Art Investment

Художник недели: Евгений Лансере

История, ценовые и маркетинговые показатели мастера кабинетной скульптуры, одного из лучших анималистов второй половины XIX века и представителя династии Бенуа-Лансере-Серебряковых Евгения Александровича Лансере

Годы жизни: 1848–1886

Направление: анимализм

Вид искусства: скульптура

Жизнь и творчество

Человек удивительной судьбы, чей вклад в развитие отечественной культуры и искусства сложно переоценить, Евгений Александрович Лансере родился 12 (24) августа 1848 года в Моршанске, Тамбовской губернии, в семье статского советника, инженера путей сообщения Людвига Пауля (Александра Павловича) Лансере — сына офицера наполеоновской армии Поля Лансере, раненного в битве при Бородино и оставшегося затем в России. Искусством он начал интересоваться с самого детства. Известно, что уже в семилетнем возрасте, в 1855–1856 он учился рисунку в Екатеринославе (ныне г. Днепр, Украина) у художника С. Е. Плиса. Однако предпочтение отдавал все же лепке. Главным его интересом с ранних лет были лошади и всё с ними связанное.

Сестра художника Мария Александровна вспоминала: «Вырезал он артистически из карт лошадей и всадников. У него были целые полки рыцарей, казаков… Но Жене не нравилось, что видно ребро карты наверху лошадок, и он принялся, с большим трудом, конечно (воск ведь тверд), лепить, просто вставляя спички для ног лошадки… Первая его крошечная группа (с какой-то гравюры) была лошадь-мать, отбивающая своего жеребенка от волка. Лошадь была выкрашена белой краской, жеребенок — черной, волк — коричневой, с красным языком, а трава зеленая. Было это, вероятно, в 1859 году». Впрочем уже первые его опыты в лепке были настолько успешны, что в том же 1859-м он, одиннацатилетний, создал свою первую восковую «тройку», которая была подарена наследнику престола, будущему императору Александру III.

Большое влияние на судьбу Евгения Лансере оказал переезд в Санкт-Петербург в 1861 году. В год переезда отец, Александр Павлович, сумел познакомить сына с Иваном Айвазовским и одним из лучших на тот момент создателей анималистической скульптуры, автором знаменитых коней на Аничковом мосту Петром Карловичем Клодтом. Оба художника высоко оценили творчество юного скульптора и посоветовали его отцу не отдавать мальчика учиться в профильное художественное заведение, чтобы там не испортили его природный талант.

Судя по всему, совету Александр Лансере последовал, так как дальнейшее образование Евгений получал во 2-й классической гимназии Петербурга, а затем, в 1864–1870 учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета и даже работал переводчиком в Министерстве финансов. Однако стремление развивать свои художественные навыки его не покидало. С середины 1860-х годов, Евгений Лансере начал представлять свои работы в Императорской академии художеств и вскоре получил звание классного художника II степени. В 1869 году он становится художником I степени, а в 1876 году получает звание почетного вольного общника.

Профессионально художественному ремеслу Евгений Лансере не обучался, но и назвать его художником-самоучкой все же нельзя. Одновременно с занятиями в университете он много и плодотворно работал в мастерских известных петербургских скульпторов, в том числе в мастерской выдающего мастера кабинетной скульптуры Николая Либериха. В 1867 и 1876 годах он дважды ездил в Париж изучать художественное литье.

Умение работать с формой, композиционное совершенство и внимание к деталям быстро сделали Евгения Александровича востребованным и популярным автором кабинетной скульптуры. И если в 1860-е годы его работы преимущественно создавались по заказам, то в 1870-х многие его модели стали использоваться для создания серийных форм. Большую роль в популяризации и распространении творчества Евгения Лансере сыграл владелец литейной фабрики Феликс Шопен, в конце 1870-х годов купивший у скульптора ряд моделей, среди которых были знаменитые «Прощание казака с казачкой» и «Ловля дикой лошади».

В 1883 году Шопен отправил Лансере в Алжир. Именно после этой поездки скульптор создал целую серию арабских сюжетов, работ так называемого алжирского цикла. Несмотря на слабое здоровье, Евгений Александрович много путешествовал. И не только за рубежом. Большое количество сюжетов он вынес из своих поездок в Башкирию, по Волге и Кавказу. Главные темы его творчества, однако, оставались неизменны: этнографические и жанровые сценки и изображение военных. Всегда на лошади.

Одной из отличительных черт его искусства было стремление с документальной точностью передать малейшие нюансы внешности и движения персонажей. Не важно, касалось ли это национальных особенностей или воинской формы. В письме своему другу, редактору газеты «Новое время» В. С. Россоловскому, рассказывая о ходе работы над композицией «Богатырь со знаменем» (1885), он писал: «В настоящее время я занят большой фигурой русского богатыря времен [Владимира] Красного Солнышка. На барельефе пьедестала думаю изобразить некоторые подробности из сказаний об Илье Муромце. Но назвать так свою фигуру боюсь, как бы ни сделать какого-нибудь исторического промаха, который уже ничем потом не поправишь».

С тем же пристальным вниманием и точностью, используя в качестве подготовительного материала собственные зарисовки и фотографии, он изображал лошадей. Благо материала для подобных изображений у него было немало. Помимо своей работы в министерстве и творческой деятельности, Евгений Лансере занимался разведением лошадей. Занимался всерьез и довольно долгое время. Уже в 1877 году жена художника Екатерина Николаевна Бенуа-Лансере писала родителям в Петербург: «Женя начал работать, делает портрет своей лошади. Он очень доволен коннозаводством, у них 9 жеребят, один лучше другого». А в 1884 году он выкупил в собственность усадьбу Нескучное с половиной конезавода. Именно там, в Харьковском уезде, он и провел свои последние годы. 23 марта (4 апреля) 1886 года Евгений Александрович Лансере умер в Нескучном от чахотки.

Несмотря на долгую болезнь скульптора, из-за которой в последние годы жизни он почти не занимался творчеством, наследие Евгения Александровича Лансере составляет около 400 произведений — скульптура, малая пластика и предметы декоративно-прикладного искусства. Сам он не занимался отливкой, работая в основном с восковыми моделями, однако отливкой его произведений в серебре и бронзе занимались крупнейшие литейные фабрики страны — Овчинникова, Сазикова, Богуна, Грачёва, Соколова, Шопена, Днипнера. Сегодня его кабинетная скульптура по-прежнему высоко ценится коллекционерами и рынком и является своеобразным эталоном жанра.

Работы Евгения Лансере экспонировались при жизни скульптора на выставках в залах Академии художеств в Петербурге (1869–1874), международных художественных выставках в Лондоне (1872), Филадельфии (1876), Париже (1878), в «Русском отделе» Всемирной выставки в Вене (1873) и Антверпене (1885). Ретроспективные выставки автора, приуроченные к 100-летнему и 150-летнему юбилеям со дня его рождения, прошли в 1949 и 1998 в Государственной Третьяковской галерее.

Творчество скульптора представлено во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Национальном музее «Киевская картинная галерея» (бывший Киевский музей русского искусства), многочисленных частных коллекциях в РФ, Китае, США и странах Европы.

Финансовые показатели

Тройку самых дорогих работ Евгения Лансере составила скульптура, проданная в 2010–2012 годах в Нью-Йорке аукционным домом Sotheby’s: «Катание на тройке» показала результат $206 500 (2012), «Арабская игра на лошадях» была продана за $326 500 (2010). За самую дорогую скульптуру Лансере — «Арабские конные игры» — в 2011 году частный коллекционер заплатил, с учетом комиссии аукционного дома, $482 500. Следует отметить, что 19 из 20 самых дорогих работ скульптора были проданы Sotheby’s и Christie’s (Нью-Йорк и Лондон), и лишь одна — аукционным домом Stockholms Auktionsverk (Стокгольм). Также отметим, что большинству успешно проданных работ сопутствовал хороший провенанс — в частности, скульптура «Катание на тройке» (результат $206 500) ранее была подарена итальянским королем Умберто I (1844–1900) президенту Сената Италии графу Доменико Фарини.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации скульптор имеет 741 аукционную продажу, из них скульптура — 738 работ, живопись — 2 работы, графика — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $19,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $10,37 млн. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ 528 к 213 (71 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано Не продано, шт.
Шт. %
1986–2006 335 256 76 79
2007–2015 274 186 68 88
2016–2020 132 85 64 47

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано Не продано, шт.
Шт. %
Великобритания 310 254 82 56
США 125 84 67 41
Франция 125 82 66 43
Германия 52 34 65 18
РФ 34 16 47 18
Бельгия 26 18 69 8
Швеция 16 12 75 4
Дания 12 7 58 5
Швейцария 9 7 78 2
Австрия 6 3 50 3
Эстония 5 0 0 5
Украина 4 2 50 2
Польша 4 2 50 2
Монако 3 1 33 2
Канада 2 2 100 0
Финляндия 2 2 100 0
Италия 2 1 50 1
Испания 2 0 0 2
Румыния 1 1 100 0
Израиль 1 0 0 1

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом Прибыль, $ CAGR, %
Год Цена, $ Год Цена, $
1 Верховой казак 2004 4 200 2005 5 700 1 Ivey-Selkirk Auctioneers, Сент-Луис –1,500 –26,3
2 Казак верхом на коне и девушка 1994 3 877 1995 4 712 1 Литфонд, Москва 835 21,5

Результаты повторных продаж Евгения Лансере не показательны по трем причинам. Во-первых, на публичном рынке таковых состоялось всего две (основная масса приходится на частный дилерский рынок), что не дает возможности хоть сколько-нибудь полагаться на данные статистики. Во-вторых, оба аукционных прецедента относятся к неудачному времени и географии: в середине 1990-х аукционный рынок РФ переживал период формирования, а покупатели провинциального аукционного дома в штате Миссури, США, в середине 2000-х могли и не оценить по достоинству работу классического русского скульптора (по этой же причине расширенная география продаж Лансере не является признаком стабильности на всех международных рынках — основными рынками для него все равно остаются РФ, Великобритания, Германия и Франция). В-третьих, для скульптуры XIX века характерен долгосрочный период владения, что не было выдержано владельцами: в обоих случаях период между покупкой и продажей в 12 месяцев говорит о спекулятивной природе сделок, что не всегда приводит к положительному результату с антиквариатом.

Воспользуемся подсчетом другого показателя — превышения эстимейта при успешных продажах (напомним, их доля составляет 71 % от общего числа аукционных прецедентов). Средний эстимейт всех проданных работ был превышен на 171 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 1,7 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 57 % продаж (275 работ из 482). Для российского автора с положительным балансом проданных и непроданных работ этот показатель является очень высоким.

На текущем, 331-м AI Аукционе выставлена бронзовая скульптура «Линейный казак с казачкой».

Источники: rusiskusstvo.ru, w.histrf.ru, 2spbg.ru, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200525_lanceray_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200525_lanceray_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».