Художник недели: Иосиф Крачковский
История, ценовые и маркетинговые показатели живописца Иосифа Евстафьевича Крачковского, «удивительно тонкого поэта Крыма и Кавказа»
«Крачковский — решительно один из самых талантливых наших пейзажистов; в его пейзаже много настоящей, заправской поэзии, не только во внешних эффектах, но и в манере, в колорите, в умении схватывать поэтический момент в природе, в умении выделить его и осмыслить» 1
Годы жизни: 1854–1914
Направление: реализм
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Иосиф Евстафьевич Крачковский родился в 1854 году в Варшаве (согласно некоторым источникам — в Петербурге). С детства он увлекался живописью и музыкой и после окончания петербургской гимназии несколько лет проучился в консерватории. Хотя будущий художник был превосходным пианистом, выбор он сделал все же в пользу изобразительного искусства. В 1871 году Крачковский поступил в Академию художеств, сначала в качестве вольнослушателя, а затем и постоянного ученика. Юноша занимался в классе знаменитого М. К. Клодта, под чьим покровительством сформировалась целая плеяда мастеров пейзажа настроения.
Еще будучи студентом, художник экспонировал работы на академических выставках, участвовал в конкурсе Общества поощрения художников. В 1878 году Крачковский был награжден малой золотой медалью за картину «Утро», еще через год, в 1879-м, работа «Вечер» принесла ему большую золотую медаль. Помимо нее, Крачковский получил звание классного художника первой степени и право на пенсионерскую поездку за границу. В 1880 году он отправился в Европу: в Берлин, Дюссельдорф, Мюнхен, Милан и Мадрид, несколько лет жил в Париже, путешествуя оттуда по Франции, Италии, Испании и Германии. В 1884 году художник вернулся в Петербург и был удостоен звания академика (1885) за произведения, выполненные во время заграничной командировки. В 1888 году он стал преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
В 1889 году живописец женился на Вере Николаевне Беккер, дочери архитектора Николая Фёдоровича Беккера. В браке родился сын — будущий поэт и журналист Дмитрий Иосифович Кленовский.
По возвращении на родину Крачковский продолжил путешествовать — он ездил в Малороссию и на Волгу, а в 1890-е посетил Крым. С тех пор картины южной природы заняли центральное место в его творчестве. Впоследствии в поиске сюжетов для своих работ живописец каждую весну и осень отправлялся в Крым, Италию или Францию. Художника называли «поэтом Крыма и Кавказа», который «дышит одною жизнью с природой» и рисует ее чистыми, нежными и воздушными тонами»2 .
В произведениях Крачковского точное следование натуре, основанное на тщательном изучении предшествующей русской пейзажной традиции, дополнялось чуткостью к последним тенденциям в жанре, в частности к новому, лирическому пониманию пейзажа. Живописец сочетал блестящую академическую выучку с умением тонко передать свое переживание состояния природы. Как раз этот, в высшей степени достоверный и вместе с тем эмоционально насыщенный поэтический живописный образ окружающего мира современники и ценили прежде всего в работах мастера: «…зритель чувствует, что художник [Крачковский] не задавал себе труда сочинять природу, но что такою он ее именно видел, такою она отразилась в его сознании своими мягкими, ласкающими формами, ясной простотой своего величавого покоя, роскошью красок и света»3 .
С 1890-х произведения живописца регулярно присутствовали на академических выставках, экспозициях Императорского общества поощрения художеств, Товарищества передвижных выставок, Петроградского общества художников. В 1902 году состоялась первая персональная выставка Крачковского, которая имела большой успех, а одна из работ, «Весна в Крыму», была приобретена в Музей императора Александра III. В 1908 и 1909 годах персональные выставки Крачковского прошли в Париже и Ницце.
Иосиф Евстафьевич Крачковский внезапно умер от болезни сердца в 1914 году. Смерть настигла его на озере Комо в Италии, куда он в очередной раз отправился в поиске вдохновения и новых мотивов. Спустя два года в Петрограде прошла мемориальная ретроспектива творчества живописца (1916).
В новой российской истории в крупнейших российских музеях работы Крачковского принимали участие лишь в групповых выставках — например, в 2010 году в Русском музее в составе экспозиции «Цветы в картинах», наряду с произведениями Константина Коровина, Владимира Татлина и Натальи Нестеровой.
