Художник недели: Евгений Лансере
История, ценовые и маркетинговые показатели мастера кабинетной скульптуры, одного из лучших анималистов второй половины XIX века и представителя династии Бенуа-Лансере-Серебряковых Евгения Александровича Лансере
Годы жизни: 1848–1886
Направление: анимализм
Вид искусства: скульптура
Жизнь и творчество
Человек удивительной судьбы, чей вклад в развитие отечественной культуры и искусства сложно переоценить, Евгений Александрович Лансере родился 12 (24) августа 1848 года в Моршанске, Тамбовской губернии, в семье статского советника, инженера путей сообщения Людвига Пауля (Александра Павловича) Лансере — сына офицера наполеоновской армии Поля Лансере, раненного в битве при Бородино и оставшегося затем в России. Искусством он начал интересоваться с самого детства. Известно, что уже в семилетнем возрасте, в 1855–1856 он учился рисунку в Екатеринославе (ныне г. Днепр, Украина) у художника С. Е. Плиса. Однако предпочтение отдавал все же лепке. Главным его интересом с ранних лет были лошади и всё с ними связанное.
Сестра художника Мария Александровна вспоминала: «Вырезал он артистически из карт лошадей и всадников. У него были целые полки рыцарей, казаков… Но Жене не нравилось, что видно ребро карты наверху лошадок, и он принялся, с большим трудом, конечно (воск ведь тверд), лепить, просто вставляя спички для ног лошадки… Первая его крошечная группа (с какой-то гравюры) была лошадь-мать, отбивающая своего жеребенка от волка. Лошадь была выкрашена белой краской, жеребенок — черной, волк — коричневой, с красным языком, а трава зеленая. Было это, вероятно, в 1859 году». Впрочем уже первые его опыты в лепке были настолько успешны, что в том же 1859-м он, одиннацатилетний, создал свою первую восковую «тройку», которая была подарена наследнику престола, будущему императору Александру III.
Большое влияние на судьбу Евгения Лансере оказал переезд в Санкт-Петербург в 1861 году. В год переезда отец, Александр Павлович, сумел познакомить сына с Иваном Айвазовским и одним из лучших на тот момент создателей анималистической скульптуры, автором знаменитых коней на Аничковом мосту Петром Карловичем Клодтом. Оба художника высоко оценили творчество юного скульптора и посоветовали его отцу не отдавать мальчика учиться в профильное художественное заведение, чтобы там не испортили его природный талант.
Судя по всему, совету Александр Лансере последовал, так как дальнейшее образование Евгений получал во 2-й классической гимназии Петербурга, а затем, в 1864–1870 учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета и даже работал переводчиком в Министерстве финансов. Однако стремление развивать свои художественные навыки его не покидало. С середины 1860-х годов, Евгений Лансере начал представлять свои работы в Императорской академии художеств и вскоре получил звание классного художника II степени. В 1869 году он становится художником I степени, а в 1876 году получает звание почетного вольного общника.
Профессионально художественному ремеслу Евгений Лансере не обучался, но и назвать его художником-самоучкой все же нельзя. Одновременно с занятиями в университете он много и плодотворно работал в мастерских известных петербургских скульпторов, в том числе в мастерской выдающего мастера кабинетной скульптуры Николая Либериха. В 1867 и 1876 годах он дважды ездил в Париж изучать художественное литье.
Умение работать с формой, композиционное совершенство и внимание к деталям быстро сделали Евгения Александровича востребованным и популярным автором кабинетной скульптуры. И если в 1860-е годы его работы преимущественно создавались по заказам, то в 1870-х многие его модели стали использоваться для создания серийных форм. Большую роль в популяризации и распространении творчества Евгения Лансере сыграл владелец литейной фабрики Феликс Шопен, в конце 1870-х годов купивший у скульптора ряд моделей, среди которых были знаменитые «Прощание казака с казачкой» и «Ловля дикой лошади».
В 1883 году Шопен отправил Лансере в Алжир. Именно после этой поездки скульптор создал целую серию арабских сюжетов, работ так называемого алжирского цикла. Несмотря на слабое здоровье, Евгений Александрович много путешествовал. И не только за рубежом. Большое количество сюжетов он вынес из своих поездок в Башкирию, по Волге и Кавказу. Главные темы его творчества, однако, оставались неизменны: этнографические и жанровые сценки и изображение военных. Всегда на лошади.
Одной из отличительных черт его искусства было стремление с документальной точностью передать малейшие нюансы внешности и движения персонажей. Не важно, касалось ли это национальных особенностей или воинской формы. В письме своему другу, редактору газеты «Новое время» В. С. Россоловскому, рассказывая о ходе работы над композицией «Богатырь со знаменем» (1885), он писал: «В настоящее время я занят большой фигурой русского богатыря времен [Владимира] Красного Солнышка. На барельефе пьедестала думаю изобразить некоторые подробности из сказаний об Илье Муромце. Но назвать так свою фигуру боюсь, как бы ни сделать какого-нибудь исторического промаха, который уже ничем потом не поправишь».
С тем же пристальным вниманием и точностью, используя в качестве подготовительного материала собственные зарисовки и фотографии, он изображал лошадей. Благо материала для подобных изображений у него было немало. Помимо своей работы в министерстве и творческой деятельности, Евгений Лансере занимался разведением лошадей. Занимался всерьез и довольно долгое время. Уже в 1877 году жена художника Екатерина Николаевна Бенуа-Лансере писала родителям в Петербург: «Женя начал работать, делает портрет своей лошади. Он очень доволен коннозаводством, у них 9 жеребят, один лучше другого». А в 1884 году он выкупил в собственность усадьбу Нескучное с половиной конезавода. Именно там, в Харьковском уезде, он и провел свои последние годы. 23 марта (4 апреля) 1886 года Евгений Александрович Лансере умер в Нескучном от чахотки.
Несмотря на долгую болезнь скульптора, из-за которой в последние годы жизни он почти не занимался творчеством, наследие Евгения Александровича Лансере составляет около 400 произведений — скульптура, малая пластика и предметы декоративно-прикладного искусства. Сам он не занимался отливкой, работая в основном с восковыми моделями, однако отливкой его произведений в серебре и бронзе занимались крупнейшие литейные фабрики страны — Овчинникова, Сазикова, Богуна, Грачёва, Соколова, Шопена, Днипнера. Сегодня его кабинетная скульптура по-прежнему высоко ценится коллекционерами и рынком и является своеобразным эталоном жанра.
Работы Евгения Лансере экспонировались при жизни скульптора на выставках в залах Академии художеств в Петербурге (1869–1874), международных художественных выставках в Лондоне (1872), Филадельфии (1876), Париже (1878), в «Русском отделе» Всемирной выставки в Вене (1873) и Антверпене (1885). Ретроспективные выставки автора, приуроченные к 100-летнему и 150-летнему юбилеям со дня его рождения, прошли в 1949 и 1998 в Государственной Третьяковской галерее.
Творчество скульптора представлено во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Национальном музее «Киевская картинная галерея» (бывший Киевский музей русского искусства), многочисленных частных коллекциях в РФ, Китае, США и странах Европы.
