Художник недели: Дмитрий Плавинский
История, ценовые и маркетинговые показатели Дмитрия Плавинского — ключевой фигуры советского художественного андеграунда, выдающегося живописца и графика, последовательно воплощающего в изобразительном искусстве свою уникальную философско-лингвистическую систему
Годы жизни: 1937–2012
Направление: нонконформизм
Вид искусства: живопись, графика, инсталляция
Жизнь и творчество
Дмитрий Петрович Плавинский родился 28 апреля 1937 года в Москве. В детстве он ходил в городскую художественную школу, с самого юного возраста увлекался классической музыкой и математикой. Высшее образование получил в Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года (1951–1956), где учился на театрально-декорационном отделении у Виктора Шестакова (бывшего некогда художником Государственного театра имени Вс. Мейерхольда). С конца 1950-х входил в круг художников, позднее названных нонконформистами.
В 1957 году работал в международной студии художников в парке им. Горького и участвовал в выставке во время VI международного фестиваля молодежи и студентов в Москве. С 1960-х годов принимал участие в многочисленных международных выставках нонконформистов в США, Англии, Италии, Германии, Франции, Швейцарии, Дании, Японии и других странах, сегодня его произведения входят в крупнейшие частные и музейные коллекции (подробнее об этом в биографии художника на AI). С 1975 года — член и постоянный участник выставок Горкома художников-графиков на Малой Грузинской, входил в число участников выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. Плавинский, без всякого сомнения, является одной из ключевых фигур неофициального советского искусства второй половины века и формирует своим творчеством обособленную линию в русском искусстве.
В начале творческого пути художник недолго работал в абстрактном направлении, оказавшись под впечатлением всплеска интереса к авангарду в московской художественной среде того времени. Однако довольно скоро он разработал свою неповторимую манеру, отсылающую к символистским корням поэзии Велимира Хлебникова. Искусство Плавинского соотносится и с особым словотворчеством поэта, основанном на интересе к народной культуре и мифологии, и с его поисками исторических закономерностей через идею о цикличности времени — опирающимися, в свою очередь, на концепцию «вечного возвращения» Ницше.
Довольно сильное влияние на Плавинского в творческом плане оказала и серия поездок по Средней Азии и русскому Северу (1958–1965). Художник начал увлекаться древними культурами, археологией, расширял свои познания в области мировых религий. В поездках по северным городам России (Новгороду, Пскову, Костроме, Ферапонтово и др.), он копировал фрески православных храмов, изучал русскую иконопись и палеографию. «Дима объездил всю страну, был на Севере и в Средней Азии, на Дальнем Востоке, Кавказе, в Молдавии, интересовался язычниками и староверами, буддизмом и исламом. Путешествовал один, в кедах, с рюкзачком. И на поезде, и пешком. Как угодно. Было четкое представление, что разные культуры существуют рядом друг с другом, дополняют друг друга и составляют общую культуру. Что мир невозможно разделить на Восток и Запад. И одно из важных достижений Димы, на мой взгляд, — он в своем творчестве объединил Восток и Запад. У него было целостное представление о мироздании, о Вселенной, о нашей Земле с ее геологией, археологией, географией, животными. Он — художник-космист. Он работал с символами» (Мария Плавинская).
Свой уникальный художественный методу автор охарактеризовал как «структурный символизм». В работах Плавинского многослойные фактурные и текстурные наслоения образуют своеобразные структуры. Семантически им соответствует понимание художником произведения искусства как системы иероглифических шифров из символов, которые взаимодействуют друг с другом через процессы наложения, вытеснения, столкновения и взаимоуничтожения. В 1970-х в записях Плавинского появляется понятие «советский ренессанс», применяемое им по отношению к современной ему художественной эпохе. Оно не только имеет смысл на фоне открытия мастеров Возрождения молодыми художниками 1970-х, но и подразумевает аналогию с так называемым русским философско-религиозным ренессансом начала XX века с его идеей о Всеединстве, взаимосвязи космических и земных процессов, отведением ведущей роли религии, через которую понимаются взаимоотношения природного и божественного. Русский космизм в лице Бердяева и Соловьева, естественнонаучные ответвления этого течения внесли немалый вклад в формирование многосложной философско-художественной концепции Плавинского.
Итак, в концептуальном плане творчество Плавинского не только переосмысливало последние лингвистические открытия Лотмана в области семотики, но и одновременно было созвучно западному структурализму с его исследованием сложных и противоречивых отношений между знаками в языковой структуре. Толкование символа художником вписывалось в проблематику философии и искусства постмодерна, которую он обогащал идеями русской религиозно-философской мысли. Действительно, в своих работах Плавинский соединял несоединимое, снимая противоречия между, на первый взгляд, полярно разнящимися эпохами, культурами и концепциями и объединяя их посредством своей сложной изобразительной системы.