Работы художника находятся в собраниях в Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, множества региональных институций, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Иосифа Крачковского входит живопись, проданная тремя разными аукционными домами в Лондоне в 2007–2008 годах. Третий по стоимости результат показал Sotheby's: картина «Сенокос» (1882, доска, масло) была продана за $225 199 летом 2008 года. Следующий в рейтинге результат был установлен двумя днями позже: «Весна в Крыму. Массандра» (1912, холст, масло) ушла с торгов на MacDougall's за $300 289. Рекорд продаж работ художника принадлежит Christie's: осенью 2007 года живопись «Осень» (1904, холст, масло) ушла с аукциона за $375 548.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 139 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 130 работ, графика — 7 работ, смешанная техника — 2 работы. Средняя стоимость проданных работ — $46,9 тыс., медианная стоимость — $17,5 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $3,90 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 83 к 56 (60 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1993–2008 | 52 | 41 | 79 | 11 |
2009–2014 | 39 | 22 | 56 | 17 |
2015–2020 | 48 | 20 | 42 | 28 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Великобритания | 49 | 41 | 84 | 8 |
РФ | 41 | 11 | 27 | 30 |
Франция | 10 | 4 | 40 | 6 |
Германия | 8 | 7 | 88 | 1 |
Финляндия | 8 | 8 | 100 | 0 |
США | 7 | 4 | 57 | 3 |
Украина | 5 | 4 | 80 | 1 |
Швеция | 2 | 1 | 50 | 1 |
Чехия | 2 | 0 | 0 | 2 |
Бельгия | 2 | 0 | 0 | 2 |
Австрия | 2 | 2 | 100 | 0 |
Дания | 1 | 1 | 100 | 0 |
Монако | 1 | 0 | 0 | 1 |
Словакия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ тыс. | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ тыс. | Год | Цена, $ тыс. | ||||||
1 | Деревня на краю поля | 2009 | 10,80 | 2017 | 1,17 | 8 | Leclere — Maison de Ventes, Париж | –9,64 | –11,2 |
2 | Пейзаж с заходящим солнцем | 2008 | 137,70 | 2012 | 103,53 | 4 | MacDougall's, Лондон | –34,16 | –6,2 |
3 | Вид Ялты | 2008 | 71,03 | 2020 | 24,62 | 12 | MacDougall's, Лондон | –46,41 | –5,4 |
4 | Бурьян | 2006 | 13,13 | 2008 | 17,10 | 2 | Sothebys, Лондон | 3,97 | 15,1 |
5 | Перед дождем | 1996 | 8,64 | 2017 | 38,52 | 21 | Dorotheum, Вена | 29,88 | 16,5 |
6 | Крымский пейзаж | 2005 | 8,87 | 2012 | 20,02 | 7 | Sothebys, Лондон | 11,16 | 18,0 |
7 | Вид у города Лубны. Украина | 1999 | 12,62 | 2008 | 128,40 | 9 | Sothebys, Лондон | 115,79 | 102,0 |
8 | Глицинии в цвету | 2011 | 16,44 | 2012 | 34,65 | 1 | Российский аукционный дом, Москва | 18,21 | 110,7 |
9 | Глицинии в цвету | 2010 | 7,73 | 2011 | 16,44 | 1 | Sothebys, Лондон | 8,71 | 112,7 |
10 | Размышления | 2002 | 5,25 | 2007 | 190,24 | 5 | MacDougall's, Лондон | 184,99 | 704,6 |
Работы Иосифа Крачковского имеют 10 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 105,7 %. Медианный CAGR составляет 17,2 %. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 157 % — другими словами, продавцы ушедших с аукциона работ в среднем получили сумму в полтора раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 54 % продаж.
Даже беглого взгляда на данные повторных продаж достаточно, чтобы отметить: неуспешные продажи слабо коррелируют со временем владения, зато напрямую связаны с годом приобретения. К сожалению, рынок Иосифа Крачковского не обошел спекулятивный ценовой «перегрев» 2006–2008 годов: для успешной сделки с его работами в этот период их нужно было успеть продать, а для неуспешной — купить. Впрочем такое внимание спекулянтов конца 2000-х указывает на то, что рынок у художника есть. А рынок, напомним, составляют сторона, желающая купить, сторона, желающая продать, и посредник, готовый потратить время и деньги на оформление сделки (например, частный дилер или аукционный дом). Другой положительный знак — разница между медианными стоимостями работ художника в разные периоды: до 2009 это значение составляло $9,3 тыс., после — $28,2 тыс. Иначе говоря, после стабилизации рынка искусства в начале 2010-х ценового «разброса и шатания» у Крачковского стало значительно меньше.
Интересно также взглянуть на факты биографии художника современным взглядом. Что такое приобретение работы Крачковского в Музей императора Александра III? Примерно то же, что сегодняшняя покупка в собрание семьи Нахмад или Фонд Бейелера. Продолжив аналогию, персональные выставки в начале XX века в Париже и Ницце — это экспозиции в современном Нью-Йорке и Майами. Сейчас, вооружившись этими фактами, маркетологи пробивали бы художнику дорогу на международный арт-рынок, а столетие назад это было заслуженным итогом упорной работы очень хорошего живописца. Слава богу, что информация вообще сохранилась: в недалеком будущем, когда за человека все будут решать данные, успехи многих русских художников в Европе того времени «перечитают» по современному курсу и зачтут.
То же касается и новых имен: события 2020 года показали, что открытия малоизвестных художников высокого уровня одинаково интересны и коллекционерам, и институциям — в лице музеев и кураторов. Иосиф Крачковский почти идеальная фигура для рынка, который стоит на платформе и ждет, когда второй эшелон прибудет на первый путь.
На текущем, 362-м AI Аукционе выставлен «Пейзаж» (1879) Иосифа Евстафьевича Крачковского.
1 Вл. Чуйко. Академическая выставка // Художественные новости. 1887. № 8. С. 221.
2 Нива. № 13. 1902. С. 254.
3 Вл. Чуйко. Академическая выставка… С. 221.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210111_krachkovsky_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210111_krachkovsky_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.