Финансовые показатели
Тройку самых дорогих работ Евгения Лансере составила скульптура, проданная в 2010–2012 годах в Нью-Йорке аукционным домом Sotheby’s: «Катание на тройке» показала результат $206 500 (2012), «Арабская игра на лошадях» была продана за $326 500 (2010). За самую дорогую скульптуру Лансере — «Арабские конные игры» — в 2011 году частный коллекционер заплатил, с учетом комиссии аукционного дома, $482 500. Следует отметить, что 19 из 20 самых дорогих работ скульптора были проданы Sotheby’s и Christie’s (Нью-Йорк и Лондон), и лишь одна — аукционным домом Stockholms Auktionsverk (Стокгольм). Также отметим, что большинству успешно проданных работ сопутствовал хороший провенанс — в частности, скульптура «Катание на тройке» (результат $206 500) ранее была подарена итальянским королем Умберто I (1844–1900) президенту Сената Италии графу Доменико Фарини.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации скульптор имеет 741 аукционную продажу, из них скульптура — 738 работ, живопись — 2 работы, графика — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $19,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $10,37 млн. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ 528 к 213 (71 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано | Не продано, шт. | |||
Шт. | % | |||
1986–2006 | 335 | 256 | 76 | 79 |
2007–2015 | 274 | 186 | 68 | 88 |
2016–2020 | 132 | 85 | 64 | 47 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано | Не продано, шт. | |||
Шт. | % | |||
Великобритания | 310 | 254 | 82 | 56 |
США | 125 | 84 | 67 | 41 |
Франция | 125 | 82 | 66 | 43 |
Германия | 52 | 34 | 65 | 18 |
РФ | 34 | 16 | 47 | 18 |
Бельгия | 26 | 18 | 69 | 8 |
Швеция | 16 | 12 | 75 | 4 |
Дания | 12 | 7 | 58 | 5 |
Швейцария | 9 | 7 | 78 | 2 |
Австрия | 6 | 3 | 50 | 3 |
Эстония | 5 | 0 | 0 | 5 |
Украина | 4 | 2 | 50 | 2 |
Польша | 4 | 2 | 50 | 2 |
Монако | 3 | 1 | 33 | 2 |
Канада | 2 | 2 | 100 | 0 |
Финляндия | 2 | 2 | 100 | 0 |
Италия | 2 | 1 | 50 | 1 |
Испания | 2 | 0 | 0 | 2 |
Румыния | 1 | 1 | 100 | 0 |
Израиль | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Верховой казак | 2004 | 4 200 | 2005 | 5 700 | 1 | Ivey-Selkirk Auctioneers, Сент-Луис | –1,500 | –26,3 |
2 | Казак верхом на коне и девушка | 1994 | 3 877 | 1995 | 4 712 | 1 | Литфонд, Москва | 835 | 21,5 |
Результаты повторных продаж Евгения Лансере не показательны по трем причинам. Во-первых, на публичном рынке таковых состоялось всего две (основная масса приходится на частный дилерский рынок), что не дает возможности хоть сколько-нибудь полагаться на данные статистики. Во-вторых, оба аукционных прецедента относятся к неудачному времени и географии: в середине 1990-х аукционный рынок РФ переживал период формирования, а покупатели провинциального аукционного дома в штате Миссури, США, в середине 2000-х могли и не оценить по достоинству работу классического русского скульптора (по этой же причине расширенная география продаж Лансере не является признаком стабильности на всех международных рынках — основными рынками для него все равно остаются РФ, Великобритания, Германия и Франция). В-третьих, для скульптуры XIX века характерен долгосрочный период владения, что не было выдержано владельцами: в обоих случаях период между покупкой и продажей в 12 месяцев говорит о спекулятивной природе сделок, что не всегда приводит к положительному результату с антиквариатом.
Воспользуемся подсчетом другого показателя — превышения эстимейта при успешных продажах (напомним, их доля составляет 71 % от общего числа аукционных прецедентов). Средний эстимейт всех проданных работ был превышен на 171 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 1,7 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 57 % продаж (275 работ из 482). Для российского автора с положительным балансом проданных и непроданных работ этот показатель является очень высоким.
На текущем, 331-м AI Аукционе выставлена бронзовая скульптура «Линейный казак с казачкой».
Источники: rusiskusstvo.ru, w.histrf.ru, 2spbg.ru, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200525_lanceray_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200525_lanceray_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.