С 1991 по 2004 годы художник жил и работал в Нью-Йорке. Из Америки вместе с женой совершал поездки в Европу, Грецию и Италию. Находясь в США, Плавинский участвовал во множестве значимых групповых выставочных проектов, его персональные выставки прошли в Mimi Ferzt Gallery (1995, 1998). В 2000 году в Нью-Йорке была издана внушительная монография о творчестве художника (John E. Bowlt et al., Dmitri Plavinsky, New York: Rizzoli International Publications, 2000). После возвращения в Москву продолжил активную творческую деятельность в России и за рубежом и не прекращал путешествовать до конца своих дней. Умер Дмитрий Плавинский 1 сентября 2012 года в Москве.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Дмитрия Плавинского входит живопись разных периодов, проданная в 2008–2015 годах тремя аукционными домами. Объединяет наиболее успешные для художника торги лишь город проведения — Лондон. Третий по величине результат был достигнут летом 2010 года: «Натюрморт» (1967, холст, масло) достался покупателю за $141 265 на Sotheby’s. Второе место занимает «Космический лист» (1987, холст, масло), проданный на Phillips De Pury за $156 325 зимой 2008 года. Самая дорогая работа художника нашла покупателя через лондонский Christie's осенью 2015 года: работа «Музыка Вивальди над Гранд-каналом» (1997, холст, масло, акрил, коллаж) ушла с молотка за $211 565.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 252 раза были выведены на аукционные торги, из них тиражная продукция — 159 работ, живопись — 34 работы, графика — 21 работа, смешанная техника — 19 работ, коллаж — 18 работ, скульптура представлена одной работой. Средняя стоимость проданных работ — $20,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $3,04 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 150 к 102 (60 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1989–2010 | 36 | 28 | 78 | 8 |
2011–2015 | 66 | 52 | 79 | 14 |
2016–2020 | 150 | 70 | 47 | 80 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 103 | 68 | 66 | 35 |
Великобритания | 74 | 46 | 62 | 28 |
США | 56 | 26 | 46 | 30 |
Франция | 12 | 8 | 67 | 4 |
Германия | 5 | 0 | 0 | 5 |
Бельгия | 1 | 1 | 100 | 0 |
Швеция | 1 | 1 | 100 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | |||||||
1 | Абстрактная композиция с ключом | 2015 | 11 962 | 2016 | 6 506 | 1 | MacDougall's, Лондон | –5 456 | –45,6 | |
2 | Забытая разрушенная церковь | 2011 | 4 710 | 2012 | 3 290 | 1 | Гелос, Москва | –1 420 | –30,1 | |
3 | Без названия | 2009 | 52 050 | 2014 | 36 920 | 1 | Совком, Москва | –15 130 | –29,1 | |
4 | Абстрактная композиция с ключом | 2009 | 15 413 | 2015 | 11 962 | 1 | MacDougall's, Лондон | –3 451 | –22,4 | |
5 | Цвето-музыкальный овал | 2011 | 54 940 | 2012 | 50 550 | 1 | Совком, Москва | –4 390 | –8,0 | |
6 | Черепаха | 2007 | 3 814 | 2015 | 2 392 | 8 | MacDougall's, Лондон | –1 422 | –4,7 | |
7 | Без названия | 2009 | 43 750 | 2009 | 52 050 | 1 | Совком, Москва | 8 300 | 19,0 | |
8 | Раскрытая Библия | 2016 | 31 250 | 2018 | 43 243 | 2 | Vladey, Москва | 11 993 | 19,2 |
Работы Дмитрия Плавинского имеют 8 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) –12,7 %. Распределение работ по срокам владения данных для однозначного вывода не предоставляет: 6 из 8 сделок были совершены с разницей в один год, что свидетельствует о спекулятивном подходе. В то же время отмечаем, что обе успешне сделки с работами Плавинского произошли на московских аукционах. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 147 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в полтора раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 37 % продаж.
Более точную картину для понимания рынка Дмитрия Плавинского дают годы совершения трех топ-продаж: здесь и традиционный для современных российских художников 2008 год (пик «перегретого рынка»), и куда менее очевидные 2010-й и 2015-й. На двух последних остановимся отдельно: летом 2010 года, после годичного спада рынка русского искусства на западных аукционах, продается третья по стоимости работа художника (сам рынок частично восстановится только к сезону-2012). Ровно то же происходит под конец 2015 года: самая дорогая работа Плавинского продается после успешных сезонов 2013–2014, на спаде рынка. Другими словами, у художника есть свой коллекционер и свой рынок, которые слабо коррелируются с кризисом. Теперь смотрим на распределение аукционных продаж по периодам: за 2015-м годом последовало резкое увеличение выхода работ художника на публичные торги — 150 в последние пять лет против 70 в 2011–2015 годах. Активизация продавцов, впрочем, не нашла ответной реакции покупателей: количество непроданных лотов увеличилось практически вдвое. На наш взгляд, это хороший признак, означающий, что внимательный покупатель не реагирует на увеличение предложения обязательным спросом — а смотрит прежде всего на качество работы, репутацию аукционного дома и адекватность эстимейта работе и собственному бюджету.
Вслед за волной интереса коллекционеров к русскому авангарду (2006–2008) и соцреализму (2012–2014) следующим актуальным сегментом русского искусства сегодня становится нонконформизм. Об этом говорят не только отдельные продажи авторов, включенных в состав «русских недель», но и самостоятельные торги, прошедшие в сентябре 2020 года на Bonham’s и Sotheby’s (Bonham’s, кстати сказать, в последних летних «неделях» не участвовал, но нонконформистам посвятил отдельную осеннюю продажу). Работ Плавинского на обоих торгах в сумме было семь, стоимость самой дорогой составила $60 458, при эстимейте $8 941–25 254 (Sotheby’s). По меткому выражению одной из ведущих российских коллекционеров, «шестидесятники, победившие систему, — победят и кризис».
На текущем, 350-м AI Аукционе, представляющем расширенный список художников-нонконформистов, выставлена картина «Джорджия идет на посадку» (2003) с интереснейшим комментарием Марии Плавинской, написанным по просьбе AI.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201005_plavinsky_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201005_plavinsky_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.