Художник недели: Дмитрий Плавинский
ARTinvestment.RU   05 октября 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели Дмитрия Плавинского — ключевой фигуры советского художественного андеграунда, выдающегося живописца и графика, последовательно воплощающего в изобразительном искусстве свою уникальную философско-лингвистическую систему

Годы жизни: 1937–2012

Направление: нонконформизм

Вид искусства: живопись, графика, инсталляция

Жизнь и творчество

Дмитрий Петрович Плавинский родился 28 апреля 1937 года в Москве. В детстве он ходил в городскую художественную школу, с самого юного возраста увлекался классической музыкой и математикой. Высшее образование получил в Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года (1951–1956), где учился на театрально-декорационном отделении у Виктора Шестакова (бывшего некогда художником Государственного театра имени Вс. Мейерхольда). С конца 1950-х входил в круг художников, позднее названных нонконформистами.

В 1957 году работал в международной студии художников в парке им. Горького и участвовал в выставке во время VI международного фестиваля молодежи и студентов в Москве. С 1960-х годов принимал участие в многочисленных международных выставках нонконформистов в США, Англии, Италии, Германии, Франции, Швейцарии, Дании, Японии и других странах, сегодня его произведения входят в крупнейшие частные и музейные коллекции (подробнее об этом в биографии художника на AI). С 1975 года — член и постоянный участник выставок Горкома художников-графиков на Малой Грузинской, входил в число участников выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. Плавинский, без всякого сомнения, является одной из ключевых фигур неофициального советского искусства второй половины века и формирует своим творчеством обособленную линию в русском искусстве.

В начале творческого пути художник недолго работал в абстрактном направлении, оказавшись под впечатлением всплеска интереса к авангарду в московской художественной среде того времени. Однако довольно скоро он разработал свою неповторимую манеру, отсылающую к символистским корням поэзии Велимира Хлебникова. Искусство Плавинского соотносится и с особым словотворчеством поэта, основанном на интересе к народной культуре и мифологии, и с его поисками исторических закономерностей через идею о цикличности времени — опирающимися, в свою очередь, на концепцию «вечного возвращения» Ницше.

Довольно сильное влияние на Плавинского в творческом плане оказала и серия поездок по Средней Азии и русскому Северу (1958–1965). Художник начал увлекаться древними культурами, археологией, расширял свои познания в области мировых религий. В поездках по северным городам России (Новгороду, Пскову, Костроме, Ферапонтово и др.), он копировал фрески православных храмов, изучал русскую иконопись и палеографию. «Дима объездил всю страну, был на Севере и в Средней Азии, на Дальнем Востоке, Кавказе, в Молдавии, интересовался язычниками и староверами, буддизмом и исламом. Путешествовал один, в кедах, с рюкзачком. И на поезде, и пешком. Как угодно. Было четкое представление, что разные культуры существуют рядом друг с другом, дополняют друг друга и составляют общую культуру. Что мир невозможно разделить на Восток и Запад. И одно из важных достижений Димы, на мой взгляд, — он в своем творчестве объединил Восток и Запад. У него было целостное представление о мироздании, о Вселенной, о нашей Земле с ее геологией, археологией, географией, животными. Он — художник-космист. Он работал с символами» (Мария Плавинская).

Свой уникальный художественный методу автор охарактеризовал как «структурный символизм». В работах Плавинского многослойные фактурные и текстурные наслоения образуют своеобразные структуры. Семантически им соответствует понимание художником произведения искусства как системы иероглифических шифров из символов, которые взаимодействуют друг с другом через процессы наложения, вытеснения, столкновения и взаимоуничтожения. В 1970-х в записях Плавинского появляется понятие «советский ренессанс», применяемое им по отношению к современной ему художественной эпохе. Оно не только имеет смысл на фоне открытия мастеров Возрождения молодыми художниками 1970-х, но и подразумевает аналогию с так называемым русским философско-религиозным ренессансом начала XX века с его идеей о Всеединстве, взаимосвязи космических и земных процессов, отведением ведущей роли религии, через которую понимаются взаимоотношения природного и божественного. Русский космизм в лице Бердяева и Соловьева, естественнонаучные ответвления этого течения внесли немалый вклад в формирование многосложной философско-художественной концепции Плавинского.

Итак, в концептуальном плане творчество Плавинского не только переосмысливало последние лингвистические открытия Лотмана в области семотики, но и одновременно было созвучно западному структурализму с его исследованием сложных и противоречивых отношений между знаками в языковой структуре. Толкование символа художником вписывалось в проблематику философии и искусства постмодерна, которую он обогащал идеями русской религиозно-философской мысли. Действительно, в своих работах Плавинский соединял несоединимое, снимая противоречия между, на первый взгляд, полярно разнящимися эпохами, культурами и концепциями и объединяя их посредством своей сложной изобразительной системы.

С 1991 по 2004 годы художник жил и работал в Нью-Йорке. Из Америки вместе с женой совершал поездки в Европу, Грецию и Италию. Находясь в США, Плавинский участвовал во множестве значимых групповых выставочных проектов, его персональные выставки прошли в Mimi Ferzt Gallery (1995, 1998). В 2000 году в Нью-Йорке была издана внушительная монография о творчестве художника (John E. Bowlt et al., Dmitri Plavinsky, New York: Rizzoli International Publications, 2000). После возвращения в Москву продолжил активную творческую деятельность в России и за рубежом и не прекращал путешествовать до конца своих дней. Умер Дмитрий Плавинский 1 сентября 2012 года в Москве.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Дмитрия Плавинского входит живопись разных периодов, проданная в 2008–2015 годах тремя аукционными домами. Объединяет наиболее успешные для художника торги лишь город проведения — Лондон. Третий по величине результат был достигнут летом 2010 года: «Натюрморт» (1967, холст, масло) достался покупателю за $141 265 на Sotheby’s. Второе место занимает «Космический лист» (1987, холст, масло), проданный на Phillips De Pury за $156 325 зимой 2008 года. Самая дорогая работа художника нашла покупателя через лондонский Christie's осенью 2015 года: работа «Музыка Вивальди над Гранд-каналом» (1997, холст, масло, акрил, коллаж) ушла с молотка за $211 565.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 252 раза были выведены на аукционные торги, из них тиражная продукция — 159 работ, живопись — 34 работы, графика — 21 работа, смешанная техника — 19 работ, коллаж — 18 работ, скульптура представлена одной работой. Средняя стоимость проданных работ — $20,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $3,04 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 150 к 102 (60 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

1989–2010

36

28

78

8

2011–2015

66

52

79

14

2016–2020

150

70

47

80

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

РФ

103

68

66

35

Великобритания

74

46

62

28

США

56

26

46

30

Франция

12

8

67

4

Германия

5

0

0

5

Бельгия

1

1

100

0

Швеция

1

1

100

0

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п

Название

Покупка

Продажа

Срок владения, лет

Аукционный дом

Прибыль, $

CAGR, %

Год

Цена, $

Год

Цена, $

1

Абстрактная композиция с ключом

2015

11 962

2016

6 506

1

MacDougall's, Лондон

–5 456

–45,6

2

Забытая разрушенная церковь

2011

4 710

2012

3 290

1

Гелос, Москва

–1 420

–30,1

3

Без названия

2009

52 050

2014

36 920

1

Совком, Москва

–15 130

–29,1

4

Абстрактная композиция с ключом

2009

15 413

2015

11 962

1

MacDougall's, Лондон

–3 451

–22,4

5

Цвето-музыкальный овал

2011

54 940

2012

50 550

1

Совком, Москва

–4 390

–8,0

6

Черепаха

2007

3 814

2015

2 392

8

MacDougall's, Лондон

–1 422

–4,7

7

Без названия

2009

43 750

2009

52 050

1

Совком, Москва

8 300

19,0

8

Раскрытая Библия

2016

31 250

2018

43 243

2

Vladey, Москва

11 993

19,2

Работы Дмитрия Плавинского имеют 8 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) –12,7 %. Распределение работ по срокам владения данных для однозначного вывода не предоставляет: 6 из 8 сделок были совершены с разницей в один год, что свидетельствует о спекулятивном подходе. В то же время отмечаем, что обе успешне сделки с работами Плавинского произошли на московских аукционах. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 147 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в полтора раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 37 % продаж.

Более точную картину для понимания рынка Дмитрия Плавинского дают годы совершения трех топ-продаж: здесь и традиционный для современных российских художников 2008 год (пик «перегретого рынка»), и куда менее очевидные 2010-й и 2015-й. На двух последних остановимся отдельно: летом 2010 года, после годичного спада рынка русского искусства на западных аукционах, продается третья по стоимости работа художника (сам рынок частично восстановится только к сезону-2012). Ровно то же происходит под конец 2015 года: самая дорогая работа Плавинского продается после успешных сезонов 2013–2014, на спаде рынка. Другими словами, у художника есть свой коллекционер и свой рынок, которые слабо коррелируются с кризисом. Теперь смотрим на распределение аукционных продаж по периодам: за 2015-м годом последовало резкое увеличение выхода работ художника на публичные торги — 150 в последние пять лет против 70 в 2011–2015 годах. Активизация продавцов, впрочем, не нашла ответной реакции покупателей: количество непроданных лотов увеличилось практически вдвое. На наш взгляд, это хороший признак, означающий, что внимательный покупатель не реагирует на увеличение предложения обязательным спросом — а смотрит прежде всего на качество работы, репутацию аукционного дома и адекватность эстимейта работе и собственному бюджету.

Вслед за волной интереса коллекционеров к русскому авангарду (2006–2008) и соцреализму (2012–2014) следующим актуальным сегментом русского искусства сегодня становится нонконформизм. Об этом говорят не только отдельные продажи авторов, включенных в состав «русских недель», но и самостоятельные торги, прошедшие в сентябре 2020 года на Bonham’s и Sotheby’s (Bonham’s, кстати сказать, в последних летних «неделях» не участвовал, но нонконформистам посвятил отдельную осеннюю продажу). Работ Плавинского на обоих торгах в сумме было семь, стоимость самой дорогой составила $60 458, при эстимейте $8 941–25 254 (Sotheby’s). По меткому выражению одной из ведущих российских коллекционеров, «шестидесятники, победившие систему, — победят и кризис».

На текущем, 350-м AI Аукционе, представляющем расширенный список художников-нонконформистов, выставлена картина «Джорджия идет на посадку» (2003) с интереснейшим комментарием Марии Плавинской, написанным по просьбе AI.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201005_plavinsky_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201005_plavinsky_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх