Художник недели: Павел Леонов
ARTinvestment.RU 04 мая 2020
История, ценовые и маркетинговые показатели художника-самоучки, выдающегося представителя отечественного наивного искусства Павла Петровича Леонова
Годы жизни: 1920–2011
Направление: наивное искусство, ар-брют
Вид искусства: живопись
Жизнь и творчество
Как это часто бывает у представителей ар-брюта, искусство как основное занятие пришло в жизнь Павла Петровича Леонова довольно поздно: на восьмом десятке лет. Признанным художником он стал лишь в начале 1990-х, до того успев побыть военным, шахтером, штукатуром и много кем еще.
Павел Петрович Леонов родился 20 декабря 1920 года в селе Волотовское Орловской губернии. После окончания школы-семилетки он начал работать в местной избе-читальне и в колхозе, помогал рисовать стенгазеты и наглядную агитацию и всё больше интересовался искусством. Подумывая о художественном образовании, он решил покинуть село и уехать в город. Сделать это ему удалось, лишь преодолев сопротивление отца: «…Отец нас с братом морил голодом. Устроил так, что меня выбросили с работы в избе-читальне, порвал мои метрические справки, а председателю колхоза говорил, чтоб не давал мне документы и справку из колхоза на получение паспорта. Он говорил, что заставит меня работать в колхозе…» Получив паспорт в 1937 (или 1938) году, Леонов смог покинуть отчий дом.
Самостоятельная жизнь началась для будущего художника не слишком успешно: в 1939 году, за конфликт с военнослужащим, он был арестован и следующие несколько лет, до 1942-го, провел в колонии города Поти в Грузии, работая в местном столярном цехе, годы спустя ставшем одним из узнаваемых мотивов живописных работ Леонова. Оказавшись на свободе, Павел Леонов решил стать кадровым военным и с 1942-го по 1944 год он учился на командира отделения в Бакинском военном училище. В марте 1945 года он был отправлен на фронт, воевал в Венгрии.
В 1946–1947 Леонов работал шахтером в Ростовской области. Однако в конце 1940-х, из-за самовольного оставления работы, он был арестован и несколько следующих лет провел в колонии. Освободившись по амнистии в 1948-м, до 1953 года работал в Туле на строительстве железной дороги.
В 1954-м Леонов уехал в Сибирь, а в 1955-м перебрался на Камчатку, стал работать штукатуром. Возможно, именно работа с красками вновь вызвала в его памяти былой интерес к искусству, и в том же 1955 году он создал свою первую работу маслом. По воспоминаниям художника, на 1955 год приходится и его первый контакт с московским Заочным народным университетом искусств (ЗНУИ): он попытался получить там справку о том, что он художник, чтобы снова не попасть под суд по обвинению в бродяжничестве и тунеядстве. План, видимо, не сработал, и в 1960 году Леонов уехал с Камчатки в Казахстан, где продолжил работать штукатуром в Бурминском зерносовхозе Карабалицкого района вплоть до 1968 года.
В 1968 году, на пороге собственного 50-летия, Павел Леонов решает остепениться. Он уезжает из Казахстана и поступает в учиться в ЗНУИ, где дистанционно, общаясь с преподавателями по переписке, получает художественное образование. Среди преподавателей Леонова был Михаил Рогинский — он высоко ценил талант художника-самоучки и называл его «Дон-Кихотом советского времени».
Это определение достаточно точно описывает личность и творческую манеру Леонова: за свою бурную жизнь он видел гораздо больше мест и людей, чем обычный человек, но проявлял интерес, а также воспринимал и запоминал увиденное и пережитое очень по-своему, избирательно. Он не знал, например, что его учитель по переписке Рогинский — известный художник. Мимо него прошли и изменения общественного порядка 1980-х, 1990-х, да и начала 2000-х годов. Окружающий мир в глобальном смысле его мало интересовал. Движущей силой его творчества была внутренняя жизнь — сюжеты картин рождались в процессе осмысления и переживания увиденного, услышанного, прочитанного. Он создавал собственный мир, населяя его множеством машин, зверей, растений и персонажей, сопровождавших его ежедневный быт, среди которых были как члены его семьи, так и люди, виденные им по телевизору.
В 1990-х источником сюжетов его картин были не события, происходившие вокруг него, а переработанные в его сознании почти в мифические образы воспоминания о прошлом (жизни в Грузии, на просторах Камчатки, в степи Казахстана), виденном — в новостях или цирке, который он особенно любил, и размышления о будущем. Но будущем своеобразном — утопии, главное место в которой занимает идеально устроенное село или деревня. Его работы — своеобразные модели идеального мира, как его понимал художник. «Надо рисовать так, чтобы картина была как учебник — чтобы там были и буквы и рисунки, чтобы инженеру, проектировщику была польза — посмотрел и понял, как надо устроить деревню», — говорил художник в одном из своих интервью.
К 1990-м годам относится расцвет творчества художника. С 1991 года, после знакомства с Ольгой Дьяконицыной, которая открыла талант Леонова публике, он создал десятки работ по заказам многочисленных почитателей собственного творчества, его холсты были включены в экспозиции множества выставок как в стране, так и за рубежом. Период активного творчества Леонова продлился до 2006 года. В этом году, после смерти жены Зины (её довольно часто можно встретить на холстах художника), Павел Леонов прекратил занятия творчеством и переехал жить к сыну в поселок Савино Ивановской области, где и умер 25 марта 2011 года в возрасте 90 лет.
Наивная живопись Павла Леонова была высоко оценена международным культурным сообществом: художник получил Гран-при на выставке Insita-1997 (Братислава, Словакия) и Международном конкурсе наивного искусства в галерее Pro Art Kasper (Швейцария, 2000). Работы были включены в групповые экспозиции, показанные в Московском музее современного искусства, Gallerie Saint-Etienne (Нью-Йорк, США) и Ziv Gallery (Эдинбург, Шотландия). Документальные фильмы о самом художнике и его работе были сняты в 1998 («Леонов и его жена Зина вышли гулять», Россия) и 1999 году («Leonov», Нидерланды).
Работы художника находятся в музейных собраниях Владимиро-Суздальского музея-заповедника, музея в Царицыно, музея наивного искусства в Москве, музея Органической Культуры в Коломне, а также Национальной галереи Хорватии и музея Шарлотты Цандер (Германия). География присутствия в частных коллекциях распространяется значительно шире: помимо России, Хорватии и Германии, живопись Павла Леонова присутствует в приватных собраниях из США, Великобритании и Франции.
Согласно сайту artfacts.net, за пределами России работы Павла Леонова можно приобрести через галереи Galerie Hamer (Амстердам, Нидерланды) и Henry Boxer Gallery (Ричмонд, Великобритания).
Финансовые показатели
Две из трех самых дорогих работ Павла Леонова были проданы на аукционах за пределами России: в 2009 году на австрийском Dorotheum за $7 423 ушла живопись «Цирк» (1997), в 2012 году за $6 250 была продана работа «Пустыне нужны сайгаки» (1999). Третья по стоимости работа реализована через AI Аукцион в 2016 году: «Цирк» (1992) нашла своего владельца в России за $4 935.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 13 аукционных продаж, все работы — живопись. Средняя стоимость проданной работы — $4,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $25,1 тыс. Имеет баланс проданных и непроданных работ 6 к 7 (46 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
2008–2010 | 4 | 1 | 3 | 25 |
2011–2015 | 3 | 1 | 2 | 33 |
2016–2020 | 6 | 4 | 2 | 67 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна продажи | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
РФ | 8 | 4 | 4 | 50 |
Австрия | 4 | 1 | 3 | 25 |
Латвия | 1 | 1 | 0 | 100 |
Аукционная история Павла Леонова к настоящему моменту не имеет повторных продаж: предложение на работы художника очень ограничено, живопись появляется на рынке редко, в бóльшей степени на приватном и за рубежом (Великобритания, Германия). В свою очередь, коллекционеры предпочитают владеть работами Леонова, не перепродавая их. При этом возросший интерес к направлению ар-брют в последние годы вдвое увеличил количество успешных аукционных продаж художника по сравнению с периодом десятилетней давности.
К сожалению, на Западе наивному искусству художников из «русского круга» сегодня уделяется гораздо больше внимания. По мнению зарубежных специалистов, среди его главных имен — Нико Пиросмани, Мария Примаченко и Павел Леонов.
На текущем, 328-м AI Аукционе выставлена работа Павла Леонова «В селе на празднике».
Источники:
tanjand.livejournal.com
klub-mastera.narod.ru
pavelleonov.ru
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200504_leonov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200504_leonov_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 03.02.2023 Власти США перепроверят связи аукционных домов с попавшими под санкции российскими бизнесменами Упоминаются фамилии Андрея Мельниченко, Виктора Вексельберга и Романа Абрамовича
- 02.02.2023 Новое исследование объясняет эффект дымки на картинах Моне и Тернера загрязнением воздуха Ученые изучили около сотни картин двух художников
- 31.01.2023 Купленная в антикварной лавке люстра оказалась работой Джакометти Теперь ее стоимость может достигать $3 млн
- 31.01.2023 Франция приобретает картину Кайботта за $47 млн Средства на покупку получены от корпорации LVMH
- 27.01.2023 MutualArt анализирует рынок работ Клода Моне в 2022 году Объем продаж на вторичном рынке составил $539 млн
- 03.02.2023 Итоги AI аукциона № 465 Общая выручка составила 11 млн рублей
- 01.02.2023 Лондонская Национальная галерея купила картину Каваллино на торгах Sotheby’s Работа установила рекорд на произведения художника на отметке в $3,9 млн
- 30.01.2023 Sotheby’s провел торги нового формата Суммарная выручка составила $8,5 млн
- 27.01.2023 Торги работами старых мастеров, включая коллекцию Фиша, принесли Sotheby’s $78,3 млн Установлен новый рекорд на работы Бронзино
- 27.01.2023 Итоги AI аукциона № 464 Общая выручка составила 8 млн рублей
- 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
- 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
- 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
- 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
- 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
- 03.02.2023 В московском Манеже открылся проект «ДК СССР» На выставке представлено более 700 образцов советской культуры
- 02.02.2023 Музей Фаберже готовит масштабную ретроспективу Бориса Григорьева Этим проектом откроется новое выставочное пространство музея
- 01.02.2023 Новое пространство Музея AZ открылось на Маросейке Первая выставка посвящена живописи Федора Семенова-Амурского
- 30.01.2023 В феврале в музее АРТ4 откроется постоянная экспозиция Проект «Щель» объединит работы Кабакова, Гороховского, Бродского, Краснопевцева и других художников
- 26.01.2023 В Третьяковке продолжает работать выставка-маршрут «Отвергнутые шедевры» Проект позволяет по-новому взглянуть на известные шедевры
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн