (второй результат показала графика. — AI.). Другими словами, даже в столь небольшом, находящемся как на ладони, сегменте автора, как живопись, инвестиционные перспективы 86 % предметов вызывают обоснованные сомнения ведущих экспертов по творчеству художника. Подробнее об индикаторах инвестиционного риска можно прочесть здесь.
Например, третий по стоимости результат — живопись «Клоун. Сцена в цирке (Жонглер)», проданный на Sotheby’s в 2006 году за $528 тыс., имел безупречный провенанс: ранее эта работа была приобретена на первом и единственном аукционе того же Sotheby’s в СССР за $30,8 тыс. (все лоты тех торгов были предоставлены наследниками художников). И пусть она не стала самой дорогой работой Родченко в тот вечер (рекорд установила абстракция «Линия» за $330 тыс.), но возможность легального вывоза из СССР живописной работы одного из ведущих авангардистов сыграла свою роль: «Клоун. Сцена в цирке (Жонглер)» приобрел Дэвид Джуда, совладелец лондонской галереи Annely Juda Fine Art. Следующая знаковая живописная работа Родченко с безупречной историей на международных торгах появилась в 2015 году — получаем абсолютный (на данный момент) рекорд художника в $4,55 млн.
Вы спросите: отчего рекордную цену с двумя другими результатами в топ-3 разделяет более $4 млн.? Внимательно посмотрев на детали, вы сами ответите на свой вопрос: второе место принадлежит графике, традиционно оценивающийся значительно ниже работы маслом на холсте (исключение, пожалуй, составляет лишь графика Рафаэля — и то потому, что его живопись на торги до сих пор не выводилась. — AI.). А третий аукционный результат принесла работа, созданная в 1935 году, когда авангардные эксперименты сменились обращением Родченко к фигуративной и полуабстрактной станковой живописи. Об остальных разночтениях в цифрах нашим читателям скажут индикаторы инвестиционного риска.
На текущем, 363-м AI Аукционе выставлен «Пейзаж» 1938 года.
Источник: rusavangard.ru
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210119_Rodchenko_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210119_Rodchenko_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.02.2021 Спасаться от вируса можно в музее Немецкие учёные оценили риски заражения COVID-19 в различных общественных пространствах: музеи и театры оказались гораздо безопаснее других закрытых помещений — супермаркетов, офисов или ресторанов
- 25.02.2021 Картины, созданные нейросетью, для большинства людей неотличимы от работ настоящих художников Так утверждает недавнее исследование, проведенное профессором Университета штата Колорадо
- 24.02.2021 Раскрыты новые тайны известных картин Мунка и Дали Эдвард Мунк собственноручно расписался в своём сумасшествии на картине «Крик». А малоизвестный подготовительный эскиз к картине «Тайная вечеря» рассказал о влиянии на Сальвадора Дали старых мастеров и французского салона
- 20.02.2021 Архив Александра Колдера выложили в Интернет Фонд Александра Колдера оцифровал тысячи работ, фотографий, архивных документов и публикаций
- 19.02.2021 «Импровизации» Кандинского зазвучали по-новому При помощи технологий искусственного интеллекта была воссоздана музыка, под которую мог рисовать свои абстракции Василий Кандинский
- 26.02.2021 Картина Эрика Булатова продана на AI аукционе за 8,85 млн рублей Это рекорд для работ Булатова на российских открытых торгах, а также лучшая продажа за всю историю AI аукциона! Суммарная выручка AI аукциона № 368 достигла 13,1 млн рублей. Продано рекордное число лотов — 23
- 26.02.2021 Новый рекорд цифрового искусства — $6,6 млн Работа «Перекрестки» художника Beeple, которая является невзаимозаменяемым токеном, на этой неделе была продана за рекордную сумму не только для NFT-арта, но и всего цифрового искусства
- 25.02.2021 Sotheby’s продаст коллекцию послевоенного искусства на $150 млн Аукционный дом заполучил для продажи известную коллекцию техасской миллиардерши Энн Марион, включающую первоклассные работы Клиффорда Стилла, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна и др.
- 24.02.2021 Токен-арт-мания в разгаре $560 тысяч за котика с радугой и $450 тысяч за комплект цифровой мебели! Продажи произведений цифрового искусства, являющихся невзаимозаменяемыми токенами NFT, выходят на новый уровень
- 19.02.2021 Итоги AI аукциона № 367 Суммарная выручка превысила 9,4 миллиона рублей
- 26.02.2021 Мнение. Когда падет миллиард Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. В первом материале мы зададимся вопросом: когда же будет превышена ценовая планка в $1 млрд за предмет искусства?
- 24.02.2021 Теория заблуждений: галереи — смертельные враги В рубрике «Теория заблуждений» мы искореняем мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Сегодня мы разберемся, существует ли вражда между соперничающими за рынок галереями
- 15.02.2021 Персона недели: Геннадий Красношлыков Геннадий Красношлыков — современный российский скульптор, которого можно отнести к художникам, сохраняющим пластическую культуру и продолжающим развивать в своем искусстве традиции русского и европейского искусства
- 15.02.2021 Открыты 53-и торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Куратор Екатерина Шмакова представляет работы современных скульпторов Михаила Дронова, Геннадия Красношлыкова, Андрея Криволапова, Кирилла Протопопова, Александра Смирнова-Панфилова, Бориса Чёрствого
- 15.02.2021 Художник недели: Аристарх Лентулов История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»
- 20.02.2021 Выставка «Видения звезд» в Фонде культуры «Екатерина» Дебют творческого дуэта ППСС в составе Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски на выставке в Фонде «Екатерина» на Кузнецком мосту
- 12.02.2021 В Париже покажут знаменитую коллекцию Морозовых Открытие выставки запланировано на май, — сообщил российский посол во Франции Алексей Мешков
- 10.02.2021 Россия и Италия готовятся к перекрестному Году музеев 2021/2022 В рамках года музейного обмена в разных городах России пройдут выставки из музеев Бергамо, Брешии, Умбрии, Турина и др. Среди планируемых мероприятий — выставки Джузеппе Арчимбольдо, Альберто Бурри и графики Леонардо
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн