Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


Художник недели: Павел Леонов
ARTinvestment.RU   04 мая 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели художника-самоучки, выдающегося представителя отечественного наивного искусства Павла Петровича Леонова

Годы жизни: 1920–2011

Направление: наивное искусство, ар-брют

Вид искусства: живопись

Жизнь и творчество

Как это часто бывает у представителей ар-брюта, искусство как основное занятие пришло в жизнь Павла Петровича Леонова довольно поздно: на восьмом десятке лет. Признанным художником он стал лишь в начале 1990-х, до того успев побыть военным, шахтером, штукатуром и много кем еще.

Павел Петрович Леонов родился 20 декабря 1920 года в селе Волотовское Орловской губернии. После окончания школы-семилетки он начал работать в местной избе-читальне и в колхозе, помогал рисовать стенгазеты и наглядную агитацию и всё больше интересовался искусством. Подумывая о художественном образовании, он решил покинуть село и уехать в город. Сделать это ему удалось, лишь преодолев сопротивление отца: «…Отец нас с братом морил голодом. Устроил так, что меня выбросили с работы в избе-читальне, порвал мои метрические справки, а председателю колхоза говорил, чтоб не давал мне документы и справку из колхоза на получение паспорта. Он говорил, что заставит меня работать в колхозе…» Получив паспорт в 1937 (или 1938) году, Леонов смог покинуть отчий дом.

Самостоятельная жизнь началась для будущего художника не слишком успешно: в 1939 году, за конфликт с военнослужащим, он был арестован и следующие несколько лет, до 1942-го, провел в колонии города Поти в Грузии, работая в местном столярном цехе, годы спустя ставшем одним из узнаваемых мотивов живописных работ Леонова. Оказавшись на свободе, Павел Леонов решил стать кадровым военным и с 1942-го по 1944 год он учился на командира отделения в Бакинском военном училище. В марте 1945 года он был отправлен на фронт, воевал в Венгрии.

В 1946–1947 Леонов работал шахтером в Ростовской области. Однако в конце 1940-х, из-за самовольного оставления работы, он был арестован и несколько следующих лет провел в колонии. Освободившись по амнистии в 1948-м, до 1953 года работал в Туле на строительстве железной дороги.

В 1954-м Леонов уехал в Сибирь, а в 1955-м перебрался на Камчатку, стал работать штукатуром. Возможно, именно работа с красками вновь вызвала в его памяти былой интерес к искусству, и в том же 1955 году он создал свою первую работу маслом. По воспоминаниям художника, на 1955 год приходится и его первый контакт с московским Заочным народным университетом искусств (ЗНУИ): он попытался получить там справку о том, что он художник, чтобы снова не попасть под суд по обвинению в бродяжничестве и тунеядстве. План, видимо, не сработал, и в 1960 году Леонов уехал с Камчатки в Казахстан, где продолжил работать штукатуром в Бурминском зерносовхозе Карабалицкого района вплоть до 1968 года.

В 1968 году, на пороге собственного 50-летия, Павел Леонов решает остепениться. Он уезжает из Казахстана и поступает в учиться в ЗНУИ, где дистанционно, общаясь с преподавателями по переписке, получает художественное образование. Среди преподавателей Леонова был Михаил Рогинский — он высоко ценил талант художника-самоучки и называл его «Дон-Кихотом советского времени».

Это определение достаточно точно описывает личность и творческую манеру Леонова: за свою бурную жизнь он видел гораздо больше мест и людей, чем обычный человек, но проявлял интерес, а также воспринимал и запоминал увиденное и пережитое очень по-своему, избирательно. Он не знал, например, что его учитель по переписке Рогинский — известный художник. Мимо него прошли и изменения общественного порядка 1980-х, 1990-х, да и начала 2000-х годов. Окружающий мир в глобальном смысле его мало интересовал. Движущей силой его творчества была внутренняя жизнь — сюжеты картин рождались в процессе осмысления и переживания увиденного, услышанного, прочитанного. Он создавал собственный мир, населяя его множеством машин, зверей, растений и персонажей, сопровождавших его ежедневный быт, среди которых были как члены его семьи, так и люди, виденные им по телевизору.

В 1990-х источником сюжетов его картин были не события, происходившие вокруг него, а переработанные в его сознании почти в мифические образы воспоминания о прошлом (жизни в Грузии, на просторах Камчатки, в степи Казахстана), виденном — в новостях или цирке, который он особенно любил, и размышления о будущем. Но будущем своеобразном — утопии, главное место в которой занимает идеально устроенное село или деревня. Его работы — своеобразные модели идеального мира, как его понимал художник. «Надо рисовать так, чтобы картина была как учебник — чтобы там были и буквы и рисунки, чтобы инженеру, проектировщику была польза — посмотрел и понял, как надо устроить деревню», — говорил художник в одном из своих интервью.

К 1990-м годам относится расцвет творчества художника. С 1991 года, после знакомства с Ольгой Дьяконицыной, которая открыла талант Леонова публике, он создал десятки работ по заказам многочисленных почитателей собственного творчества, его холсты были включены в экспозиции множества выставок как в стране, так и за рубежом. Период активного творчества Леонова продлился до 2006 года. В этом году, после смерти жены Зины (её довольно часто можно встретить на холстах художника), Павел Леонов прекратил занятия творчеством и переехал жить к сыну в поселок Савино Ивановской области, где и умер 25 марта 2011 года в возрасте 90 лет.

Наивная живопись Павла Леонова была высоко оценена международным культурным сообществом: художник получил Гран-при на выставке Insita-1997 (Братислава, Словакия) и Международном конкурсе наивного искусства в галерее Pro Art Kasper (Швейцария, 2000). Работы были включены в групповые экспозиции, показанные в Московском музее современного искусства, Gallerie Saint-Etienne (Нью-Йорк, США) и Ziv Gallery (Эдинбург, Шотландия). Документальные фильмы о самом художнике и его работе были сняты в 1998 («Леонов и его жена Зина вышли гулять», Россия) и 1999 году («Leonov», Нидерланды).

Работы художника находятся в музейных собраниях Владимиро-Суздальского музея-заповедника, музея в Царицыно, музея наивного искусства в Москве, музея Органической Культуры в Коломне, а также Национальной галереи Хорватии и музея Шарлотты Цандер (Германия). География присутствия в частных коллекциях распространяется значительно шире: помимо России, Хорватии и Германии, живопись Павла Леонова присутствует в приватных собраниях из США, Великобритании и Франции.

Согласно сайту artfacts.net, за пределами России работы Павла Леонова можно приобрести через галереи Galerie Hamer (Амстердам, Нидерланды) и Henry Boxer Gallery (Ричмонд, Великобритания).

Финансовые показатели

Две из трех самых дорогих работ Павла Леонова были проданы на аукционах за пределами России: в 2009 году на австрийском Dorotheum за $7 423 ушла живопись «Цирк» (1997), в 2012 году за $6 250 была продана работа «Пустыне нужны сайгаки» (1999). Третья по стоимости работа реализована через AI Аукцион в 2016 году: «Цирк» (1992) нашла своего владельца в России за $4 935.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 13 аукционных продаж, все работы — живопись. Средняя стоимость проданной работы — $4,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $25,1 тыс. Имеет баланс проданных и непроданных работ 6 к 7 (46 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Всего продаж, ед. Успешных, ед. Неуспешных, ед. Доля успешных, %
2008–2010 4 1 3 25
2011–2015 3 1 2 33
2016–2020 6 4 2 67

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна продажи Всего продаж, ед. Успешных, ед. Неуспешных, ед. Доля успешных, %
РФ 8 4 4 50
Австрия 4 1 3 25
Латвия 1 1 0 100

Аукционная история Павла Леонова к настоящему моменту не имеет повторных продаж: предложение на работы художника очень ограничено, живопись появляется на рынке редко, в бóльшей степени на приватном и за рубежом (Великобритания, Германия). В свою очередь, коллекционеры предпочитают владеть работами Леонова, не перепродавая их. При этом возросший интерес к направлению ар-брют в последние годы вдвое увеличил количество успешных аукционных продаж художника по сравнению с периодом десятилетней давности.

К сожалению, на Западе наивному искусству художников из «русского круга» сегодня уделяется гораздо больше внимания. По мнению зарубежных специалистов, среди его главных имен — Нико Пиросмани, Мария Примаченко и Павел Леонов.

На текущем, 328-м AI Аукционе выставлена работа Павла Леонова «В селе на празднике».

Источники:
https://tanjand.livejournal.com/1907060.html
http://klub-mastera.narod.ru/publ/tvorchestvo_masterov/rasskazy_o_ljudjakh_zemli_pokrovskoj/pavel_leonov_khudozhnik_ne_ot_mira_sego/45-1-0-811
http://pavelleonov.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200504_leonov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200504_leonov_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх