Art Investment

Художник недели: Иосиф Крачковский

История, ценовые и маркетинговые показатели живописца Иосифа Евстафьевича Крачковского, «удивительно тонкого поэта Крыма и Кавказа»

«Крачковский — решительно один из самых талантливых наших пейзажистов; в его пейзаже много настоящей, заправской поэзии, не только во внешних эффектах, но и в манере, в колорите, в умении схватывать поэтический момент в природе, в умении выделить его и осмыслить» 1

Годы жизни: 1854–1914

Направление: реализм

Вид искусства: живопись, графика

Жизнь и творчество

Иосиф Евстафьевич Крачковский родился в 1854 году в Варшаве (согласно некоторым источникам — в Петербурге). С детства он увлекался живописью и музыкой и после окончания петербургской гимназии несколько лет проучился в консерватории. Хотя будущий художник был превосходным пианистом, выбор он сделал все же в пользу изобразительного искусства. В 1871 году Крачковский поступил в Академию художеств, сначала в качестве вольнослушателя, а затем и постоянного ученика. Юноша занимался в классе знаменитого М. К. Клодта, под чьим покровительством сформировалась целая плеяда мастеров пейзажа настроения.

Еще будучи студентом, художник экспонировал работы на академических выставках, участвовал в конкурсе Общества поощрения художников. В 1878 году Крачковский был награжден малой золотой медалью за картину «Утро», еще через год, в 1879-м, работа «Вечер» принесла ему большую золотую медаль. Помимо нее, Крачковский получил звание классного художника первой степени и право на пенсионерскую поездку за границу. В 1880 году он отправился в Европу: в Берлин, Дюссельдорф, Мюнхен, Милан и Мадрид, несколько лет жил в Париже, путешествуя оттуда по Франции, Италии, Испании и Германии. В 1884 году художник вернулся в Петербург и был удостоен звания академика (1885) за произведения, выполненные во время заграничной командировки. В 1888 году он стал преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.

В 1889 году живописец женился на Вере Николаевне Беккер, дочери архитектора Николая Фёдоровича Беккера. В браке родился сын — будущий поэт и журналист Дмитрий Иосифович Кленовский.

По возвращении на родину Крачковский продолжил путешествовать — он ездил в Малороссию и на Волгу, а в 1890-е посетил Крым. С тех пор картины южной природы заняли центральное место в его творчестве. Впоследствии в поиске сюжетов для своих работ живописец каждую весну и осень отправлялся в Крым, Италию или Францию. Художника называли «поэтом Крыма и Кавказа», который «дышит одною жизнью с природой» и рисует ее чистыми, нежными и воздушными тонами»2 .

В произведениях Крачковского точное следование натуре, основанное на тщательном изучении предшествующей русской пейзажной традиции, дополнялось чуткостью к последним тенденциям в жанре, в частности к новому, лирическому пониманию пейзажа. Живописец сочетал блестящую академическую выучку с умением тонко передать свое переживание состояния природы. Как раз этот, в высшей степени достоверный и вместе с тем эмоционально насыщенный поэтический живописный образ окружающего мира современники и ценили прежде всего в работах мастера: «…зритель чувствует, что художник [Крачковский] не задавал себе труда сочинять природу, но что такою он ее именно видел, такою она отразилась в его сознании своими мягкими, ласкающими формами, ясной простотой своего величавого покоя, роскошью красок и света»3 .

С 1890-х произведения живописца регулярно присутствовали на академических выставках, экспозициях Императорского общества поощрения художеств, Товарищества передвижных выставок, Петроградского общества художников. В 1902 году состоялась первая персональная выставка Крачковского, которая имела большой успех, а одна из работ, «Весна в Крыму», была приобретена в Музей императора Александра III. В 1908 и 1909 годах персональные выставки Крачковского прошли в Париже и Ницце.

Иосиф Евстафьевич Крачковский внезапно умер от болезни сердца в 1914 году. Смерть настигла его на озере Комо в Италии, куда он в очередной раз отправился в поиске вдохновения и новых мотивов. Спустя два года в Петрограде прошла мемориальная ретроспектива творчества живописца (1916).

В новой российской истории в крупнейших российских музеях работы Крачковского принимали участие лишь в групповых выставках — например, в 2010 году в Русском музее в составе экспозиции «Цветы в картинах», наряду с произведениями Константина Коровина, Владимира Татлина и Натальи Нестеровой.

Работы художника находятся в собраниях в Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, множества региональных институций, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Иосифа Крачковского входит живопись, проданная тремя разными аукционными домами в Лондоне в 2007–2008 годах. Третий по стоимости результат показал Sotheby's: картина «Сенокос» (1882, доска, масло) была продана за $225 199 летом 2008 года. Следующий в рейтинге результат был установлен двумя днями позже: «Весна в Крыму. Массандра» (1912, холст, масло) ушла с торгов на MacDougall's за $300 289. Рекорд продаж работ художника принадлежит Christie's: осенью 2007 года живопись «Осень» (1904, холст, масло) ушла с аукциона за $375 548.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 139 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 130 работ, графика — 7 работ, смешанная техника — 2 работы. Средняя стоимость проданных работ — $46,9 тыс., медианная стоимость — $17,5 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $3,90 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 83 к 56 (60 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
1993–2008 52 41 79 11
2009–2014 39 22 56 17
2015–2020 48 20 42 28

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
Великобритания 49 41 84 8
РФ 41 11 27 30
Франция 10 4 40 6
Германия 8 7 88 1
Финляндия 8 8 100 0
США 7 4 57 3
Украина 5 4 80 1
Швеция 2 1 50 1
Чехия 2 0 0 2
Бельгия 2 0 0 2
Австрия 2 2 100 0
Дания 1 1 100 0
Монако 1 0 0 1
Словакия 1 0 0 1

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом Прибыль, $ тыс. CAGR, %
Год Цена, $ тыс. Год Цена, $ тыс.
1 Деревня на краю поля 2009 10,80 2017 1,17 8 Leclere — Maison de Ventes, Париж –9,64 –11,2
2 Пейзаж с заходящим солнцем 2008 137,70 2012 103,53 4 MacDougall's, Лондон –34,16 –6,2
3 Вид Ялты 2008 71,03 2020 24,62 12 MacDougall's, Лондон –46,41 –5,4
4 Бурьян 2006 13,13 2008 17,10 2 Sothebys, Лондон 3,97 15,1
5 Перед дождем 1996 8,64 2017 38,52 21 Dorotheum, Вена 29,88 16,5
6 Крымский пейзаж 2005 8,87 2012 20,02 7 Sothebys, Лондон 11,16 18,0
7 Вид у города Лубны. Украина 1999 12,62 2008 128,40 9 Sothebys, Лондон 115,79 102,0
8 Глицинии в цвету 2011 16,44 2012 34,65 1 Российский аукционный дом, Москва 18,21 110,7
9 Глицинии в цвету 2010 7,73 2011 16,44 1 Sothebys, Лондон 8,71 112,7
10 Размышления 2002 5,25 2007 190,24 5 MacDougall's, Лондон 184,99 704,6

Работы Иосифа Крачковского имеют 10 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 105,7 %. Медианный CAGR составляет 17,2 %. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 157 % — другими словами, продавцы ушедших с аукциона работ в среднем получили сумму в полтора раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 54 % продаж.

Даже беглого взгляда на данные повторных продаж достаточно, чтобы отметить: неуспешные продажи слабо коррелируют со временем владения, зато напрямую связаны с годом приобретения. К сожалению, рынок Иосифа Крачковского не обошел спекулятивный ценовой «перегрев» 2006–2008 годов: для успешной сделки с его работами в этот период их нужно было успеть продать, а для неуспешной — купить. Впрочем такое внимание спекулянтов конца 2000-х указывает на то, что рынок у художника есть. А рынок, напомним, составляют сторона, желающая купить, сторона, желающая продать, и посредник, готовый потратить время и деньги на оформление сделки (например, частный дилер или аукционный дом). Другой положительный знак — разница между медианными стоимостями работ художника в разные периоды: до 2009 это значение составляло $9,3 тыс., после — $28,2 тыс. Иначе говоря, после стабилизации рынка искусства в начале 2010-х ценового «разброса и шатания» у Крачковского стало значительно меньше.

Интересно также взглянуть на факты биографии художника современным взглядом. Что такое приобретение работы Крачковского в Музей императора Александра III? Примерно то же, что сегодняшняя покупка в собрание семьи Нахмад или Фонд Бейелера. Продолжив аналогию, персональные выставки в начале XX века в Париже и Ницце — это экспозиции в современном Нью-Йорке и Майами. Сейчас, вооружившись этими фактами, маркетологи пробивали бы художнику дорогу на международный арт-рынок, а столетие назад это было заслуженным итогом упорной работы очень хорошего живописца. Слава богу, что информация вообще сохранилась: в недалеком будущем, когда за человека все будут решать данные, успехи многих русских художников в Европе того времени «перечитают» по современному курсу и зачтут.

То же касается и новых имен: события 2020 года показали, что открытия малоизвестных художников высокого уровня одинаково интересны и коллекционерам, и институциям — в лице музеев и кураторов. Иосиф Крачковский почти идеальная фигура для рынка, который стоит на платформе и ждет, когда второй эшелон прибудет на первый путь.

На текущем, 362-м AI Аукционе выставлен «Пейзаж» (1879) Иосифа Евстафьевича Крачковского.

1 Вл. Чуйко. Академическая выставка // Художественные новости. 1887. № 8. С. 221.

2 Нива. № 13. 1902. С. 254.

3 Вл. Чуйко. Академическая выставка… С. 221.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210111_krachkovsky_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210111_krachkovsky_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».